Актуальное

Человек-век

20 мая 2025 | Информационный портал Кузбасс

Кемеровчанка Раида Южанина в свои 100 лет готовит деликатесы из тыквы, морозит ягоды и отправляет книги для детей Донбасса

Раида Васильевна выглядит на 70 лет. Она вспоминает долгую жизнь в мельчайших подробностях, как в 16 лет стала «тёткой», в 32 – инвалидом, а под 90 занялась на стадионе скандинавской ходьбой.

Рано взрослой стала

Женщина с улыбкой признаётся, что живёт она долго не потому, что здорова, секретом своего долголетия называет постоянный труд. Без дела с детства не сидела. Сызмальства с мамой вязала, шила, готовила, стирала, гладила.

«Семья у нас многодетная, старшие росли – младших нянчили. Дел, словом, по дому уйма всегда была. Мама строила кемеровский коксохимический завод. Она меня во время войны на предприятие устроила. Я в 16 лет настоящей «тёткой» считалась, девчонки-то 13-летние трудились. Поставили слесарем. Господи, что делать, не знала, с какой стороны к этим станкам подходить. А ничего, мужики-наставники, оставшиеся в тылу по болезни или преклонному возрасту, за три дня научили справляться», – вспоминает наша героиня.

Было очень тяжело

Схватила Раида мужское дело быстро – помогла наследственность. Отец её был хорошим кузнецом не только в Кузбассе, но, как оказалось, прогремел на всю страну. Выковал бюст Сталина, точь-в-точь. Молва до Москвы дошла, сам великий Лев Кассиль приезжал посмотреть.

«Папа тоже работал на коксохиме, много мне подсказывал. Работа изматывала, иногда трудились с раннего утра до трёх часов ночи. Я создавала давление для печей, ртом надувала ртутные груши для измерительных приборов. А ведь это прямое отравление, но других технологий, увы, не было», – сетует труженица тыла.

Тогда в стране было тяжело с продуктами. Хлеба взрослым давали на заводе по 500 граммов, детям по 400, а работникам, имеющим дело с вредным производством, – по 800 грамм. По словам Раиды Васильевны, месячный заработок составлял ведро картошки и булку хлеба.

Выходных, праздников во время войны не было. После изнуряющих смен люди расчищали железнодорожные пути, развозили уголь, выходили на субботники, ремонтировали цеха. Первый отпуск девушка получила в 1947 году. И дали его  для сдачи экзаменов на производственных курсов.

«Провалить экзамены – значит лишиться работы, поэтому готовилась основательно, от зубов только отлетало. Не высыпалась, но по-другому никак», – говорит долгожительница.

В 27 лет у Раиды в организме нашли ртуть, в 32 года полностью признали инвалидом. В наше бы время списали, но тогда надо было восстанавливать страну, поэтому закрыли глаза, и Раида Васильевна до самой пенсии трудилась на коксохиме. За 40 лет в трудовой книжке одна только запись.

Дело в труде

«На самом деле я работала всегда, на пенсии – на огороде, по дому. И сейчас в постоянных делах и заботах. Вот собрала 100 книг для ребятишек в библиотеки Донбасса. Выбрали лучшую литературу: приключения, фантастику, русскую и зарубежную классику. Соцработники Кедровки помогли отправить в ДНР вместе с другим грузом. Снова приглядываю в своей библиотеке новые книги для отправки туда», – делится кемеровчанка.

Младшая дочь Елена, с которой сейчас живёт Раида Васильевна, вспоминает, как мама ещё семь лет назад, в 93 года, гуляла по местному стадиону со скандинавскими палочками: «Круги наматывала только так. И на даче вместе управлялись, а потом ягоду дома морозили.  Мама до сих пор малину, смородину крыжовник летом по контейнерам складывает на заморозку. Много ягоды ест в живом виде и без всякого сахара.  К слову, это тоже элексир жизни».

«Так а тыква какая полезная! – вступает в пенсионерка. – В 42 года у меня стали болеть ноги, врач посоветовала полюбить тыкву. Стала на огороде садить. Поначалу варила кашу из неё, а сейчас имеем много семейных рецептов тыквенных.  Самый популярный – манты с тыквой, можно с добавлением мяса, можно без него. Тесто, как обычно, – пельменное, режем тыкву пять на пять миллиметров, заливаем  обжаренным на сливочном масле луком, от него тыква становится мягкой.  Пельмени очень вкусные», – делится рецептом Раида Васильевна.

Поживём ещё

Пока говорили, заметил: женщина постоянно улыбалась и от неё такое душевное добро шло. А в воспоминаниях о людях говорила только хорошее: «Это тоже необыкновенное счастье – видеть в людях свет. Каждый человек хорош по-своему, многогранен, талантлив, надо только его поддержать, помочь, улыбнуться. Мысли тоже влияют на жизнь. Я благодарна каждому человеку, которого встретила на своём пути. И, конечно, дочерям, супругу Ивану Васильевичу, ветерану войны.  Его, к сожалению, давно нет, но дня не проходит, чтобы о супруге не подумала».

На стене – их фото в молодости, а в небольшой коробочке – её медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», награду женщина бережно хранит и очень гордится ею.

«А больше всего я горжусь своей жизненой дорогой. Даст Бог, ещё поживём», – улыбнулась Раида Южанина.

Анатолий Болдырев.

Фото из личного архива Раиды Южаниной и пресс-службы администрации Кемерова.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс