О старых проблемах и новых решениях
11 марта в Прокопьевске обсуждали вопросы развития южно-кузбасской агломерации. В городе, который неофициально именуют «жемчужиной Кузбасса», прошло заседание областного правительства.
Перед шахтёрским Прокопьевском стоит проблема переселения жителей с подработанных угольными предприятиями территорий. По словам мэра Андрея Мамаева, в прошлом году на этих территориях снесли 223 дома, на 2020-й запланировано ещё 239. Всего же в Прокопьевске должны переселить людей из 2,317 тысяч зданий. В первую очередь, расселять будут жильцов 1,284 тысячи ветхих домов (до конца 2024 года). Однако по ходу реализации программы ГУРШ проявляются сложности бюрократического характера.
«Самые проблемные у нас 100 домов. В 29 из них люди, приехавшие из других регионов, покупали жильё. Они не знали, что эти дома находились на подработанной территории, и в программу не попадают. По идее, там нельзя было продавать квартиры, так как дома признаны ветхими. И в то же время никаких государственных ограничений на подобные сделки не было. В 71 доме живут собственники, которые там не прописаны, и они тоже оказываются вне программы, — пояснил мэр Прокопьевска. – Мы предлагаем, во-первых, внести изменение в постановление №428 правительства РФ в части представления компенсационных выплат за жилой дом категории «подработанный ветхий» в сумме его рыночной оценки. То есть после независимой оценки дать человеку компенсацию, как это раньше было, чтобы он не остался ни с чем. Во-вторых, мы будем отслеживать, как решаются такие вопросы в судебном порядке».
Сергей Цивилев распорядился привлечь к проработке этого вопроса областных специалистов и, в свою очередь поинтересовался, есть ли площадки под строительство новых домов. Как сообщил градоначальник, сейчас идёт возведение двух многоквартирных домов на улице Гайдара, там же планируется построить пять девятиэтажек.
Ещё одной темой выездного заседания правительства Кузбасса стали вопросы социальной сферы. В здравоохранении выделили несколько проблем. Одна из них связана с изношенностью медицинской инфраструктуры в Прокопьевске. В последние годы ситуация стала постепенно улучшаться. Так, в районе Северный Маганак снесли аварийное здание, где находилось общее отделение врачебной практики. Уже к концу июня этого года планируют сдать под ключ новое, полностью оснащённое отделение. Заместитель губернатор по вопросам социального развития Алексей Цигельник рассказал, что на 2021 год намечено открытие Центра амбулаторной онкологической помощи, куда будет входить уже действующая в Прокопьевске химиотерапевтическая онкологическая служба.
«Следующий существенный вопрос – это кредиторская задолженность государственных медицинских организаций Прокопьевска. Мы помогаем покрыть её, но быстрого решения этой проблемы, как и других, нет, — отметил Алексей Цигельник. – Также не хватает специалистов, в первую очередь молодых. Напомню, в области реализуется программа по привлечению медицинских кадров из других регионов. Врачам дефицитных специальностей, кто приезжает к нам работает, минимум на 5 лет предоставляется единовременная выплата в размере 1 миллиона рублей. В Прокопьевск удалось прилечь двух высококвалифицированных врачей из Иркутска, они работают в травмбольнице. Мы надеемся, что этот механизм будет работать дальше».
Дефицит специалистов наблюдается и в сфере образования. Чтобы насытить кадровый голод в школах, в первую очередь, на юге Кузбасса, принято решение о возрождении педагогического вуза в Новокузнецке. Кузбасский гуманитарно-педагогический институт будет создан на базе филиала КемГУ.
Проблемы, копившиеся годами, решаются и в транспортной отрасли. Изношенность подвижного состава предприятий общественного транспорта и требующая модернизации инфраструктура давно стали притчей во языцех в Кузбассе. Обновление областного пассажирского автопарка идёт полным ходом: в прошлом году были заключены контракты на поставку в регион 252 автобусов, 4 троллейбусов и 9 трамваев, в 2020-м планируется подписать договоры на приобретение ещё 500 автобусов. По словам Сергея Цивилева, Прокопьевск получит 3 автобуса уже в этом месяце, 5 – после проведения национального чемпионата Worldskills в Новокузнецке (17-21 июля), 10 новых машин придёт в конце этого года и 20 – в первом квартале 2021-го.
«Все эти автобусы экологического стандарта Евро-5. Они большие, комфортные, способны перевозить много пассажиров за один рейс и полностью соответствуют нашим климатическим условиям, — подчеркнул губернатор Кузбасса. – Также мы сделали большой прорыв с точки зрения авиасообщений».
С начала этого года из аэропортов Кемерова и Новокузнецка уже запущено семь новых внутренних рейсов, сейчас прорабатывается вопрос об организации полётов из Новокузнецка в Санкт-Петербург (два раза в неделю) и транзитного авиарейса Казань-Новокузнецк – Иркутск. Кроме того, в Спиченково, воздушной гавани южно-кузбасской агломерации, планируется построить новый аэровокзал, оснащённый телескопическими трапами (старое здание снесут). Стоимость проекта оценивается в 2,7 миллиардов рублей. При его разработке за ориентиры будут взяты аэровокзалы, которые строятся в Барнауле и Кемерове.