От первого дня войны до последнего

Исторический «Поезд Победы» рассказал кемеровчанам о шагоступах для болот, кошках для Ленинграда и вагонах-банях.
В минувшие выходные, 23 и 24 августа, на железнодорожном вокзале Кемерова интереснейшую экспозицию, посвященную событиям Великой Отечественной войны, представил уникальный железнодорожный состав.
От Лидии
В 13 вагонах – вся история Великой Отечественной войны запечатлена на 18 видеостенах, 12 тач-столах. Экспозиция сопровождается объемным звуком и суперсовременным театральным светом. Все настолько реалистично, что проникаешься тем временем. Сюжеты сопровождают аудиовоспоминания собирательного образа – машиниста Лидии, прошедшей на своём военном эшелоне всю войну.
По ходу экскурсии повествование женщины становится не просто рассказом, а криком души. Например, в комментарии к вагону с военнопленными: «Вот они, изможденные, тощие, без сил лежат на нарах. Но чаще от тесноты пленные в таких барачных вагонах ехали стоя неделями, почти без пищи и воды. Умирали в дороге тысячами. Те, которые добирались до концлагеря, умирали там на тяжелейших работах. Человеческие кости перемалывали для удобрений, а волосами набивали матрасы».
На ивах к победе
В самой середине состава – сюжет об интересных подробностях операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. На лавке солдат примеряет странные лыжи из веток. На самом деле это шагоступы из ивы, на которых наши бойцы по примеру местных лесников окружали врага через непроходимые болота Гомельской области. Такие ивовые приспособления не давали бойцам увязнуть в трясине.
Кошки и бронепоезда
А в следующем вагоне уже блокадный Ленинград. На 3D-экране – видеохроника страшных событий. Бомбежки, раздача хлебных корочек, сани с трупами. Рядом – грузовик с ценным грузом: кошками. Кошек везли в Ленинград тысячами специально для ловли крыс, которые кишели в городе повсюду.
Бронепоездам была посвящена в «Поезде Победы» отдельная экспозиция. Они весили сотни тонн, их не брал ни один вражеский снаряд. А орудия, установленные на железных машинах, поражали любую вражескую технику, включая танки и самолеты. Поэтому немцы от греха подальше сбрасывали бомбы в стороне от бронепоездов.
Без капли сожаления
Впервые в состав «Поезда Победы» вошел вагон, рассказывающий о Нюрнбергском процессе. В нем скамья подсудимых, за которой, как живые , фигуры Риббентропа, Гесса, Геринга, Кейтеля, других нацистов.
У каждого из них свой взгляд, своя поза. Кто-то слушает приговор спокойно, а кто-то с опущенной головой. Но в глазах каждого ни капли сожаления, и от этого страшнее, чем от всех их преступлений.
Холодный душ для немцев
Мы постарались в экспозиции приблизить военные сюжеты к реальности. Чтобы зацепить людей до слез. Чтобы человек через призму увиденного еще раз понял, какой тяжелой ценой нашему народу далась эта Победа», – рассказали организаторы передвижной военной экспозиции.
В вагоне, посвященном Сталинградской битве десятки живых фотографий, сделанных военными корреспондентами. На снимках – немецкие самолеты, сбрасывающие над городом сотни бомб, дальше уже тысячи немцев, взятых в плен, наши конвоиры ведут по заснеженной дороге. В середине состава предстает главный пленный – Фридрих Паулюс. Причем макет немца стоит в бане. Дело в том, что Константин Рокоссовский перед тем, как вести нациста на допрос в Москву, приказал его хорошенько отмыть.
«От бани Паулюс отказался, мылся под душем. И мыло себе затребовал туалетное. А вот Рокоссовский, рассказывали, мылся обычным, хозяйственным», – повествует во время экскурсии Лидия.
Слезы отчаяния и радости
В санитарном вагоне слезы накатывают на глаза от сцены, где молодая медсестра кормит из ложки молодого парня. У него после страшного боя не осталось ни рук, ни ног. Лежит беспомощный, как ребенок.
В последней вагоне представлена инсталляция о том, как наши герои Великой Отечественной войны возвращаются с песнями под гармонь с победой домой. А в окнах идет видеоряд сел, городов, деревень с людьми, приветствующими бойцов.
Так и было
По завершении экскурсии посетители «Поезда Победы» не могут сдержать слез, настолько сильны их эмоции от увиденного.
«Проникновенно! С болью воспринимала. Мои деды и бабушки прошли всю войну, и все вернулись домой живыми. Вы не поверите, но повествование машиниста Лидии удивительным образом во многом перекликается с воспоминаниями моих родных. Дед освобождал в этих ивовых шагоступах Белоруссию, а бабушка работала в санитарном вагоне бронепоезда. Всё так и было, всё по правде», – рассказала жительница Кемерова Галина Сотникова.
Анатолий Болдырев.