Когда Сибирь становится родиной

11 лет назад Орифжон и Лола Жураевы переехали из тёплой Средней Азии в морозную Сибирь и ни разу об этом не пожалели.
Семья живёт в Кузбассе с 2014 года. Жураевы приехала в Сибирь уже с двумя детьми, здесь родились ещё два. Но на этом останавливаться не собираются, говорят, что стабильность наша обнадёживает и вселяет уверенность.
Любовь с первого взгляда
– Мы выросли с Лолой в Согдийской области Таджикистана, в селе Гафурове. Воспитывались в многодетных семьях в любви, ласке. И её, и меня родители с детства приучали к уважению старших, трудолюбию, почтительности, терпению. Меня отец с измальства учил мастерить, вместе с ним делали табуретки деревянные, ремонтировали крышу, хозяйство вели домашнее, за садом ухаживали. А в саду – яблоки, груши, персики, сливы, алыча, виноград, – рассказал Орифжон.
– А меня мамуля готовить научила вкусно: плов, самсу, чучвару, – добавляет свою историю Лола.
Женщина вспоминает, как однажды их познакомили родственники и в Орифжона она влюбилась с первого взгляда. Оценила его статность, ум, тактичность, проникновенные глаза.
– Когда с ним начали общаться, он слушал меня и смотрел прямо в глаза. Это очень ценно, когда человек не отводит их в сторону. Тогда поняла: насколько для парня я важна, – рассказала Лола.
Супругу Лола приглянулась своей женственностью.
– Это не объяснить словами, когда от девушки идёт настоящее тепло, когда ты понимаешь, что с ней у тебя всё будет хорошо. Всё у красавицы моей в гармонии: внешность и душа, а с годами я ещё больше это чувствую.
Точка на карте
Лола по профессии делопроизводитель, работала до рождения первых двух детей Сулхии и Ахлидина в отделе кадров одного из образовательных учреждений Таджикистана, Орифжон – эколог. После института окончил аспирантуру, преподавал.
– У меня тяга к растениям: деревьям, цветам, кустарникам. Я в цветении нахожу гармонию человека с природой, Лола меня поддерживает. Мы часами с ней можем сидеть на лавочке и любоваться разноцветьем, настолько спокойно и легко на сердце становится, – говорит Орифжон.
Цветы не единственная страсть мужчины, он любит путешествовать. И новой точкой на карте России в 2011 году стал Кузбасс. Поездку в Сибирь Орифжон совместил с возможностью заработать чуть больше, чем в Таджикистане. Созвонился с Новокузнецким угольным предприятием, по приезде взяли временно на должность разнорабочего. В обязанности входило развитие прилегающих к зданиям комбината территорий, их благоустройство и уход.
– Это моё, поэтому с радостью согласился. Переживал поначалу, как примут, как будут относиться. Напрасно нервничал: сибиряки окружили заботой и вниманием, предоставили жильё, показали Новокузнецк. Но через несколько месяцев вернулся домой, дочь Сулхия маленькая была, годовалая. Через год в любви у нас с Лолой появился второй ребёнок – мальчик Ахлидин. Материальные нагрузки возросли, и я понимал, что Сибирь станет снова спасительной ниточкой, тем более что двери были открыты. Спасибо жене: поддержала, а сама взяла на себя и детей, и хозяйство. Вот такая сильная у меня женщина, – вспоминает Орифжон.

Пятилетний Мухаммад Али занимается борьбой и гиревым спортом.
Решение принято
Вторая его поездка в Кузбасс в 2012 году продлилась уже год, в Новокузнецке Орифжон сросся с Сибирью сердцем и душой, а главное – твёрдо решил перебираться семьей сюда окончательно. Когда рассказал коллегам по комбинату, они в честь его решения накрыли большой стол и радовались в буквальном смысле как дети. Ведь их друг из Средний Азии был суперценным сотрудником, благодаря которому они получили прекрасные зоны отдыха на предприятии, куда часто в нерабочее время приходили погулять с детьми. «А теперь поезжай домой, забирай жену и ребятишек – и пулей обратно, – убедительно советовали Орифжону сослуживцы. «Но пулей, – отвечал он, – не получится: надо с женой окончательно всё решить, дом продать, собраться…»
– Я помню, как на семейном ужине озвучил Лоле идею. И как она меня обняла и сказала, что за мной – хоть куда. Единственное, о смене климата тёплого на холодный переживала. Все сомнения развеялись, когда семья уже в 2014 году прибыла в Россию, – рассказал Орифжон Очелдиевич.
Семью в Кузбассе встретили как родных, поселили в посёлке Сосновском Новокузнецкого района, в тихом заповедном месте. К тому моменту штат компании был укомплектован, надо было подождать чуточку, и мужчина устроился к частнику ухаживать за придомовой территорией. А через три месяца благополучно вернулся на своё предприятие.
Жураевы подготовились к переезду основательно, прежде всего по знаниям законов Российской Федерации, ведь гражданство для семьи было приоритетом. Документы помогли оформить социальные работники Новокузнецкого муниципального округа.
– Мы очень с Лолой благодарны властям Кузбасса: настолько они проявили к нам внимание. Оформлять документы, получать гражданство помогали настоящие специалисты, рассказали всё, показали, сопроводили, помогли сдать необходимые экзамены по русскому языку. Мы с супругой прекрасно говорим на русском, пишем, читаем, знаем историю России, любим её, – говорит мужчина.
Детей Жураевы устроили в местный детсад, по окончании которого они пошли в Сосновскую школу. Сулхия оканчивает восьмой класс, Ахлидин – шестой. Оба отличники, принимают активное участие в общественной творческой жизни школы. Дочь успела получить уже несколько грамот на конкурсах чтецов, и рукодельница она замечательная. Сын занимается восточными единоборствами, стал победителем местного турнира.
– Муж является председателем родительского комитета школы, решает с другими папами и мамами насущные дела, они помогают учителям во всём. А недавно мы всей семьёй приняли участие в «Весёлых стартах», затем играли в волейбол, организовали турнир по шахматам, – рассказала Лола Жураева.
Отсюда больше никуда
Сибирь за эти годы стала для Жураевых настоящей Родиной. И холод им нипочём, когда есть семейное тепло. И пусть в огороде частного дома не растут наливные персики и груши, зато малина со смородиной вызревают лучше, чем в Таджикистане.
– Я изобрёл способ сделать в Сибири ягоду крупнее и слаще. Ранней весной вбиваю деревянные колышки по всему периметру куста, так чтобы они были выше веток, потом связываю их капроновой нитью с краями колышков. Так они стоят до самого созревания малины и смородины. Веточки, получается, открываются во всей красе солнышку, оно льёт свет на каждый листик. Этому меня дед в Средней Азии учил, – делится с читателями «Кузбасса» дачными секретами Орифжон.
В 2020 году в семье родился второй сын – Мухаммад Али, а в минувшем году Лола подарила мужу и детям ещё одного крепыша – Ибрахина.
– Растут, как и старшие дети, спокойными, послушными. Сулхия и Ахлидин помогают нянчиться и просят ещё братиков и сестричек. Мы с мужем решили семью пополнять, если Бог даст! – улыбается Лола.
Супруг солидарен, добавляет, что дети – главная радость и ценность:
– В России мы чувствуем себя защищёнными социально, материально, по-человечески, словом, мы точно знаем с женой, что не останемся без поддержки, но при этом надеемся в первую очередь на себя. Многодетство нас поэтому не пугает. Обнадёживает общество. Когда гуляем по местному парку или в Новокузнецк приезжаем на выходные, видим большое количество семей с маленькими детьми и крепнем в своих помыслах.
Жураевы часто ездят на родину, навещают родителей, друзей, но возвращаться насовсем не собираются, говорят: в Таджикистане – хорошо, а в России – лучше.
– Сибирь открыла нам невероятный семейный простор. Она подарила нам трескучие морозы и пушистый снег. Людей полюбили, открытых и надёжных. Как будто здесь родились и выросли. В этой чудесной сибирской сказке, – улыбается Лола Жураева.
Анатолий Болдырев.

Сулхия Жураева – победительница областного конкурса чтецов.