Бомарше и компания
Музыкальный театр Кузбасса дает сегодня мировую премьеру. Спектакль «Любовь всегда права, или Бомарше и Ко» на музыкукомпозитора Марка Самойлова покажут на сцене Кемеровского театра драмы. Режиссер-постановщик – Любовь Дементьева. Либретто для этой музыкальной комедии, основанной на пьесе Бомарше «Преступная мать», написал известный санкт-петербургский драматург Юрий Димитрин.
Накануне премьеры наш корреспондент встретился с авторами спектакля.
— Любовь Васильевна, я знаю, что вы – супруга композитора Марка
Самойлова…
— Да, мы женаты уже 33 года.
— … вот поэтому прошу у вас позволения признаться в любви Марку
Самойловичу. Оказывается, самые мои любимые спектакли из репертуара нашего Музыкального театра – это мюзиклы именно с его музыкой! И «Астрономия любви», и «Прелести измены»…
— Скажу вам больше: недавно мужу прислали новый том «Театрального справочника» (это толстый такой ежегодник, который выпускается в Москве и содержит сведения обо всех постановках на территории России). Так вот, там есть рейтинг авторов, которых сегодня в театрах ставят чаще всего. Представьте себе, по разделу оперы и оперетты Марк Самойлов входит в «горячую дюжину» самых популярных композиторов! На первом месте – Чайковский, на втором – Верди, где-то в серединке Моцарт, а 12-й – Самойлов! Причем он — единственный среди всех ныне здравствующий.
— Вы, Марк Самойлович, и с Бомарше попали в неплохую компанию! Насколько мне известно, «Преступная мать» — это третья пьеса известной трилогии про Фигаро. Музыку для «Севильского цирюльника» и «Женитьбы Фигаро» уже написали Моцарт и Россини, теперь и вы будете причислены к этому ряду. Расскажите, как вам в голову пришла такая дерзкая идея?
— На самом деле, история очень простая, только долгая. Лет 15 назад, когда мы с Любой еще жили в Америке, я узнал, что какой-то преподаватель одного из университетов США написал музыку к пьесе Бомарше «Преступная мать», и студенческий театр ее поставил. Я очень удивился. Прежде всего, потому, что «Преступная мать» — на удивление плохая пьеса.
— Да?!
— Да-да! Вы думаете, почему ее не ставят? Она, в отличие от первых двух частей знаменитой трилогии, крайне скучна, она нудная, дидактичная… Тем не менее я, уже будучи в Питере, сболтнул про эту постановку одному знакомому графоману. Он загорелся идеей и убедил меня написать музыку. Спектакля у нас тогда никакого не вышло, партитура осталась невостребованной… И лишь недавно я показал ее Юрию Георгиевичу Димитрину. Он лучший сегодня либреттист страны, он и написал либретто для этой музыкальной комедии, где использовал куски из всех трех пьес великой трилогии Бомарше. Получилась такая веселая бонбоньерка.
— Вопрос к Любови Дементьевой: а вы почему взялись за эту постановку?
— Потому что я всеядная: взялась бы за любую работу! На самом деле, меня как режиссера не все устраивало в пьесе. Не всегда убедительными мне казались психологические мотивировки, не всегда оправданными поступки героев… Звонила Димитрину, просила кое-что дописать, исправить…
— А кто из кузбасских артистов занят в спектакле?
— Вся семья Карповых: сам Петр Иванович играет графа Альмавиву, Анжела – Сюзанна, Вячеслав Штыпс, понятно, Фигаро. Еще занят Валерий Титенко, Ольга Белова и Ольга Павлова в очередь играют Розину. Вообще я старалась поставить этот спектакль не как «оперетку», а как настоящее театральное действо, как нас учили: все актеры у меня писали биографии и характеристики на своих персонажей, довольно долго длился застольный период… Но это так и надо. Я вообще поражена героизму кемеровских артистов: в таких условиях, когда театр много лет закрыт на реконструкцию, когда все выступления идут на чужих сценах, умудриться сохранить тонус, страсть к работе, голос, пластику… Это просто подвижничество какое-то!
— Вопрос к Марку Самойлову: а вы почему доверили премьерную постановку своего нового мюзикла супруге? Вы цените ее как режиссера?
— Люба – режиссер, это несомненно. Хотя когда я на ней женился, она была актрисой, прелестной субреткой Свердловской оперетты. Мы познакомились на постановке моей комедии «Дон Жуан в Севилье», и я всем говорил, что женился на Дон Жуане. Но характер у нее – о-го-го! Настоящий режиссерский.
— Это что значит?
— Режиссером не может быть дурак (профессия по определению требует ума). Второе качество – воля. Жестким должен быть человек. А третье…
Дементьева (подсказывает): «Красота!»
— Да не мешай ты! Ну вот, мысль перебила…
— Я имела в виду: красота внутренняя. Души.
— Отстань. Актерская школа – вот что еще важно. Люба всеми этими свойствами владеет несомненно.
— И красотой, кстати, тоже. А личный вопрос режиссеру-постановщику задать можно? Скажите, это очень сладко – быть супругой знаменитого мужа?
— Ну, во-первых, он не всегда был знаменит: его последние лет десять на руках стали носить, а до того я его разным видела…
— Люба – друг. Настоящий. Она ведь меня, знаете, два раза буквально с того света вытягивала…
— Давайте не будем о грустном, а?
— Не будем. Давайте об успехах. Я знаю, что в этом году мюзикл «Два бойца» с вашей музыкой выдвинут на «Золотую маску» (его поставили в Хабаровске), в Москве в театре Чихачева с успехом идет ваш мюзикл «Анна Каренина». А вам, Марк Самойлович, какая из ваших работ больше всего нравится?
— Признаюсь честно: очень люблю «Астрономию любви». Это удивительный случай! Какой бы театр, какой бы режиссер ее ни поставил, всегда пользуется успехом. Она сейчас идет, по-моему, в девяти театрах страны – и вот такой эффект. Думаю, в самой пьесе Себастиана «Безымянная звезда» что-то такое заложено, очень мощное… Я вообще считаю, что это – лучшая история, написанная о любви. Лучшая – на уровне «Ромео и Джульетты». А вы знаете историю этого драматурга? Он, будучи евреем по национальности, написал эту пьесу в 1944 году, в военной Румынии. В 1945-м ее взялись там ставить. И вот в день генеральной репетиции, накануне премьеры, Себастиан погибает: его раздавил грузовик с декорациями, который разворачивался у служебного входа. Говорят, тело Себастиана было просто размазано по афише с названием его пьесы. Ему было 37 лет.
— Какая ужасная и красивая смерть! Символическая. Может, оттого спектакли по этой его пьесе и имеют такую счастливую судьбу?
Нам же остается только надеяться, что когда-нибудь, когда помещение нашего театра откроется после ремонта, «Астрономия любви» будет восстановлена в его репертуаре. А к вам, Марк Самойлович, последний вопрос: чем вы готовы порадовать публику? Не поверю, что в вашем портфеле нет сегодня каких-нибудь неожиданных сюрпризов!
— И правильно сделаете! Есть сюрпризы. Недавно я закончил работу над мюзиклом «Поцелуй тети Клавы». Догадываетесь, что за материал положен в основу? Ну, конечно! Поэма Венички Ерофеева «Москва-Петушки». «Поцелуй тети Клавы» — это название одного из коктейлей, изобретенных автором. Но, по-моему, и для мюзикла – прекрасное название, не так ли?