Актуальное

На волне перемен

5 июня 2025 | Андрей Ермолюк
В прошлом году пассажиропоток в общественном транспорте региона вырос на 3,4 млн человек. Фото Дмитрия Верфеля.

Шесть лет назад в Кузбассе стартовала транспортная реформа. В регион начали поступать новые автобусы и внедряться современные способы оплаты проезда в них. Как ход той модернизации ощущается сегодня и с какими проблемами столкнулась эта сфера, рассказываем в этом материале.

Движение верным курсом

Начнём с хорошего. Если присмотреться к улицам областного центра, можно заметить множество новых синих автобусов и красных троллейбусов. Более-менее аналогичная картина наблюдается и в других крупных городах нашего региона. За последние годы транспорт Кузбасса стал не просто средством передвижения, он стал символом перемен к лучшему.
И перемены эти людям понравились. В прошлом году общественный транспорт региона перевёз 192 млн пассажиров, на 3,4 млн больше, чем годом ранее. При этом 22 % пассажиров – льготники, в Кузбассе насчитывается 33 категории жителей, пользующихся правом льготного проезда. Основной пассажиропоток сконцентрировался в двух крупнейших городах региона – Кемерове (35 %) и Новокузнецке (31,2 %). Это не просто цифры: за каждой из них скрывается человек, который доверяет общественному транспорту, рассчитывает на него и строит день вокруг его расписания.
В этом году по инициативе президента России Владимира Путина в нашей стране стартовал национальный проект «Инфраструктура для жизни». В его рамках реализуется федеральная программа «Развитие общественного транспорта», главная цель которого – сделать так, чтобы к 2030 году 85 % автопарка находилось в нормативном состоянии. То есть техника должна быть безопасной, комфортной и служила бы ещё долго.
«Кузбасс включился в программу по обновлению общественного транспорта в последние годы активно. На текущий момент в нормативе у нас уже 82 % подвижного состава. Но, учитывая, что техника постоянно изнашивается и взрослеет, эту работу мы, конечно, прекращать не будем, чтобы к 2030 году цели, поставленные президентом, однозначно в нашем регионе были выполнены», – рассказал министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан.

Качественный рывок

С 2018 по 2024 год участие в различных программах позволило нашему региону обновить подвижной состав общественного транспорта более чем на 80 %. В общей сложности был приобретён 1 471 новый автобус, в Кемерове вышли в рейс 62 новых троллейбуса, в Новокузнецке обновились 42 троллейбуса и 41 трамвай.
Новый транспорт качественно лучше предшественников. Во-первых, он экологичен, что актуально для нашего региона. На сегодняшний день экологическим стандартам «Евро-4» соответствует 91 % транспорта, а 34,7 % машин работают на компримированном природном газе. Его приобретение – осознанный шаг в сторону заботы о воздухе, которым дышат жители кузбасских городов, и ответственности перед природой. Во-вторых, новый транспорт доступен маломобильным пассажирам. В настоящее время для их нужд адаптировано более 40 % подвижного состава. Конечно, всегда хочется больше и лучше, но здесь важна динамика. А она красноречиво говорит о том, что в 2018 году данный показатель был в 2,3 раза ниже. В-третьих, 852 единицы транспорта оснащены валидаторами, что позволяет использовать различные формы оплаты проезда и экономить благодаря проездным билетам.
Система общественного транспорта включает в себя не только подвижной состав. А также пути, по которым он едет, и питающие их сети. В Новокузнецке завершается важный этап программы «Чистый воздух»: отремонтированы трамвайные пути, контактные сети, электрооборудование. И вот уже слышно, как трамваи не просто двигаются, но делают это без сбоев. Также в этом году планируется завершить строительство троллейбусной линии в Новоильинском районе. А в Кемерове реконструировали трамвайные пути на улицах Сибиряков-Гвардейцев и Терешковой и планируют к 2027 году обновить маршрут № 10.
Не стоит забывать и тех людей, которые управляют общественным транспортом. В прошлом году на категорию D за счёт средств автопредприятий обучились 149 человек, это на 63 % больше, чем годом ранее. Предприятия поддерживают сотрудников: помогают с ипотекой, компенсируют детский отдых, организуют доставку до работы. Улучшаются условия труда и отдыха, ведь комфорт человека за рулём напрямую влияет на комфорт пассажиров.
Тем не менее в нашем регионе, как и по всей стране, по-прежнему наблюдается нехватка водителей общественного транспорта. Есть и другие проблемы. Так, обновления требует около 18 % подвижного состава. Кроме того, автобусы из первых партий, приобретённые в 2018 году, уже прошли середину своего нормативного срока. У них изнашиваются узлы и агрегаты. Их нужно ремонтировать, заменять, содержать. Надо заметить, предприятия остаются зависимыми от внешних факторов: цены на топливо выросли на 11 %, а стоимость запчастей и смазочных материалов увеличилась в диапазоне 10–40 %. Поэтому правительство Кузбасса и дальше будет оказывать необходимую поддержку предприятиям отрасли, а обновление техники и обеспечение качественной, бесперебойной работы транспортных предприятий будет продолжено.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс