Сильнее молнии
Шестеро школьников в таежном селе потушили пожар, начавшийся после удара стихии.
…Еще несколько минут назад всё было тихо, спокойно. Ночная гроза, отсверкав, отгромыхав, погнала невидимые тучи дальше. На мокрую тайгу и огороды Тутуяса налетел ветерок. И никто не видел, что часть небесного огня, попав на крышу бани, нырнула внутрь, в старую сухоту…
Миг – и дружная дачная компания старшеклассников, четверо мальчишек и две девочки, засидевшиеся за полночь на веранде дачи, почувствовали вдруг беду…
– Мы услышали где-то далеко странный треск. Обернулись. Высоко – до середины сосен – огонь! Пламя над чьей-то крышей. Было тихо после грозы, и вдруг – этот страшный треск горящей древесины, – рассказывает Саша Качурова.
Они, школьники, могли бы броситься собирать по дворам взрослых и так передать им бремя ответственности. Или могли кинуться в гору – попробовать поймать связь, ведь здесь, в маленьком таежном поселке, телефон не берёт, но там можно было попытаться… А еще могли просто растеряться, ведь они – из Новокузнецка, впервые приехали в Тутуяс (за Мыски) в гости и никого, ничего здесь не знали…
И в любом из этих случаев поселок и окружающая тайга лишились бы шанса на спасение. А подростки поступили по-другому. И совершили подвиг.
На одном вдохе
Днем раньше друзья-одноклассники еще только ехали на дачу к Ване (его дедушка их и вез). После часа тряски по шоссе высадились у реки. И были поражены открывшейся красотой природы, любовь к которой у всех у нас в генах.
Они увидели бесконечное синее небо в облачных запятых. Тайгу в пушистых смолистых ветках и разноцветье. Неширокую ленту медленной и, значит, глубокой реки. Паром, который ходит по расписанию и рассчитан лишь на людей и небольшие машины.
– Переправились на ту сторону, потом по бездорожью долго ехали… Потом был замечательный отдых. И река. И квадроцикл. И бабушкины оладушки…
Про паром только по расписанию и про его ограничения по грузу ребята вспомнят ночью, когда побегут к неожиданному зареву пожара. И им сразу станет ясно: помощь из города придет не быстро, надо рассчитывать лишь друг на друга…
– Добежали до места пожара, поняли, что горит не у бабушки с дедушкой в ограде, как мы подумали, а у их соседей. И в огне – большая баня, – рассказывает дальше Саша. – Разбудили Ваниных дедушку с бабушкой, набрали вёдер, благо их много у них было. Ваня с дедушкой занялись скважиной. А мы стали ведрами воду носить, на баню лить – из болота. Слава богу, метрах в десяти от горящей бани нашли болото, там стояла вода по колено, из болота мы и черпали.
И пока тушили пожар, я, в основном, стояла в том болоте. Моментом набирала по три, четыре ведра, которые мне ребята приносили, в минуту – по 10-15 ведер. И сама их тоже к бане носила, тушила тоже.
И мы, как уставали, менялись местами…
Ребята были на железном заборе, они стояли и сидели, с той позиции тушить лучше. И вниз плеснуть, и вверх. За них мне больше всего было страшно. Баня же в огне – всего метрах в двух от забора.
Я тоже, как приносила ведра с водой и на огонь выливала, в метре-двух от огня была. Пекло там ужас. Стоять, дышать было невозможно…
Бабушка приносила нам попить и несла нам, чтобы тушить, еще, еще вёдра…
Три часа
Уже борясь с огнем, ребята сумели-таки сообщить о ЧП пожарным. Лера смогла дозвониться по стационарному телефону из поселка.
– Было жарко, было тяжело. Очень. Очень. Поначалу мы сильно падали, слякотно было. И уставали мы поначалу очень сильно. А потом – как-то по наработанной пошло…
– А было отчаянье, что не справитесь?
– Да. Когда мы только пришли, и минут через 20-30, как тушить начали, пришло то странное чувство. Не удавалось еще ничего потушить. Огонь начал перебрасываться на сосны… Я, помню, в тот миг стою с ведром воды, смотрю на ведро, поднимаю глаза – уже падают ветки, уже подгорает кора деревьев, уже огонь на дереве… И мне – не то что страшно. Пришло неверие, что мы сможем пожар потушить. Показалось: всё, что делаем, бесполезно. И да, было отчаяние. Но мы продолжали бороться…
Да, они продолжали бороться. И Лера, плеснув из ведра с забора, свалилась, упала на опасную сторону – чуть ли не в огонь. Чудом убереглась.
А мальчишки уже помогали валиться подтушенной, падающей бане. А Саша, поливая из ведра, в который раз подбежав к огню впритык, давно забыла, что из всех стихий всегда боялась именно огня, даже печку на даче разжечь боялась. А Ваня с дедом наконец-то наладили подачу воды из скважины и тушили баню из садового шланга с другой стороны.
– А откуда брались силы? – повторяет мой вопрос, задумавшись, Саша. – У каждого был свой пример. И из истории России, и совсем близкий… У меня мама, года четыре назад, в отпуске спасла человеку жизнь. Работник отеля цветы поливал, я в окно видела. А отошла от окна – шлепок. И тишина. Выглянула: мужчина тот лежит в бассейне, лицом вниз, он упал в воду, возможно, из-за теплового удара. Я позвала маму. Она сразу побежала, бросилась в бассейн, достала, подтащила парня к бортику, а он вдвое тяжелее и больше её! Мама стала кричать, звать на помощь, и прибежали сотрудники отеля, подняли пострадавшего из воды, усадили… А я – вообще в маму. Когда стрессовая ситуация, я тоже никогда не паникую. В камень внутри сжимается всё, схватываюсь вся. И тогда – не думаешь, откуда силы. Они приходят, и всё… Вот и пока мы с ребятами тушили пожар, почти три часа, мы и не думали, откуда в нас силы…
– А самый счастливый момент когда был?
– Когда приехали пожарные… Баня уже полностью упала. Начало светать. На пожарище – фиолетово-красные огонечки, пар, еще пыхтит всё, но уже конец почти… И вот я лью очередное ведро воды. И перед моими глазами волшебно появляется фигура пожарного! О! Ф-фух! Всё!
…Как пояснили «Кузбассу» в Новокузнецком пожарно-спасательном гарнизоне, паромная переправа рассчитана в том месте на груз до восьми тонн. И большую пожарную машину с водой паром не поднял бы. Поэтому отправили оперативный автомобиль весом меньше… Но большое расстояние и большая вода в реке стали задержкой.
– Когда прибыл пожарный автомобиль, баня сгорела, ребята ее почти потушили, оставалось немного… Главное, что сделали подростки, – сдержали огонь, – пояснили в гарнизоне.
На днях всех школьников – Ивана Екимова, Евгения Виноградова, Артура Ханзадяна, Арсения Елисеева, Валерию Дядюн и Александру Качурову – наградили за отвагу и мужество.
– Ребята – молодцы, – сказал Александр Шибков, начальник Новокузнецкого пожарно-спасательного гарнизона. – Вовремя пришли на помощь, сдерживали огонь, не дали пожару перекинуться с бани на дом. И благодаря их решительным и правильным действиям удалось не допустить перехода огня на лес.
Ребятам вручили Благодарственные письма и подарки.
…Лето продолжается. Осенью ребятам – в 11-й класс. О потушенном пожаре в таежном поселке они никому не рассказывают, подвигом это не считают.
– Мы и между собой о нем не говорим. Увидев огонь (а загорелось, скорее всего, из-за грозы, из-за молнии), на нашем месте тушить пошел бы каждый, – говорит Саша. – И мы продолжаем жить, как обычно, без «Вау!»