Абсурд и не только…

Театр кукол Кузбасса в этом сезоне демонстрирует большую плодовитость, балуя нас разными премьерными спектаклями. Среди тех, которые рекомендуем посетить взрослому зрителю, «Ёлка у Ивановых» по пьесе Александра Введенского, которую поставил режиссёр Станислав Садыков в сотворчестве с художницей Ириной Чуриловой.
«Ёлка у Ивановых» – одна из самых странных пьес начала XX века, провоцирующая и смех, и страх, наполненная изображением нелепых ситуаций, гротескными образами, ожившими зверями, глупыми словами и элементами демонстративного абсурдизма. Автор пьесы, поэт и драматург Александр Введенский – один из самых известных участников ОБЭРИУ (Объединения реального искусства). В нём состояли Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Александр Введенский, Игорь Бахтерев и другие представители авангардного искусства первой половины ХХ века – поэты, писатели, сценаристы, режиссёры.
Это первый в нашем регионе опыт обращения к странному и до сих пор полностью не разгаданному тексту. В Кемерове уже было несколько показов, отзывы полярные – от восторга до полного непонимания.
Будет ёлка у Ивановых? Будет. Или в доме Пузырёвых. А если не будет? Если произойдёт преступление? Значит, будет наказание. Или не будет? Что вообще будет с жизнью, если существовать не снимая масок и превратиться в зверей? Что-то будет. Но пока – маскарад, все ждут ёлку!
Важное дополнение – спектакль предназначен для взрослых (старше 18 лет), а рекомендуется с 21 года, здесь используется ирония, преувеличение и насмешки. Нас предупреждают: «В спектакле возможны скримеры. Мы ценим жизнь и выступаем против насилия и жестокости».
Режиссёр театра кукол Кузбасса Станислав Садыков нашёл время в плотном графике и ответил на наши вопросы.
– Театр с недавнего времени возобновил традицию выпуска спектаклей для взрослых. Почему выбор пал именно на Введенского в это раз?
– В первую очередь мы налаживали контакт с подростковой аудиторией. Но очень хотелось поставить по-настоящему взрослый спектакль, поговорить о серьёзных темах. И удачно наши заслуженные артистки РФ Ольга Яцук и Тамара Шишкина попросили меня прочитать «Ёлку у Ивановых». «Тебе понравится!» – говорили они. И так началось моё знакомство с пьесой. Пьеса давалась нелегко. После первого прочтения она меня зацепила, удержала на себе внимание, а вот почему, я никак не мог этого понять. Но с каждым новым прочтением открывались новый смысл и новая грань. Даже до сих пор, перечитывая, замечаю те вещи, на которые не обращал внимание до этого. Пьеса колоссальной глубины. При этом она не ощущается чем-то архаичным: проблемы, затрагиваемые в ней, весьма современны, злободневны. Я надеюсь, что зритель, посмотрев спектакль, задумается о повседневности и о том, как важно оставаться человеком и не превращаться в героев этой постановки.

Фото предоставлено Театром кукол Кузбасса.
– Художником спектакля выступает Ирина Чурилова из Санкт-Петербурга. Это не первая ваша совместная работа?
– Да, Ирина хорошо знакома нашим зрителям по спектаклям «Крошечка-Хаврошечка», «Совсем не хитрый лис», «Человек рассеянный». Куклы, и всё что касается визуального облика спектакля «Ёлка у Ивановых», – заслуга Иры. Она фантастическая, и всё, что есть на сцене, вышло таким же. Куклы, предметы, костюмы, декорации. Найти баланс в таком сложном и абсурдном материале – непростая задача. Как сочетать живое и неживое, реалистичное и гротескное? А вот так, как сделала Ира. Художник в театре кукол невероятно важен, и я рад, что в этот раз работаю с ней. В такой сложной работе важно сотворчество, совместное исследование пьесы. Думаю: у нас получилось. В каком-то смысле у нас получилось учебное пособие по театру абсурда, в этом спектакле есть все характерные черты для этого направления. Впервые в истории нашего театра основным средством выразительности наравне с куклами выступают маски. Маски в спектакле самые разные, не буду подробно распространяться о них, дабы не испортить первое впечатление. Надеюсь, что зритель не будет скучать и будет удивляться каждые несколько минут!
– Расскажите про музыкальное сопровождение.
– Традиционно для меня в спектакле много музыки. Но уже меньше обычного: я работаю в этом направлении! Поскольку одной из тем спектакля является наш повседневный «социальный маскарад», хотелось и в музыке подчеркнуть фальшивость, искусственность происходящего. Так основой для спектакля стала электронная музыка – неизведанный ранее для меня жанр. И, опять же, свежий для Театра кукол Кузбасса.
– Как думаете: стоит ли готовиться зрителю к просмотру спектакля?
– Мне кажется, как для писателей направления ОБЭРИУ (членом которого являлся Александр Введенский) было важным соучастие читателя и его размышления о прочитанном, так и для нашего спектакля важна некоторая подготовленность. Мне сложно рекомендовать к прочтению саму пьесу: эти буквы порой могут действительно сильно напугать, но ознакомиться с историей абсурда, на мой взгляд, было бы крайне полезно. Не обязательно до, вполне возможно это сделать и после спектакля. Для этого мы запустили цикл лекций, посвящённых разным важным моментам от творчества самого Введенского до истории праздников на Руси. Ознакомиться с ними вы можете в социальных сетях театра, я думаю: это хорошая точка входа в непростой мир театрального и литературного абсурда.
– Зритель и его реакция. Что было ожидаемо, а что неожиданно для вас?
– Реакция на спектакль достаточно бурная. Как положительная, так и отрицательная. Я был готов к такому приёму и прекрасно понимал, что он будет вызывать противоположные реакции. Но, что важно для меня, спектакль не оставляет равнодушным. Он задевает, заставляет думать, пробуждает чувства и эмоции. И это важно. Ведь для этого мы в театре и собираемся. Для этих самых живых эмоций, для этих неповторимых моментов. Я боялся, что смысл и посыл спектакля будет сложен для восприятия. Однако зритель в очередной раз меня удивил: я видел в отзывах правильные трактовки происходящего на сцене, и это меня приятно порадовало. Наш зритель – лучший зритель!
– А какие у вас впечатления после премьеры?
– После премьеры было волнительно. На самом деле как и после любой другой. Однако был один интересный момент: я отсмотрел второй премьерный спектакль целиком. А это бывает редко! Обычно к премьере я уже не могу смотреть спектакль: глаз замыливается, начинаешь обращать внимание абсолютно на любую незначительную мелочь… А тут как-то спектакль задышал и пошёл так, как не проходил ни разу до этого. Как итог – отстоял и отсмотрел полностью. Не смог отпустить!
– Пьеса не так часто ставится в театрах, за Уралом так совсем редко. Планируете ли вы её показать не только кемеровскому зрителю?
– Если честно, я не изучал вопрос постановки этой пьесы в Сибири. Знаю, что сама по себе она не частый гость в театрах. Но пьеса Введенского – яркая, многогранная и глубокая, к тому же идеально подходящая для театра кукол! Конечно, хочется познакомить с этим спектаклем как можно больше людей, интересно, как его примут другие города и другая публика… Но ничего не могу об этом толком сказать: не всё в нашей власти.