Лечение в федеральных клиниках по полису ОМС
Возможно ли пройти лечение в ведущих федеральных клиниках страны бесплатно по полису обязательного медицинского страхования? Как получить направление в федеральный медицинский центр? Есть ли утверждённые сроки ожидания госпитализации? На эти и другие вопросы мы попросили ответить начальника управления организации ОМС Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кемеровской области – Кузбасса Ольгу Хакимову.
– Ольга Геннадьевна, скажите, пожалуйста, насколько реально жителям нашей области получить специализированную медицинскую помощь в федеральных медицинских организациях?
– Абсолютно реально. Специализированную медицинскую помощь в условиях дневного и круглосуточного стационаров бесплатно по полису ОМС пациенты могут получить не только в регионе проживания, но и в других субъектах Российской Федерации, в том числе и в федеральных медицинских организациях. Направить пациента на лечение в федеральную клинику может лечащий врач поликлиники прикрепления, где гражданин проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи или специализированной медпомощи по обязательному медицинскому страхованию. Именно лечащий врач определяет медицинские показания для направления пациента в федеральную медорганизацию.
– Принято считать, что в федеральных клиниках, как правило, лечат сложные случаи заболеваний?
– Медицинские показания, которые являются основанием для направления пациента на лечение в федеральные клиники, установлены приказом Минздрава России от 23.12.2020 № 1363н.
Так, в федеральные медицинские организации направляются пациенты:
– нуждающиеся в применении таких методов диагностики и лечения, которые не выполняются в региональных медицинских организациях в рамках территориальной программы ОМС;
– с осложнёнными и нетипичными формами заболеваний и (или) отсутствием эффекта от проводимого лечения, в диагностически сложных случаях;
– с коморбидными заболеваниями (то есть в случаях, когда у пациента протекают одновременно несколько серьёзных заболеваний, одно усиливает другое, что оказывает отрицательное воздействие на организм в целом).
Направление в федеральную медицинскую организацию формируется как в форме электронного документа (в этих случаях оно передаётся посредством информационных систем в сфере здравоохранения), так и на бумажном носителе (такое направление может передать сам пациент).
– Направления из региональной клиники достаточно, чтобы пациента поставили в очередь на госпитализацию в федеральную медорганизацию?
– Нет, решение о госпитализации или об отказе в госпитализации принимает специализированная врачебная комиссия федеральной медицинской организации в течение трёх рабочих дней со дня получения медицинских документов пациента. После чего в срок, не превышающий двух рабочих дней, извещает направившую медицинскую организацию и пациента о том, может ли она госпитализировать и оказать пациенту необходимую медицинскую помощь. Таким образом, ответ должен прийти в течение пяти рабочих дней.
– В каких случаях врачебная комиссия федеральной клиники может отказать пациенту в госпитализации?
– Врачебная комиссия может принять такое решение в нескольких случаях, которые чётко регламентированы приказом Минздрава РФ.
Во-первых, при отсутствии медицинских показаний для госпитализации в данную федеральную медицинскую организацию. При этом клиника должна дать пациенту рекомендации по дальнейшему медицинскому наблюдению или лечению по профилю его заболевания.
Во-вторых, если пациенту необходимо провести дополнительное обследование.
В-третьих, при выявлении у пациента заболеваний и состояний, по которым оказание медицинской помощи в данной федеральной клинике невозможно, врачебная комиссия может направить пациента в иную федеральную медицинскую организацию.
В-четвёртых, при наличии показаний для направления пациента в медицинскую организацию для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с перечнем видов ВМП, утверждаемым программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
И, наконец, если у пациента имеются медицинские противопоказания для госпитализации в федеральную клинику.
– А как быть, если дата госпитализации в федеральную клинику назначена, но пациент по каким-либо причинам не может приехать именно в этот день?
– В таких случаях направляющая медицинская организация в течение трёх рабочих дней должна отправить в федеральную клинику соответствующее уведомление для изменения даты плановой госпитализации. Если гражданин решил отказаться от госпитализации, то об этом необходимо уведомить своего лечащего врача.
– Многих интересует, а может ли пациент самостоятельно обратиться в федеральную клинику, без направления от лечащего врача?
– Пациент (или его законный представитель) могут самостоятельно обратиться в федеральную медицинскую организацию при наличии результатов лабораторных, инструментальных и других видов исследований, подтверждающих установленный диагноз и наличие медицинских показаний для оказания специализированной медицинской помощи. Перечень федеральных клиник размещён на сайте Федерального фонда ОМС: https://www.ffoms.gov.ru/system-oms/federal-meds/.
Решение о необходимости госпитализации в федеральную клинику в любом случае принимает врачебная комиссия.
– Ольга Геннадьевна, в завершение нашей беседы, скажите, пожалуйста, куда могут обратиться кузбассовцы, если у них возникнут дополнительные вопросы?
– По любым вопросам, которые касаются обязательного медицинского страхования, застрахованные граждане могут обращаться за консультацией в контакт-центр Территориального фонда ОМС по бесплатному круглосуточному номеру 8-800-200-60-68 или к страховому представителю своей страховой компании. Телефон страховой медицинской организации указан на полисе ОМС застрахованного лица, в личном кабинете на портале «Госуслуги», на сайте страховой медицинской организации и официальном сайте ТФОМС Кемеровской области – Кузбасса: https://www.kemoms.ru/.