Куда уходят деньги?

Во что обойдутся кузбассовцам приближающиеся праздники? Почему нам кажется, что реальный рост цен выше, чем уверяет правительство? Какой будет инфляция в наступающем году? Ответы на эти и другие вопросы – в интервью с управляющим Отделением Кемерово Банка России Сергеем Драницей.
– Сергей Викторович, многие кузбассовцы по привычке откладывают покупку подарков и продуктов на праздничный стол на последние дни декабря. Самые массовые приобретения в этот период – игрушки, сладости, шампанское. Они сильно подорожали по сравнению с прошлым годом?
– Изменения несущественны. Цены на мягкие игрушки остались почти на прежнем уровне. Шоколад подорожал на 4,7%, а натуральные шоколадные конфеты подешевели на 1,5%. Шампанское стало дороже на 3,7%, но зато икра лососевых для бутербродов к нему подешевела на 9%. В целом же годовая инфляция в Кузбассе в ноябре замедлилась до 4,5%: в октябре она составляла 4,8%.
– Означает ли это, что по большому счету подешеветь должно было всё?
– Нет. Инфляция – это устойчивый рост цен на товары и услуги. Замедление инфляции означает замедление роста цен, а не их снижение. Почему же это произошло?
Во-первых, в сегменте продовольственных товаров замедлился рост цен на мясопродукты, так как поставщики увеличили объем предложения. Прирост цен на курицу, например, в ноябре снизился до 1%, тогда как в октябре он составлял около 7%. Цена на сахар по сравнению с прошлым годом снизилась на 29% – из-за избытка прошлогодних запасов сахарной свеклы и хорошего урожая в этом году. Схожая ситуация и с овощами: увеличение объема собранного урожая привело к снижению цен на картофель, свеклу и морковь. В то же время темпы прироста цен на фрукты и цитрусовые, особенно на апельсины и бананы, в ноябре были выше, чем в октябре – в связи с затруднением импортных поставок.
Во-вторых, в сегменте непродовольственных товаров также произошло замедление инфляции. По сравнению с октябрем прошлого года смартфоны подешевели на 10%, телевизоры – на 8%, планшетные компьютеры – на 3%. Этому способствовало укрепление курса рубля и рост конкуренции со стороны производителей электроники.
– Вот бы цены начали снижаться на всё из месяца в месяц…
– Как покупатель я был бы «за» такой расклад, но как экономист – против. Инфляция – это обесценивание денег и стимул не сберегать их, а тратить. Именно наши покупки формируют спрос, который стараются удовлетворить поставщики товаров и услуг. Для них спрос – основная причина производить эти товары и услуги, расширять свои предприятия. Только в таких условиях можно говорить о возможности экономического роста.
Снижение общего уровня цен в экономике – это дефляция. Как ведёт себя человек в такой ситуации? Начинает думать, что завтра цены могут снизиться еще больше, и не идёт в магазин сегодня. Спрос в итоге уменьшается, как следствие, сокращается объем производства.
Постоянное снижение цен несет в себе угрозу для экономического развития. А при низкой предсказуемой инфляции покупательная способность денег, зарплат и пенсий сохраняется. И это является условием для долгосрочного планирования и семейного бюджета, и бизнеса. Поэтому цель Банка России – удерживать стабильную низкую инфляцию, вблизи 4%, чтобы цены не менялись резко и непредсказуемо. Кстати, в ноябре текущего года общероссийская инфляция составила 3,5%.
– Как именно Банк России влияет на инфляцию?
– Через ключевую ставку. Это процент, под который Центробанк выдает кредиты коммерческим банкам и принимает от них деньги на депозиты. Повышение ключевой ставки ведет к повышению ставок в экономике и, как следствие, к удорожанию кредитов. Но при этом вклады в банках становятся более выгодными, люди начинают больше сберегать, меньше тратить. Это уменьшает спрос и приводит к замедлению инфляции.
Напротив, при снижении ключевой ставки снижаются ставки по кредитам и депозитам. Люди и компании больше занимают, больше тратят. Это приводит к росту спроса и ускоряет темпы инфляции.
– Субъективно многие россияне, и кузбассовцы в том числе, ощущают, что цены расту гораздо быстрее, чем уверяют Росстат и правительство. Как вы это объясните?
– Ощущение инфляции зависит от того, что именно человек покупает. Специалисты называют это «личной потребительской корзиной».
Если даже незначительно вырастет цена на продукт, который мы покупаем ежедневно или еженедельно, мы сразу обратим на это внимание. Владелец автомобиля, например, следит за ценами на бензин, потому что эти расходы занимают весомую долю в его бюджете. А того, кто пользуется общественным транспортом, больше волнуют тарифы на проезд. Молодежь реже, чем люди старшего поколения, заходит в аптеку за лекарствами, а они занимают немалую долю в расчете инфляции. Кто-то обращает больше внимания на стоимость товаров для животных, кто-то – на спортивную одежду и обувь… Нельзя сказать однозначно, какие товары более важные, а какие менее. Поэтому инфляция, рассчитанная даже по нескольким товарам и услугам, не даст полного представления о ее реальном уровне.
Единственный способ объективно оценить ее – определить состав потребительской корзины не конкретного человека, а в целом по региону или по стране, посмотреть на совокупное потребление и сравнить цены с прошлым годом. Так поступают не только в России, но и в других странах. В нашей стране в расчет попадают более 500 товаров и услуг, которые важны для разных людей.
– Товары из «корзины» одинаково влияют на инфляцию?
– По-разному. Статистика учитывает цены на продукты, непродовольственные товары и услуги. Доля каждого товара и каждой услуги в «корзине» зависит от их востребованности в конкретном регионе. В Сибири, например, традиционно предпочитают картофель, а в центральной России покупают больше круп. А южным регионам не требуется такое количество теплой одежды, как сибирякам.
В потребительской корзине Кузбасса расходы на хлеб занимают около 2%, на легковые автомобили – 6,5%, на проезд в общественном транспорте – около 1%, на смартфоны – 0,5%… В других регионах «вес» этих продуктов отличается от указанных значений. Если цена на конкретный товар в регионе изменилась существенно, но его вес в корзине небольшой, то влияние на итоговый показатель инфляции будет незаметным. И наоборот, иногда незначительное изменение цены на товар с большим весом может оказать существенное влияние на общую инфляцию.
– Каковы прогнозы Банка России на 2020 год?
– Замедление инфляции происходит быстрее, чем ожидалось. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция по итогам 2020 года составит 3,5-4,0% и останется вблизи 4% в дальнейшем.