«Огонь»: рецензия на фильм
Как однажды сказал губернатор Красноярского края Александр Усс: «Тушить лесные пожары невыгодно». Зато, как оказалось, выгодно снимать фильм про сотрудников МЧС, которые их всё-таки тушат. Фильм «Огонь» как раз обэтом. Забавно и страшно то, что некоторые кадры снимались на фоне реальных лесных пожаров в Красноярском крае. Но не будем долго разбирать общий цинизм ситуации, и всё-таки обратимся к фильму.
Стоит сразу сказать, упоминание о том, что фильм от создателей «Экипажа» — это не просто так. Фильмы будто сделаны по одной методичке. Есть герои, есть катастрофа и 33 несчастья на пути героев, которые спасают людей и спасаются сами. И с каждой минутой трудностей все больше, а препятствия всё непреодолимее. Но стоит отметить, что если в «Экипаже» многие моменты выглядели откровенно фантастическими, то тут уже набившие руку творцы смогли снизить градус нереальности. Кроме того, подобные клише на то и добавлены, что срабатывают. Хотя есть и моменты, которые сделаны откровенно хуже. Впрочем,обо всё по порядку.
Сюжет
Фильм начинается со сцены уровня «Властелина Колец» или «Гарри Поттера», в плане волшебства. Огонь внезапно показывается не как стихия, а как сущность, которая обладает разумом и способна на хитрость и коварство. Самое забавное, что его изобразят так всего один раз, и в дальнейшем он будет вполне себе огнём. Немного странная попытка задать главный тон фильму – огонь опасен.
Лесные пожары полыхают по всей России, все сотрудники МЧС от диспетчеров до глав тянут из себя жилы и пытаются исправить положение. И среди них — команда героев фильма, во главе с Константином Хабенским: десантники-пожарные, отправившиеся на вызов с лицами астронавтов из фильма «Армагеддон». Не жалея себя они будут спасать жителей деревни окруженной лесным пожаром. Само собой всё идёт не по плану и ситуация становиться всё хуже и труднее. Но герои не сдаются и делают всё, что в их силах для спасения людей. Тут можно было бы придраться к очевидности сюжета, но создателям удаётся и обыграть его грамотно и подать как надо. Чувствуется опасность ситуации, а персонажам хочется сопереживать. Ну, кроме одного исключения.
Сходство с «Экипажем» не заканчивается одним фактом катастрофы и её преодоления. Здесь так же присутствует конфликт отцов и детей. Но только если в фильме про лётчиков все сводилось исключительно к разнице поколений и темпераментов, то тут он более буквальный. Персонаж Ивана Янковского ухлестывает за героиней Стасей Милославской, дочерью героя Хабенского. Папа не очень доволен выбором дочери, и его можно понять. Герой Янковского абсолютно безответственен, глуп и эгоцентричен, и вызвал неприязнь не только у Хабенского, но и у нас. Причём проблема не в актёре, а в сценаристе, который прописывал его персонажа. Видно, что хотели показать наглую молодежь, которая жизни не знает, но уверена в обратном. Однако сделано это уж чересчур гипертрофировано. Поневоле задаешься вопросом: как вообще такой человек попал в МЧС? Тут либо порог принятия в ведомство понизили, либо сценарное допущение. Персонаж Янковского не просто нервирует своим поведением. По мере развития сюжета именно он подольет масла в огонь и спровоцирует события, из-за которых и без того плачевная ситуация станет катастрофической. И со временем герой так ничему и не учиться, а его положительные поступки меркнут на фоне отрицательных. Но есть и хорошая новость – это единственный персонаж, который откровенно плох.
Ещё один сюжетный момент вызвавший у нас саркастичный смех – это конфликт пожарных с жителями деревни. В начале фильма нам показывают, МЧС всегда знает что делает, а все кто идут тушить пожар по своей инициативе – ни на что не способное стадо. На фоне вышеупомянутых реальных событий, когда добровольцы тушили пожары с которыми отказались работать МЧС, это выглядит уж очень смешно. Благо такой момент всего один.
Тем не менее, мы так распинаемся о недостатках сюжета только потому, что в целом — он хорош, и нам кажется, что он мог бы быть ещё лучше. Моменты драмы и трагедии не выглядят притянутыми за уши и от этого смотрятся естественнее. Тут лучше один раз увидеть, чтобы понять, о чём речь. Просто будьте готовы к упомянутым недостаткам при просмотре.
Персонажи
Наше мнение о герое Янковского, вы уже знаете. Повторим, что претензии в первую очередь к сценарию, а не к актёру. Но это лишь одна ложка дёгтя в бочке отличного актёрского состава. Закаленные артисты как всегда замечательны: Константин Хабенский, Андрей Смоляков, Виктор Сухоруков, Юрий Кузнецов – все играют ожидаемо отлично. Ничуть не хуже справляются молодые актёры. Виктор Добронравов – берёт фактурой. Антон Богданов, известный в первую очередь сериалом «Реальные Пацаны», ясно дал понять, что является хорошим актёром и годится не только на роли придурковатых гопников. Герой Романа Курцына может вызвать отторжение поначалу, но со временем и персонаж раскрывается, да и актёр доказывает, что способен не только светить торсом. А отдельной похвалы достоин Тихон Жизневский. Громко заявим – его персонаж одна из жемчужин фильма, если посмотрите, то поймёте почему.
Так же стоит отметить работу массовки. Катастрофа ничего не значила бы, если бы не отражалась на эмоциях толпы. И тут тоже все отлично. Даже дети великолепно справляются с задачей. Тут работа людей отвечавших за кастинг и режиссёра Алексея Нужного достойна отдельной похвалы.
А что в итоге?
Фильмы-катастрофы в России снимаются не часто, но, как правило, удаются, и «Огонь» не стал исключением. Конечно, у фильма есть недостатки, но они не так сильно сказываются на общем впечатлении. Да и при всём цинизме, хочется отдать должное творцам, посвятившим фильм спасателям и борцам с пожарами. Однозначно, рекомендуем к просмотру.