Актуальное

Богатырь шахтёрского труда

25 сентября 2025 | Дмитрий Уваров
Бронзовый бюст Е. И. Дроздецкому установлен в Новокузнецке.

В 1983 году бригадиру шахты «Нагорная» Егору Дроздецкому во второй раз присвоили звание Героя Социалистического Труда. Так в Новокузнецке появился первый за Уралом шахтёр, дважды удостоенный высшей награды Родины за трудовую доблесть. И это не единственный рекорд, связанный с именем новатора производства, который так и остался непобитым.

История с географией

Главной удачей в жизни Егор Иванович считает казус, происшедший с ним в 1950 году, после окончания Новосибирской школы ФЗО. Как отличник, он имел право выбрать любой город, куда распределяли молодых строителей. И, не колеблясь, решил поехать в Сталинск. Парень подумал: «Раз город носит имя Сталина, то он явно столичного уровня». Ошибку выпускник понял, когда увидел лежащее в болотах Абашево – самый отдалённый и необустроенный район Сталинска, больше напоминавший деревню. Но именно здесь через шесть лет Егор Дроздецкий найдёт призвание.

Два месяца длиной в тридцать шесть лет

Спуститься в шахту после службы на флоте Дроздецкого заставили два обстоятельства. Во-первых, хотелось приодеться. Во-вторых, задевало заносчивое поведение местных шахтёров, не без основания считавших, что их профессия – не для слабаков. Уроженец деревни Воскресенки Новосибирской области, Егор Иванович с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом наравне со старшими. За что и получил в 14 лет взрослую награду: медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Физического труда парень не боялся, но в 1956-м, уже будучи мастером производственного обучения, шахту в качестве постоянного места работы не рассматривал.
«Думал: устроюсь месяца на два и посмотрю, что же там за работа такая? Пришёл на шахту «Абашевская 3-4» (позже её переименовали в «Нагорную») и увидел, что там такая же дружба, как на флоте, – вспоминал Дроздецкий. – Как-то раз собрались с бригадой в пивбар. Там ребята поссорились чуть не до драки. А уже ночью – на работу. В то время металлических крепей в шахте ещё не было, всё деревом крепили. И вдруг кровля начала валиться на нас. И те парни, которые на поверхности готовы были подраться, бросились помогать друг другу. Так мне эта взаимовыручка понравилась, что вместо двух месяцев проработал под землёй 36 лет!»
Уже через год молодого забойщика назначили бригадиром. Этому факту он, кстати, всю жизнь удивлялся. Мол, были в бригаде и более опытные шахтёры, старше его лет на 20. Но коллектив предпочёл новичка с задатками лидера. И не прогадал: 19 января 1959 года бригаде Дроздецкого – первому в Советском Союзе шахтёрскому коллективу – присвоили звание бригады коммунистического труда.
В том же году был зафиксирован их первый рекорд: 11 тысяч тонн угля в месяц. Прорыв удалось совершить благодаря внедрению новой механизированной крепи. А вскоре в распоряжение бригады пришёл новый механизированный комплекс «Тула» с проектной мощностью 600 тонн угля в сутки.
«Мы поработали на нём немного и поняли, что после рационализации можем давать в пять раз больше, а именно 3 тысячи тонн угля в сутки. Ровно столько добывала тогда вся шахта «Нагорная», – вспоминал Егор Иванович. – Прихожу к директору шахты, прошу дать всем участкам выходной на день, чтобы весь порожняк обслуживал только наш участок. Тогда электровозы маломощные были, тянули всего десять вагонов. И нам нужен был весь транспорт. Директор назвал наше предложение авантюрой и отказал. Тогда я пошёл к управляющему трестом «Куйбышевуголь», рассказал ему всё, дал гарантию, что у нас получится. И вот, сутки кончились, мы выдали 3 038 тонн! То есть если каждый день работать так, то за месяц можно дать почти 100 тысяч тонн. Но тогда надо будет остановить всю шахту, потому что весь порожняк будет идти к нам. Так что после этого рекорда опять работали как обычно. И всё равно установили за месяц всесоюзный рекорд: 47,5 тысячи тонн угля. А наше рацпредложение конструкторы потом внесли в устройство комбайна. И он стал гораздо производительней».

Мурал на улице Энтузиастов, город Новокузнецк.

Дроздецкий – имя нарицательное

Страна высоко оценила достижения бригады Дроздецкого: в 1966 году Егор Иванович стал Героем Социалистического Труда. А в 1983-м получил вторую Звезду Героя. Для справки: за полвека существования этой награды дважды ею удостоили чуть более 200 человек.
Ордена и медали за трудовые рекорды получали и члены бригады Дроздецкого. А впоследствии многие его подчинённые уже на других шахтах стали Героями Соцтруда: Виктор Шарков, Пётр Фролов, Владимир Бардышев, Александр Никитин.
В начале 1980-х фамилия Дроздецкого стала своего рода символом шахтёрского успеха. И бригада была передовой, её посылали работать на самые сложные с точки зрения горно-геологических условий участки. Там, где от льющейся сверху ледяной воды не спасал даже гидрокостюм. А забой из-за высокой скорости комбайна не успевал проветриваться от метана.
По словам Егора Ивановича, руководство шахты рассуждало так: «Если поставить на такой участок опытную бригаду Никитина, то они, конечно, не травмируются, но и угля не дадут. Будут только оглядываться, чтобы никого не убило. Поставить бригаду Стахеева – это горячие ребята, дадут угля, но все травмируются. А Дроздецкий там отработает – и никого не травмирует, и угля даст больше всех».
Дисциплина в коллективе всегда была железной. А соблюдение правил техники безопасности – обязательным.
«За 30 лет на «Нагорной» в моей бригаде не то что никто не погиб, но и ни одной серьёзной травмы не было, – вспоминал Дроздецкий. – А в других бригадах, к сожалению, были смертельные случаи. Вы думаете: почему мне вторую Звезду Героя дали? Не потому, что мы угля больше всех добывали. Были, например, в Междуреченске бригады, которые нас в этом превосходили: там пласты угля богаче. А вот чтобы за такое продолжительное время никто из 80 с лишним горняков не пострадал, такое только у нас было».

Десант на «Полосухинскую»

В апреле 1986 года тогдашний секретарь обкома КПСС Николай Ермаков сделал Дроздецкому предложение, от которого тот не смог отказаться: перейти на шахту «Полосухинская». Совершенно новое предприятие никак не могло выполнить план. Вместо 1 500 тонн угля в сутки добывало максимум 280. Дроздецкий, который уже пять лет должен был быть на пенсии, прекословить не стал: привык работать там, куда направляют. С собой взял 18 горняков из прежней бригады. Причём самых молодых.
Несмотря на протесты заместителя директора «Полосухинской», первым делом на три дня остановил шахту. Он рассказывал:
«Я спустился, всё осмотрел, навёл там полнейший порядок. Поговорил с рабочими, предупредил: если теперь не выполнят план, встанет вопрос об их увольнении. На их место много желающих устроиться. Запустили лаву, и в первые сутки 3 400 тонн выдали, на второй день – 4 тысячи тонн, на третий – 5 тысяч! За год – больше миллиона дали. В следующем году – тоже. Министр сразу 50 легковых машин выделил на бригаду. Тогда же купить машину проблемой было. Пока работал – шахта гремела».
В чём же заключалось наведение порядка по методу Дроздецкого? Если коротко, то, во-первых, тщательная ревизия механизмов и оборудования, которые должны быть вовремя отремонтированы и готовы к смене. Во-вторых, бригадир лично должен распределять обязанности, сроки и объёмы работ для каждого подчинённого. И, конечно, контроль. Плюс нестандартные приёмы работы. Егор Иванович досконально знал шахту и технологические тонкости угледобычи. Поэтому, как любой виртуоз, умел импровизировать, решать проблему неожиданным, новым способом. Вместе со своей бригадой он постоянно совершенствовал процесс разработки угольных пластов, добиваясь его максимальной эффективности и безопасности. И, разумеется, ни один рекорд бригады Дроздецкого не состоялся бы без особой, дружеской атмосферы в коллективе.

Дважды Герои Социалистического Труда Егор Дроздецкий и Михаил Чих на ВДНХ, 1983 год.

Человек-памятник

Список наград и званий Дроздецкого насчитывает не один десяток пунктов. На вопрос, мешала или помогала ему такая известность в жизни и в работе, отвечал: «Ни то и ни другое». Слава шла параллельно обычной жизни, на характер и привычки Дроздецкого никак не влияя.
Не без юмора рассказал в своё время, как позировал столичному скульптору прямо в номере гостиницы. И как автор бюста попросил мывшую коридор уборщицу оценить работу: «Показал ей бюст из гипса, я рядом сижу. Спрашивает: «Ну как? Похож?» Она отвечает: «Копия!» Я его просил: «Сделай мне волосы сзади покороче. А то я хожу с длинными волосами, скажут: «Что это за шахтёр? Как артист, с длинными волосами». А он не сделал. Как было, так и слепил!»
И ещё он вспоминал: «В советское время мы старались, чтобы Кузбасс выдал 160 миллионов тонн угля в год. И то не дотянули миллион: только 159 миллионов тонн давали. А сейчас шахт в области в разы меньше, а добывают больше 200 миллионов тонн в год. А мы думали, что 160 – это предел».
В 2021 году Егора Ивановича не стало.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс