Актуальное

Их имена помнит Кузбасс

17 апреля 2025 | Оксана Сохарева
Н. Н. Смирнов, ведущий хирург эвакогоспиталя № 1241. Б. К. Яворская, начальник эвакогоспиталя №3626. Фото из фондов Новокузнецкого краеведческого музея, музея-заповедника «Мариинск исторический».

В первые военные месяцы более 200 врачей и многие фельдшера в составе сибирских дивизий ушли на фронт.

В их числе – Н. С. Тейман, М. А. Подгорбунский, Н. И. Турчин, С. В. Беляев, Н. П. Зорин, А. А. Кирноз, Г. П. Афанасьев. Военные хирурги Кузбасса внесли бесценный вклад в Победу и награждены боевыми орденами и медалями. Михаил Алексеевич Подгорбунский сделал более 3 тысяч операций на фронте. Прошёл до конца войны. Был ранен и контужен.
Степан Васильевич Беляев был хирургом полевого госпиталя, лечил и оперировал, участвовал в боевых операциях. Его судьба была нелёгкой. Вместе с обозом медсанбата и ранеными попал в плен, был в партизанском отряде, где спасал жизни, проводя операции в сложнейших условиях. После перехода линии фронта стал ведущим хирургом полевого госпиталя танковой армии. В 1943-м получил тяжёлую контузию и вернулся в Кемерово.
Сегодня учреждения здравоохранения региона с гордостью носят их имена.
Барбара Карловна Яворская в войну руководила одним из госпиталей Сталинска (Новокузнецка). Весной 1943 года госпиталь № 3626 был направлен в распоряжение санитарной службы 1-го Украинского фронта. Б. К. Яворскую назначили его начальником. Ей пришлось взять с собой 10-летнего сына, так как не с кем было оставить дома (старший сын ушел добровольцем на фронт). Барбара Карловна закончила войну в должности начальника медицинской службы.
С началом войны выдающегося новокузнецкого хирурга Николая Николаевича Смирнова призвали в армию, однако на фронт он не поехал. Его помощь была нужна раненым, которых привозили в новокузнецкие госпитали. И Николай Николаевич становится ведущим хирургом эвакогоспиталя № 1241, куда поступали особенно тяжёлые больные и раненые с черепно-мозговыми и полостными ранениями. Николай Николаевич оперирует наиболее сложных пациентов. К тому же его часто вызывают на консультации и на проведение операций в другие госпитали. Основным направлением в его работе была черепно-мозговая хирургия, хирургия периферических нервов и сосудов, хирургия грудной и брюшной полости. Оперировать приходилось и в Прокопьевске, и в Ленинске-Кузнецком, даже в Кемерове, Анжеро-Судженске и других городах Кузбасса. Было часто не до сна, даже не до еды. В 1944 году госпиталь, в котором служил майор медицинской службы Н. Н. Смирнов, был закрыт, а он демобилизован, вернулся к мирной жизни. Одна из улиц города носит его имя.
Жители южной столицы Кузбасса гордятся земляками, их имена и биографии занесены в электронную энциклопедию знаменитых новокузнечан.

Сёстры милосердия

Только за один год на курсах медсестёр было подготовлено 15 тысяч медсестёр и сандружинниц, эту цифру приводит региональный минздрав. Медсёстры спасали жизни бойцов на фронте и в тылу.
Зинаида Михайловна Туснолобова-Марченко – первая в Кузбассе женщина – Герой Советского Союза. В начале 1930-х семья переехала в Кузбасс, в село Новопокосьма Ленинск-Кузнецкого района. Жила и работала в городе Ленинске-Кузнецком лаборантом-химиком треста «Ленинскуголь». Когда началась война, Зинаида окончила курсы медицинских сестёр и добровольцем ушла в армию, где её распределили в состав 849-го стрелкового полка сибирской дивизии. За восемь месяцев старшина медицинской службы Зинаида Михайловна вынесла с поля боя более 120 раненых. 2 февраля 1943 года в бою за станцию Горшечное Курской области была тяжело ранена, обморожена, сутки пролежала среди умерших. Врачи спасли ей жизнь, но она лишилась рук и ног.
Когда дело пошло на поправку, Зинаида Туснолобова обратилась к воинам 1-го Прибалтийского фронта. Её письмо, в котором она просила отомстить за неё, зачитывали в воинских подразделениях. На орудиях, танках, самолётах появились надписи: «За Зину Туснолобову».
Мария Красильникова родилась в 1921 году в селе Заречном. До войны окончила педагогический техникум, с 1938-го – преподавала немецкий язык в школе № 1 Белово. В свободное время посещала медицинские курсы. Это пригодилось, когда началась война и девушка ушла на фронт. Она попала в знаменитую 303-ю Сибирскую дивизию, в 847-й стрелковый полк. Мария погибла в декабре 1943 года.
Вот как описала её гибель соратница А. С. Поликарпова: «Утром разгорелся сильный бой. Мы, медсёстры, были рядом с бойцами, чтобы немедленно оказать помощь раненым. Недалеко от меня, укрывшись в воронке, Маша Красильникова перевязывала солдата. Вдруг я увидела, как немецкий танк движется прямо к той воронке. Страшная минута! Маша выскочила из воронки с противотанковой гранатой в руке и пошла навстречу стальной громадине. Ещё мгновение – и моя подруга бросилась под гусеницы танка. Раздался взрыв, окутанный дымом, завертелся на месте фашистский танк. Враг не прорвал нашу оборону. Но Маша погибла». Посмертно Мария Алексеевна была награждена орденом Красной Звезды.

Они служили в тылу

87 медиков, трудившихся в тылу, были награждены 200 медалями и 170 – почётными грамотами, отметили в кузбасском минздраве. Врачи и медсёстры делали всё, чтобы спасти жизни и вернуть здоровье защитникам страны.
К примеру, в Мариинске, где действовало четыре эвакогоспиталя, с началом войны Мариинский горвоенкомат создал две военные команды, в которых готовили будущих медсестёр и санитарок. Помимо ухода за ранеными, медсёстры госпиталей вместе с детьми собирали мох, заменявший вату. Несмотря на ежедневный многочасовой труд без сна, работники госпиталей успевали собирать помощь для фронта: тёплую одежду, обувь, деньги. Раненый А. А. Пчелин, который лечился с августа 1943 по июнь 1944 года, работавший позднее директором педагогического училища, вспоминал: «Особенно частыми гостями были железнодорожники. Они ставили концерты. Присылали подарки, устраивали праздничные вечера».
По информации музея-заповедника «Мариинск исторический», некоторые бойцы даже помогали медсёстрам в уходе за ранеными, из их числа капитан Кролик создавал актив, который выпускал стенгазеты, следил за общим порядком. Наши герои-картофелеводы А. Е. Картавая и А. К. Юткина часто приезжали в госпиталь, оказывали помощь. Раненых навещали пионеры и школьники, ставили концерты, читали им книги.
В конце 1942 – начале 1943 года в Мариинск прибыл медсостав и оборудование ЭГ-1230, который возглавила Мария Нестерова Горбунова, врач из Кемерова, капитан медицинской службы. Она вспоминала случай, как кемеровские медсёстры приехали в Барзас, собрали жителей таёжного посёлка и сказали, что раненым в госпиталях очень нужны витамины.
В барзасской тайге в то время был хороший урожай смородины и малины. Уже вечером старики и школьники ссыпали в огромные бочки из корзинок и вёдер душистую ягоду. А свежие соки и кисели помогали бойцам быстрее поправиться.
Женщины искали любые возможности, чтобы выходить солдат. Например, в военные годы медсёстры ходили в тайгу за хвоей, чтобы добыть из неё полезные вещества для раненых. Из сосновой хвои они готовили концентраты для лечебных ванн, целительные хвойные капли добавляли в борщи и салаты.
Подвиг врачей и медсестёр бессмертен. Многие сложили голову на полях сражений, а те, что трудились в тылу, не знали ни сна, ни отдыха. В открытой статистике мы встречаем такие цифры: за время войны погибли или пропали без вести около 85 тысяч советских медиков. Смертность медработников была на втором месте после бойцов стрелковых подразделений. В 1941–1945 годах через госпитали прошли больше 22 миллионов человек. Из них
17 миллионов вернулись в строй.

Н. Н. Смирнов готовит к операции раненого бойца, г. Новокузнецк.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс