Взялись за оружие
В канун наступления 2011 года в России ужесточен оборот гражданского оружия. В частности, травматическое оружие самообороны наконец-то приравняли к огнестрельному.
Только в Кузбассе из почти 98 тысяч единиц официально зарегистрированных «стволов» на травматическое и газовое оружие приходится свыше четверти – 26 тысяч, и это число ежегодно увеличивается. И от того, в чьих руках такое оружие самообороны находится, по большому счету, зависит безопасность многих других людей.
Летом, например, в р. п. Промышленная подвыпивший местный житель пошел ночью еще прикупить пивка. Встретив возле торгового павильона незнакомца, он захотел с ним пообщаться. Но тот проигнорировал этот порыв и поспешил отойти в сторону от сомнительной пьяной личности. Отвергнутый в своих чувствах любитель догоняться пенным напитком вдруг вытащил из-за пазухи официально принадлежавший ему травматический пистолет и дважды выстрелил в мужчину, ранив его в грудь и подбородок… Как оказалось, кроме «травматики» у, мягко говоря, неуравновешенного стрелка дома на вполне законных основаниях хранились еще охотничье ружье и карабин…
Совсем недавно в Киселевске мужчина в порыве ревности выстрелил из травматического пистолета в голову своей знакомой. Потерпевшую доставили в больницу…
Всего же за прошлый год в Кемеровской области произошло 6 преступлений с применением «травматики». По счастью, никто не погиб, но 8 человек получили различные ранения. И хотя это далеко не самые большие показатели по России, примерную картину в целом по стране представить нетрудно…
– Нас уже давно очень беспокоит крайне низкий уровень профессиональных и правовых знаний и навыков некоторых владельцев личного оружия, в том числе и травматического оружия самообороны, – говорит начальник управления организации лицензионно — разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью ГУВД по Кемеровской области полковник милиции Валерий Шевяко. – По большому счету, именно с этим связано подавляющее большинство преступлений и ЧП с «травматикой». Ежегодно только в Кузбассе по разным причинам теряется три-четыре десятка единиц травматического оружия. А потом нередко оно, но уже со спиленными или сбитыми номерами, всплывает в различных криминальных историях.
Сегодня приобрести оружие самообороны – газовое или травматическое – пока еще можно практически свободно и без ограничений. Для этого достаточно было лишь пройти медицинскую комиссию и не иметь свыше двух административных взысканий в течение года. И потому носить в кармане такой «ствол» может даже тот, кто когда-то состоял на учете у психиатра или нарколога, но потом, по мнению медиков, стал «практически здоров». Или травматическое оружие на законных основаниях могут продать человеку, который в свое время привлекался к уголовной ответственности за умышленные преступления против личности, но потом его судимость считалась официально погашенной. Даже если таким людям в милиции отказываются выдавать разрешение на покупку той же «травматики», они легко могут доказать нарушение своих законных прав в суде или в прокуратуре.
Скрытые от постороннего взгляда изъяны в психике, степень адекватности и уравновешенности потенциальных владельцев «стволов» могли бы выявить специальные тесты во время прохождения медкомиссии, но, опять же по закону, дополнительную психиатрическую комиссию граждане в таких случаях проходят только добровольно.
Кстати, мало кто теперь помнит, что в начале 1990-х, когда в специализированных оружейных магазинах только-только появились первые газовые пистолеты, в Кемеровской области не выдавались разрешения на их приобретение без успешного прохождения специальных психологических тестов. Делалось это даже при наличии медицинской справки, что человек психически здоров. И хотя после многочисленных жалоб в прокуратуру и МВД России такую практику, расцененную как «перегибы на местах» и «нарушение прав человека», пришлось прекратить, за пять лет в приобретении оружия самообороны было отказано более чем 850 гражданам, считавшимся по жизни вполне нормальными людьми, но имевшим скрытые психические отклонения. И, как знать, сколько за это время удалось предотвратить преступлений и сберечь человеческих жизней?..
– Отечественное законодательство об оружии, принятое еще в 1996 году, уже давно нуждалось в исправлениях и дополнениях, – считает полковник милиции Валерий Шевяко. – Ведь любое оружие, в том числе газовое и травматическое, является средством повышенной опасности для людей, а потому не терпит безалаберного отношения. Допустим, не выдают же у нас водительские права тем, кто не прошел специальное обучение и не сдал успешно экзамен по проверке полученных теоретических знаний и практических навыков!
О необходимости более жесткого контроля со стороны государства над гражданским оружием, в том числе «травматикой», не раз говорилось на самом высоком официальном уровне. Зимой прошлого года глава государства поручил федеральному МВД в кратчайшие сроки разработать новый, более жесткий регламент оборота этого вида оружия самообороны, которое в последнее время все чаще стало превращаться в орудие преступных посягательств на мирных людей. Накануне Нового года президент России подписал принятые парламентариями поправки в законодательство, направленные на усиление контроля в сфере оборота гражданского оружия. В частности, «травматику» наконец-то приравняли к огнестрельному оружию: теперь оно называется «огнестрельным оружием ограниченного поражения». Его нельзя будет носить в населенных пунктах в заряженном состоянии, появляться с ним в общественных местах, на митингах, шествиях, во время массовых мероприятий. Вся «травматика», «пневматика» и «газовики», а также патроны к ним должны быть только отечественного производства. Количество часов в программах подготовки кандидатов на приобретение оружия существенно увеличат, акцент на «уроках» будет делаться прежде всего на правовые аспекты его применения, правила хранения и транспортировки (соответствующее поручение дано правительству). Каждые пять лет владельцам оружия предстоит заново проходить что-то вроде переподготовки на специальных курсах, а потом подтверждать свои знания на экзамене.
Кроме того, наложены ограничения на приобретение оружия теми, кто прежде имел проблемы «с головой» или с наркотиками: в этих случаях медикам предстоит давать официальные заключения об опасности или, наоборот, неопасности такого человека для общества. Ужесточение ответственности за незаконный оборот гражданского оружия внесено в Уголовный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях. Например, те, кто выдает кандидатам на приобретение гражданского оружия липовые медсправки и свидетельства об окончании специальных подготовительных курсов, могут получить от крупного административного штрафа (12–50 тысяч рублей) до дисквалификации от 6 месяцев до одного года. Поправки в Закон «Об оружии» вступят в силу с 1 июля этого года.
Впрочем, не исключено, что в будущем «травматику» в России могут запретить вовсе. Такая перспектива вполне реальна, если изменения в законодательстве не помогут снизить число преступлений, совершаемых с помощью «огнестрельного оружия ограниченного поражения».
Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ.