Актуальное

Покоритель неба

7 августа 2025 | Оксана Сохарева

На вершине Кузнецкого Алатау, названной в честь прокопчанина Валерия Фёдоровича Полуновского, Героя Советского Союза, участника Великой Отечественной войны, недавно была установлена памятная плита.

Это знаменательное событие стало итогом Четвёртого форума «Вершины воинской славы: тропою героев».

Судьба нашего героического земляка – лётчика-истребителя – поражает трагически неожиданными поворотами. За время войны он совершил 479 боевых вылетов, сбил 13 самолётов противника. В октябре 1943 года на «Як-1» таранил мессершмит в районе озера Ильмень Новгородской области, этот его подвиг вошёл в историю. Потом попал в плен, дважды пытался бежать, прошёл несколько концлагерей. И только под конец жизни получил заслуженное звание Героя Советского Союза.

Роковой бой

«Валерий Фёдорович родился 15 июня 1920 года в Прокопьевске. После окончания семилетней школы поступил в горнопромышленное училище, а после работал на шахте, одновременно занимался в местном аэроклубе, – рассказывает Светлана Гафарова, директор Прокопьевского краеведческого музея. – В армию его призвали в 1939 году. Он поступил в Читинскую военную авиашколу пилотов. В 1940–1941 годах служил лётчиком-инструктором на «И-16» в пермском учебном полку. С началом Великой Отечественной войны Полуновский обратился с рапортом об отправке его на фронт».

Так начался его славный боевой путь. Полуновского направили в Киров, где формировался полк ночных бомбардировщиков «У-2». На этой машине Валерий Фёдорович воевал в составе отдельной разведывательной эскадрильи 691-го авиаполка на Волховском фронте с 1941 по 1943 год. На «У-2» он доставлял партизанам продовольствие, бомбил врага, вёл разведку. Осенью 1942 года Валерий Фёдорович прошёл переобучение на лётчика-истребителя. 17 января 1943 года в воздушном бою в районе 8-го посёлка младший лейтенант Полуновский сбил свой первый вражеский истребитель «Ме-109». В дальнейшем воевал на самолётах «Як-1» и «Як-7Б».

В июне 1943 года В. Ф. Полуновский получил звание лейтенанта и назначен на должность командира эскадрильи 845-го истребительного авиаполка 269-й истребительной авиационной дивизии 14-й воздушной армии. С июля по август 1943 года его эскадрилья совершила 170 успешных боевых вылетов. Лучший командир-лётчик дивизии лейтенант Полуновский был награждён орденом Александра Невского и поощрён ценным подарком от имени командующего 14-й воздушной армии генерал-лейтенанта И. П. Журавлёва.

В октябре 1943 года на истребителе «Як-1» у озера Ильмень Валерий Фёдорович тараном уничтожил вражеский многоцелевой мессершмит, после чего посадил свою сильно повреждённую машину на аэродром. Вскоре В. Ф. Полуновский был представлен к званию Героя Советского Союза, но судьба отложила это событие на долгий срок…

«Весной 1944 года матери Полуновского в Прокопьевск пришло известие, что её сын Валерий представлен к званию Героя Советского Союза. Уже и уголь ей по такому случаю завезли и сразу два отреза на платье вручили», – рассказывает директор Прокопьевского краеведческого музея Светлана Гафарова.

Но примерно с этого же времени Полуновский пропал…

Плен и побег

27 марта 1944 года при штурме вражеского аэродрома самолёт нашего земляка был подбит. Валерий Фёдорович выбросился из горящей машины на парашюте, трое суток пробирался он лесами в сторону линии фронта, вспоминал ветеран войны и труда А. Г. Ермаков (их жизнь сведёт уже после войны). Но не успел. Попал в плен. В открытых источникам мы читаем, что сначала он был помещён в концлагерь Вистриц, откуда 22 августа 1944 года совершил побег. Но его схватили перевели в концлагерь Гросс-Розен.

«Немцы предлагали ему воевать на их стороне или хотя бы обкатывать новые самолёты, держали в лагере, но Полуновский бежал», – рассказывает Светлана Гафарова.

После второй неудачной попытки побега Валерий Фёдорович был переведён в лагерь смерти Бухенвальд. Освобождён советскими войсками 9 мая 1945 года. Он почти чудом спасся. В этот день военнопленных вывели из лагеря и колонной отправили на запад. Но на дороге показались советские танки, тогда фашисты стали стрелять в пленных. Из 2 тысяч человек остались в живых около 70. Валерию Фёдоровичу удалось невредимым упасть в лощинку, прикрытую кустами. День Победы стал его вторым днём рождения.

Возращение на Родину

После освобождения из плена В. Ф. Полуновский более полугода провёл в лагере Смерш под Уфой. Прошёл проверку и в 1946 году вернулся в свою часть, которая входила в состав Северной группы войск в Германии. Однако в августе 1946 года он был уволен из армии.

Валерий Фёдорович вернулся в Прокопьевск, где хотел устроиться на работу в местный аэроклуб. Но бывшему военнопленному отказали. Он уехал в Пермь, там работал художником в декоративном цехе Пермского театра оперы и балета, затем в Пермском драматическом театре.

Постепенно времена менялись, и после XX съезда партии нашему земляку вернули награды. А вскоре его приняли на работу в Пермский аэроклуб ДОСААФ. Он даже бился за 1-е место со своим сыном Владимиром, которого сам подготовил в аэроклубе.

Потом судьба свела с боевым товарищем А. Г. Ермаковым, который помог Полуновскому восстановить справедливость: нашли личное дело лётчика, лётную книжку и возбудили ходатайство о присвоении звания Героя Советского Союза. Это случилось спустя 45 лет после войны, 11 декабря 1990 года.

Валерий Фёдорович работал в пермском аэроклубе лётчиком-инструктором. После выхода на пенсию до 1986 года был там же методистом. Он подготовил более 250 лётчиков-спортсменов.

Умер Валерий Фёдорович 13 октября 1998 года. Похоронен в Перми на кладбище

21 января 1999 года Пермскому авиационно-спортивному клубу РОСТО было присвоено имя Валерия Полуновского.

В этом году земляку исполнилось бы 105 лет со дня рождения. Некоторое время назад представители Прокопьевского краеведческого музея побывали в пермском клубе и привезли экспонаты – учебные пособия, выполненные под руководством Полуновского: модель самолёта для изучения осей вращения, а также макет, объясняющий принцип действия мановакуумметра МВ-16. Теперь эти бесценные предметы хранятся в Прокопьевском краеведческом музее.

Фото слёта Юрия Лобачева.

Более 400 патриотов приехали в Кузнецкий Алатау, чтобы почтить память Героя Советского Союза Валерия Фёдоровича Полуновского: преподаватели и студенты, учителя и школьники, военные и туристы, журналисты и краеведы, предприниматели и артисты, с флагами и эмблемами организаций и штандартами «Бессмертного полка». Участники прошли по тропе с портретами своих героев – отцов, дедов и прадедов! Все они стали участниками Четвёртого форума «Вершины воинской славы: тропою героев».

Энтузиасты из Новокузнецкого радиоклуба, которым руководит Александр Рюмцев, установили на вершине связь и передали новость об установлении памятной плиты Валерию Полуновскому всем коллегам по радиоточкам.

«Сердечно благодарю всех участников проекта! Ваше благородное стремление увековечить подвиги героев, проявивших мужество и отвагу на полях сражений, вызывает восхищение. Общими усилиями мы бережно вплетаем нити героического прошлого в живую ткань настоящего, создавая яркое, немеркнущее полотно истории Кузбасса», – отметил руководитель проекта Александр Волобуев.

Следующим этапом проекта станет вершина, которая названа в честь Алексея Николаевича Дергача, нашего земляка, участника Великой Отечественной войны советского лётчика-аса истребительной авиации, Героя Советского Союза.

Модель самолёта для изучения осей вращения (учебное пособие) была выполнена под руководством В. Ф. Полуновского. Фото Прокопьевского краеведческого музея.

Другие статьи на эту тему

Восход солнца как жизненный принцип

В этом году авиационный отряд специального назначения Сибирского округа Росгвардии отметит 34-ю годовщину со дня создания. Работа кемеровских лётчиков имеет огромное значение для Кузбасса: они доказали неоценимую роль в различных сферах от борьбы с природными катастрофами до помощи в чрезвычайных ситуациях.

05 августа

Такой была Вера

День 21 июня 1941 года был полон для Веры Волошиной предвкушением счастья: подруги подарили ей белое шелковое платье, в котором она собиралась выйти замуж за земляка Юрия Двужильного.

Парень по имени Феникс…

Юрий Колесов спас 15 пассажиров во время самой страшной железнодорожной катастрофы XX века, случившейся на Транссибе в ночь с 3 на 4 июня 1989-го. А его потом спасла знаменитая Джуна…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс