Актуальное

Илья Ляхов. На прощание

1 августа 2019 | Газета «Кузбасс»
Фото Дмитрия Коробейникова.

Пришёл черёд поставить эти две даты в одну скорбную строчку: 29 сентября 1938 – 25 июля 2019. Завершился земной путь человека, которого ещё вчера мы числили рядом с собой, и с которым при нынешних технических возможностях могли перекинуться словечком в любой момент – выслушать он готов был всегда.

Ребёнком на руках матери, Марии Мироновны, завлита одного из театров Одессы, оказался Илья в числе эвакуированных, спасающихся от войск гитлеровцев. Из Одессы их путь под налётами вражеской авиации лежал через Крым и Керченский пролив, ребёнок запомнил ту переправу под бомбами и здоровенного матроса, что выловил его за бортом лодки, «вылил из меня воду» и передал полумёртвой от ужаса матери.

Детство в тыловом Бийске – о нём его последняя, потрясающе светлая книга «Актёрский двор». Оттуда и те уроки патриотизма – естественного и абсолютно непоколебимого, пронесённого им до последнего дня. Родина в лице Эвакуационной комиссии СССР увозила в Сибирь, спасала от врага не только станки и рабочих, но и театры с библиотеками – привезённое оборудование в годы Великой Отечественной удвоило в Кузбассе промышленную базу победы, а «театры с библиотеками» обогатили культурную основу нашей жизни на много лет после войны. Мария Мироновна не попала в списки на реэвакуацию, она вместе с другими была оставлена работать здесь, и всю жизнь прослужила своему делу, была заместителем директора Театра оперетты Кузбасса.

Это не могло не сказаться и на жизненном пути повзрослевшего Ильи Ляхова. Его журналистский стаж в одной только областной газете «Кузбасс» исчисляется тридцатью годами – после совершенно логичного перехода сюда из «Комсомольца Кузбасса». Но повседневные деяния – по-другому и не скажешь – этого человека не вписываются в рамки одной только журналистики, в которой, к слову, он оказался благодаря уникальному случаю: уже на следующий день после сообщения по радио о полёте Юрия Гагарина в газете «Кузнецкий рабочий» появились стихи Ляхова об этом! Даже возникла дружба с редакцией, в которой молодой режиссёр новокузнецкого театра стал заведующим внештатным отделом культуры и искусства. Однако параллельно журналистике, хорошо её дополняя, продолжалась и та самая полноценная жизнь в сфере культуры.

Началась она с первым выходом на сцену в шестилетнем возрасте, продолжилась в художественной самодеятельности. В армии он попал в Ансамбль песни и пляски Дальневосточного военного округа, после службы стал актёром в Алтайском краевом театре драмы, работал в Горьковской области, в Сталинском театре драмы им. Орджоникидзе (Новокузнецк). Окончил Кемеровское училище культуры, стал главным режиссёром Кемеровского государственного цирка, въехавшего в новее здание. В этой должности готовил программы для Монголии, выезжал для постановок в Душанбе, Баку, Алма-Ату, Вильнюс, Москву.

А ещё в качестве режиссёра поставил более двух десятков спектакле в Театре оперетты Кузбасса. В их числе популярнейшие среди детворы «В стране Мульти-Пульти» и «Старик Хоттабыч», «Принцесса из Марьиной Рощи» и особенно – знаменитый «Василий Тёркин».

Таким образом, член Союза журналистов СССР Илья Яковлевич Ляхов являлся представителем той наиболее уважаемой категории работников пера, которые в деталях знают, о чём пишут. Газетные материалы И.Ляхова о развитии культуры в области были всегда профессиональны. Будь то рассказ о цирковой династии, которая приезжает на гастроли, или, скажем, статья о недопустимости продажи в чужие руки учреждения культуры, как это было с ДК строителей в Кемерове. После выхода материала на автора было совершено покушение – бандиты вломились в квартиру, зверски избили, ему потребовалась хирургическая операция и лечение в больнице.

Особая тема Ляхова-журналиста – детский спорт, она начала звучать ещё во время его работы на ТВ. Тогда по областному телевидению был показан первый созданный на Кемеровской студии игровой фильм «Граница на замке», в котором все роли исполняли дети. Этот фильм, снятый Ляховым, и его же документальная лента «Пионерия Кузбасса» были отобраны приехавшей из Москвы комиссией и транслировались по Центральному телевидению. Но ветераны спорта помнят и телевизионные конкурсы режиссёра Ляхова для дворовых хоккейных команд – задолго до знаменитой «Золотой Шайбы». Да и сама «Золотая Шайба», к слову, зародилась тоже у нас: зав детской редакцией Ляхов провёл первые ребячьи турниры на приз Кемеровского ТВ, эту идею подхватила газета «Пионерская правда» и дала ход. И потом финальные встречи всесоюзных турниров трижды проходили в Кузбассе. В том числе в только что построенном ледовом Дворце в Прокопьевске. Причем торжества на открытии-закрытии финала ставили не столичные гости, а Илья Ляхов с помощниками.

Он же режиссировал церемонию открытия зимней Спартакиады народов РСФСР 1982 года, финал которой проходил в Кемеровской области. Участвовал в проведении Олимпиады-80 в Москве, за что удостоен весьма редкой награды – медали «За восемьдесят золотых медалей советской олимпийской сборной», наравне с тренерами чемпионов.

Песня на его слова «Это русский хоккей» – давно уже официальный гимн федерации данного вида спорта в нашей стране. И это тоже далеко не случайно, в профессиональной литературе Ляхов с 1953 года. Регулярно печатался в газетах, журналах и разных сборниках. Автор пяти книг очерковой прозы и стихов. Из самых ранних это «Веселый человек», «Такая у нас работа», «Плюс Беловская ГРЭС». В издательстве «Летопись» вышла его поэтическая книга «Песни без гитары».

Не единожды ему доводилось представлять Кузбасс на международных фестивалях народного творчества. Счёт на подобные события идёт на сотни. Такой опыт был чрезвычайно востребован, и Илья Яковлевич долгое время преподавал в Кемеровском университете культуры и искусств. У него много выпускников, много почитателей, много друзей. Было и осталось.

Виктор Кладчихин.

СЛОВО О ДРУГЕ

Анатолий Приставка,

Заслуженный работник Министерства топливной промышленности РФ, Почётный работник угольной промышленности:

– Люди искусства в Кузбассе, к счастью, всегда были с нами рядом, ни одна художественная выставка не обходилась без героев в касках, мы вместе пели шахтёрские песни, а у себя, на постоянно растущем разрезе «Кедровский», не представляли жизни без музыки, поэзии, танцевального искусства. Потому все приезжающие в Кузбасс театры и другие творческие коллективы просто не могли не выступить на нашем предприятии! Проводить эти встречи, как правило, приглашали безотказного Илью Яковлевича. Он превращал даже самое рядовое мероприятие в настоящий праздник. Со временем наше общение переросло в дружбу. Особенно это проверялось в моменты, когда праздники сменялись буднями, в том числе и невесёлыми. Иногда удавалось прийти на выручку, помочь. И Илья Яковлевич ценил это, он из людей благодарных.

Михаил Шевалье,

мастер спорта России по туризму, основоположник патриотического движения «Вершины Славы», Поднебесные Зубья:

– Иначе, как в окружении ребятни, я его не представляю. В том числе и в такой вот обстановке: Кузнецкий Алатау, вечерний костёр на приюте и разговор об Олимпиаде-76, только что прошедшей в Инсбруке. И ни одной души в палатках, все у костра с раскрытыми ртами, и рассказ Ляхова про то, как советский гонщик принёс команде олимпийскую медаль… на одной лыже! Мы уже и рассказчика на замечаем, мы все там, за границей, среди чужих, и сплоховать нам никак нельзя! Мы вместе с Беляевым через силу ломимся на затяжной подъём. И наша эстафетная команда взяла-таки «бронзу»! И, подчёркивая, что «бронза» в тот раз была дороже «золота», Илья особо напирал на то, что ломить всегда надо до последнего. Потому что мы – советские, а советские – не сдаются!

Владимир Сухацкий,

журналист:

– Он, прекрасный повествователь, охотно делился воспоминаниями. Недавно, весной, договорились с Ильей, что он даст серию интервью, в которых расскажет о своей удивительно разнообразной жизни. Обговорили темы: «Ляхов и театр», «Ляхов и телевидение», «Ляхов и цирк», «Ляхов и газета», «Ляхов и спорт», «Ляхов и чиновники», «Ляхов и друзья», «Ляхов и женщины».

Сказано – сделано. Появилась аудиозапись часов на десять. Постараюсь в ближайшие месяцы расшифровать и опубликовать воспоминания моего кумира. Светлая ему память.

Валерий Качин,

председатель Кемеровского регионального отделения Союза журналистов России:

– Многие помнят футбольные матчи «Гонорара» (сборной кузбасских журналистов) с разными именитыми гостями, в том числе и командами столичных театров, когда те прибывали на гастроли. Но помимо встреч, собиравших тысячи болельщиков, были и небольшие междусобойчики. Одну из таких «разминочных» игр мы проводили в Кемерове, на поле 62-й школы с самым боевым составом московского Ленкома.

Илья Яковлевич договорился с Александром Абдуловым, что после игры возьмет у него интервью. Но после первого тайма мы сдуру повели – 3:0. Несмотря на тренировочный характер игры, скандал назревал жуткий. Ленкомовский оркестр после каждого пропущенного гола играл похоронный марш, собачка Авоська, сопровождаемая очаровательной Ириной Алфёровой, облаивала проигрывавших. И когда Ляхов в перерыве подошел к Абдулову, то был зло послан подальше. Материал в газету – под угрозой срыва. Жаль, что никто не замерил накал эмоций и обороты, которые Илья накрутил между штрафными площадками Ленкома и нашего «Гонорара». Но форвард гостей во втором тайме забил-таки два мяча, и интервью состоялось! А Илья Яковлевич через пару дней, уже на стадионе «Химик», вновь блистал искрометными комментариями нашего «большого» матча.

Юрий Сергеев,

фотожурналист:

– Кто из его необъятного окружения хоть раз не воспользовался его помощью? Кого из редакции он не устраивал в палату к другу-профессору? Кому лекарств не добывал? Узнал, что жена сослуживца хлопочет насчёт надгробья матери, так обиделся, что отказалась от помощи – хотел как подешевле…

Мой внук Кирюша начал, как и я, везде таскать с собой фотоаппарат. Илья как-то встретил нас, пожалел: «Такую тяжесть носит! Юра, пусть мой возьмёт!». И предложил свою фотокамеру – маленькую, лёгкую. Когда-то его МВД наградило ценным подарком, действительно ценным, цифровым, когда у нас и слова-то такого не знали! И вот мы с моим последователем отправились к Ляхову, с благодарностью приняли подарок, обещали эксплуатировать по полной. Илья Яковлевич увидел из Москвы передачу про династию фотожурналистов Сергеевых и Кирюшу с тем самым аппаратом. Позвонил. Сказал, что доволен.

Присоединяюсь к искреннему горю товарищей, знакомых, родственников по поводу потери заслуженного сына Кузбасса, подлинного патриота Родины, нашего общего друга ЛЯХОВА Ильи Яковлевича.

Он будет и далее являть собой пример чести и гордости, пребывать в нашей общей памяти образом искреннего гражданина, прекрасного поэта и доброго друга.

Полковник Медведев Иван Григорьевич.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс