Кузбассовцы летают в мечтах чаще, чем наяву
С 1 октября ставка НДС на внутренние авиаперелеты в России, осуществляемые в обход московского авиаузла, снизилась с 10% до нуля. Таким образом правительство РФ рассчитывает стимулировать развитие региональных авиасетей и снизить нагрузку на аэропорты Москвы. Для Кузбасса это новшество актуально пока что в очень незначительной степени. Из Кемерова у нас выполняется рейс только по одному немосковскому направлению: в Красноярск. Из Новокузнецка аж по двум: в Красноярск и Новосибирск.
Но эти перелеты уже действительно немного подешевели. Из Кемерова в Красноярск можно слетать сегодня за 2453 рубля в один конец. При этом билет предполагает еще наличие ручной клади весом до 10 килограммов (а это маленький чемодан). Время в пути – один час. Для сравнения: билет на автобус по тому же маршруту всего в два раза дешевле – 1258 рублей. Но в дороге придется провести от десяти до одиннадцати часов…
Из Новокузнецка слетать в соседние регионы тоже можно задешево: за 5523 рубля в Красноярск (туда-обратно), за 4340 – в Новосибирск (также в оба конца). С учетом грядущей зимы и неизбежного гололеда на трассе, – не так уж и «сердито».
Обидно, что в Красноярск из кузбасских городов выполняется всего один-два рейса в неделю, в Новосибирск – только три. Тогда как из соседнего Томска, например, который тоже считается транспортным «тупиком», самолеты еженедельно летают в три населенных пункта Томской области и в одиннадцать городов других регионов: в Абакан, Барнаул, Екатеринбург, Иркутск, Казань, Красноярск, Нижневартовск, Новосибирск, Новый Васюган, Сургут и Тюмень. Причем в расписании стоит по несколько вылетов в неделю в каждое направление (в Новосибирск и Сургут – и вовсе ежедневно).
А из Иркутска авиаперевозки осуществляются вообще по 63(!) направлениям, из них одиннадцать – внутри региона, 29 – по России, минуя Москву, и 21 – за рубеж. При этом население Иркутской области сопоставимо с кузбасским: там проживают 2,4 миллиона человек, у нас – 2,7 миллиона. В Томской же области на начало текущего года, по данным Росстата, было зарегистрировано всего 1,1 миллиона жителей…
Не везет кузбассовцам и с московскими авиаперелетами. В ноябре 2017 года российским авиакомпаниям разрешили продавать дешевые безбагажные билеты. Авторы поправок в действующее законодательство наивно полагали, что это снизит цену на перелеты до 2500-4500 рублей до Москвы (в одну сторону). На практике, конечно, речь о таких смешных деньгах не шла. Но два года назад еще можно было слетать в столицу по маршруту «туда–обратно» за 13500-14000 рублей с ручной кладью весом до 10 кг, а с багажом до 23 кг – за 18000 рублей. И эти билеты не были акционными.
В принципе, закон давал авиакомпаниям право продавать более дешевые безбагажные билеты, но вовсе не обязывал их к этому. Со временем авиакомпании «S7» и «Аэрофлот» пошли еще дальше и просто сделали обычные недешевые билеты безбагажными. Сегодня перелет с ручной кладью из Кемерова или Новокузнецка в Москву и обратно, если только речь не идет о «Победе», где ручная кладь ограничена размером дамской сумки, стоит порядка 23000-24000 рублей. И попасть, например, в Екатеринбург, кузбассовцы могут либо самолетом через Москву (если говорить о вылетах из региона проживания), либо на поезде. Во втором случае ехать придется больше суток.
Как утверждал сатирик, счастье есть. Дико обидно, что оно где-то рядом. Говорить о значительном повышении доступности авиаперелетов для жителей нашей области по-прежнему не приходится.