Актуальное

Сокращать ли учителей и вузы?

1 декабря 2010 | Газета «Кузбасс»
В последнее время руководители государства много говорили о проблемах российского образования. Премьер ратовал за оптимизацию численности педагогических коллективов, что означает высвобождение денег в школах, которые могут быть направлены на повышение зарплаты учителей. По словам Путина, необходимость подобных мер связана с демографической ситуацией в стране и ее предполагаемым развитием.
Вместе с тем председатель правительства отметил, что преподавателей необходимо поддержать, предусмотреть на это ресурсы, организовать переподготовку кадров. Президент же коснулся проблем высшего образования.
Он считает, что число высших учебных заведений в стране должно быть сокращено, так как часть вузов «никуда не годится». При этом Медведев пояснил, что не считает нужным просто закрыть часть высших учебных заведений – нужно их или укреплять, или сливать с другими.
А что обо всем этом думают кузбассовцы — руководители высшей и средней школы, рядовые учителя и родители учащихся?

Григорий Вержицкий,
начальник департамента образования и науки Кемеровской области:
— В Кузбассе численность школьников в последние годы сокращается, как и во всей стране. Уменьшение количества учащихся и снижение наполняемости школ, особенно в сельской местности, приводят к неэффективному использованию ресурсов. Поэтому для улучшения ситуации с 2006 года в Кемеровской области проводится оптимизация образовательной сети.
Сейчас достигнуто оптимальное соотношение количества обучающихся и численности учителей, поэтому сокращение учителей в области не планируется. Вопросы трудоустройства сокращенных работников – дело органов местного самоуправления. Мы рекомендовали муниципалитетам использовать базы закрытых или реорганизованных школ, а также сокращённые кадры для открытия сельских библиотек, краеведческих музеев, социокультурных центров малой деревни, реабилитационных центров.
Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования проводит работу по переподготовке учителей на востребованные педагогические специальности (специальная (коррекционная) педагогика, дошкольная педагогика и психология и другие).
Все кузбасские вузы имеют лицензию и свидетельство об аккредитации по всем специальностям и направлениям подготовки. Думаю, что о качестве прежде всего должны говорить потребители, т.е. студенты и работодатели. Правительство предлагает ужесточить процедуры, связанные с оценкой деятельности вузов, и это его право. Те, кто не соответствует требованиям, не должны учить студентов. Сегодня эксперты говорят о необходимости оптимизации сети. Это позволит укрупнить вузы, а значит — усилить их материально-техническую и кадровую базу. Не стоит забывать и об интеграции учреждений профобразования различных уровней. Ведь система, по которой человек получает начальное, затем среднее и высшее профобразование в одном учебном заведении, давно проверена и оправдывает себя. Есть такой пример и в Кемерове: интеграция технологического института пищевой промышленности и среднетехнического факультета КемТИПП (ранее – пищевого техникума).
Сегодня в Кузбассе создана рабочая группа, в состав которой вошли представители структурных подразделений администрации области, ректоры, проректоры и ведущие учёные вузов. Эта группа и рассматривает вопросы модернизации системы высшего профессионального образования, создания условий для развития инновационного потенциала вузов и разрабатывает стратегию развития высшего профессионального образования Кемеровской области.
Процесс реорганизации и оптимизации уже начался, и пример этому — закрытие в 2010 году четырех филиалов вузов. Это два филиала томских вузов в Междуреченске и два филиала Сибирского государственного индустриального университета в Таштаголе и Осинниках. Студенты были переведены в головные вузы с сохранением формы обучения.
Владимир Юстратов,
ректор КемТИПП,
председатель совета ректоров вузов Кузбасса:
— К сожалению, в нашей стране некоторые вузы недотягивают даже до уровня техникума. Если нет лабораторий, учебников или общежитий для студентов, то о каком образовании в таких заведениях может идти речь?! Это прежде всего касается негосударственных гуманитарных вузов. Вообще сейчас в сфере высшего образования некоторый дисбаланс. На технические специальности проблематично набрать студентов. Абитуриенты в основном хотят быть юристами и экономистами. Их уже сейчас перебор, на работу не все могут устроиться, зато инженеров не хватает. Вот президент и требует навести порядок в этой сфере. Пора бы уже привести образование в соответствие с потребностями рынка труда.
Только в головных вузах имеется всё необходимое для получения полноценного образования. У филиалов всё же есть проблемы в оснащении. Удобно только одно: молодым людям не нужно уезжать в другие города, когда диплом можно получить в своём населённом пункте. Но не должно страдать образование. А число университетов должно уменьшиться. Дело в том, что в последние годы была мода на переименование вузов в университеты и академии. К сожалению, за этим больше ничего не стоит. Мало переименоваться, нужно ещё и соответствовать названию. В проекте нового закона об образовании как раз предусмотрено решение этой проблемы. Вузы в основном будут именоваться только институтами, только небольшая часть — университетами. Академии же не будут учить студентов: это общества для учёных. Думаю, что президент и это имел в виду, когда говорил о сокращении университетов.
Евгений Ещин,
ректор КузГТУ:
— Я согласен, что часть вузов никуда не годится. Но такие вузы существуют не потому, что они слабые и недотягивают до современного уровня. Просто со времён распада Союза некоторые специальности стали невостребованными, и выпуск их осуществляется по привычке. Ещё проблема в том, что многие вузы стали готовить специалистов не по своему традиционному профилю. В результате одних специальностей не хватает, а других перебор. Глобального же сокращения вузов не произойдёт, так как невозможно ликвидировать учебное заведение, если у него есть аккредитация, которую вуз должен подтверждать раз в пять лет. Если и будут сокращения, то они в большинстве своём коснутся филиалов, а не головных вузов. При этом студентам бояться нечего: они в любом случае получат то образование, ради которого поступали. Разве что их могут перевести из одного места в другое.
Владимир Багаев,
директор средней общеобразовательной школы №68 г. Кемерово:
— Не думаю, что грядёт какое-то массовое сокращение из-за демографической ямы. Например, в нашей школе очень благоприятная обстановка с набором в первые классы. Они все укомплектованы. Количество первоклашек всегда стабильное. Проблемы с комплектацией возникают в седьмых-восьмых классах. Достигая этого возраста, школьник, который хорошо учится, нацелен на более престижную школу, гимназию, лицей. От нас он, разумеется, уходит, поэтому и возникает недокомплект. Проблематично набрать и десятый класс. Ведь в девятых классах после ухода в гимназии хороших учеников в основном остаются те, кто выбирает училища или, в крайнем случае, техникумы и колледжи. А тех, кто хотел бы остаться в школе, меньше двадцати пяти, поэтому нам не разрешают открывать десятый класс. В результате снижается нагрузка на учителей, что сказывается на их зарплате. С одной стороны, оптимизация численности педагогов – хорошее дело, ведь за счёт сокращения одного у другого увеличивается зарплата. Но с другой стороны, это увеличение незначительное, и, кроме того, пока кардинально не изменится оплата труда учителей, всегда будут оставаться свободные ставки. Далеко не каждый начинающий учитель пойдёт за 7-8 тысяч рублей в школу. Поэтому одной оптимизацией численности педагогических коллективов проблему образования не решить.
Александр Виблый,
учитель информатики, г. Гурьевск:
— Механическое уменьшение педагогических коллективов в какой-то мере сможет решить финансовые проблемы тех учителей, кого не сократят. Но тогда увеличатся проблемы у сокращаемых. А вообще половину проблем можно решить на месте, не привлекая для этого верховную власть. Полномочий директоров школ хватает на то, чтобы учительская зарплата приблизилась к достойной. И без всяких сокращений штатов.
А что касается сокращения вузов, то это было бы неплохо, так как у нас стало очень много людей с высшим образованием, которые или не работают по своей специальности, или являются весьма посредственными специалистами. Я всегда говорю ученикам, что лучше быть хорошим слесарем или сварщиком, чем плохим врачом.
Мария Петренко,
мать семиклассницы, п. Промышленная:
— Куда ж ещё учителей оптимизировать?! Для них и так, на мой взгляд, создали неблагоприятные условия, определив норму в 25 учеников на учителя. Я считаю: чем меньше детей в классе, тем эффективнее преподавание.
А сокращённым учителям и вовсе не позавидуешь. И дело даже не в том, что им придётся искать новое место работы или хотя бы проходить переподготовку за счёт государства. Просто жалко человека как личность. Ведь возникает вопрос: а зачем вообще он учился на педагога, если потом государству становится не по карману?!
Я также против сокращения университетов. К чему идём? Образованные люди теперь не нужны? Теперь что же — всех к станку? Всегда считалось, что в столицах образование лучше. Так что если власти будут отыскивать слабые вузы, можно предположить, что сокращёнными станут провинциальные вузы. А что тогда делать молодым провинциалам? Ехать в столицу? Там своих хватает. И придётся всю жизнь человеку у себя дома с сохой горбатиться.
Сергей БРЫЗГАЛОВ.
1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Илья Оршанский
14 лет назад

Оставьте приличное слово «оптимизация» в покое,оно просто засоряет контекст реальной

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс