Гостеприимный «71-й дом»
Литературная студия при Государственной библиотеке Кузбасса для детей и молодёжи – уникальная площадка для молодых авторов. Здесь под чутким руководством наставника и организатора «71-го дома» Артура Ахметшина подростки учатся писать малую и большую прозу, анализируют свои и чужие художественные тексты, готовят работы для конкурсов или публикации и, конечно, знакомятся с коллегами по перу.
Артур Ахметшин – писатель, автор литературных журналов, участник и победитель межрегиональных и всероссийских писательских мастерских и фестивалей, член совета молодых литераторов Кузбасса рассказывает: «В библиотеку я хожу лет с восьми – десяти, наверное. Тогда мне было проще пойти в библиотеку имени Береснева, я как раз там жил недалеко. Читал фантастику, позже, в старших классах, – классику, играл там на компьютере. Да, моё поколение иногда ходило в библиотеку, чтобы играть на компьютере, а не только читать книги. В библиотеку для детей и молодёжи я попал почти случайно».
В то время молодой человек работал ведущим прямого эфира на радио Кузбасс FM, о чём узнали библиотекари и позвали в жюри чемпионата по чтению вслух «Страница». Ему понравилось! К слову, Артур уже долго вынашивал идею о создании литературной студии, специализирующейся только на прозе, и понял, что это удачный момент! В день чемпионата Артур подошёл к главному библиотекарю и рассказал о своей идее. Так и закрутилось.
– Артур, сколько времени существует студия и что изменилось со времён её открытия?
– Студия существует уже чуть больше полутора лет. Работа началась с того, что нужно было эту студию организовать. Я постоянный участник всяких литературных фестивалей и конкурсов, частенько езжу в разные города и участвую в литературных мастерских и семинарах. Там есть потрясающая традиция: разбирать работы. Иногда это бывает жёстко, иногда не очень, но суть одна: ты приносишь текст, бывалые писатели, а затем уже мастера говорят, что в тексте удалось, а что нет. Это сложно слышать: ты же писал, старался! Но лучше услышать, потому что простого «старался» мало. Нужно понимать, как работает драматургия, текст, как через него доносить смыслы. Порой человек пишет об одном, а выходит совершенно другое. Здесь опять помогают такие разборы. Писатель видит: смог он передать мысль или нет. В Кемерове прозу так никто не разбирал, и мне, как прозаику, было ужасно грустно это осознавать. Ну как так? Столько поэтических студий, а прозаических ни одной. Это обидно. Я хотел, чтобы такое существовало, и воспользовался моментом нахождения в библиотеке, предложил идею. Меня поддержали. Поначалу приходило немного человек: два-три. Потом стало пять. Как-то раз пришёл всего один, но я всё равно провёл занятие. Многие могут меня спросить: «Для чего проводить занятие для одного человека?» Да потому что я должен! Я умею писать, ко мне пришёл человек, который тоже хочет научиться. Это мой долг. Возможно, дело в том, что я по образованию педагог. Не могу иначе, особенно когда приходит ребёнок. Позже стало приходить народу всё больше. Сейчас на каждом занятии – от десяти человек. Иногда люди приезжают из других городов, чтобы посетить занятие, и уходят с горящими глазами, добавляются в общий чат студии и участвуют в беседах. Я понимаю, что живу не зря, что студия работает не зря. Мы создаём новые, великолепные вещи, которые не стыдно публиковать. Это прекрасно.
– Помните первых гостей студии? Какая она, молодёжь, которая к вам приходит?
– Да, конечно помню. Первой ко мне пришла Арина. Тогда она училась в 9-м классе. Потрясающе умная девочка, которая до сих пор ходит в студию. Теперь она уже в 11-м классе. Тексты её меня тогда впечатлили. И впечатляют до сих пор. Она их так чувствует! Понимаете, она пишет так, что многие взрослые, состоявшиеся писатели остаются ошарашенными. Горжусь тем, что она выбрала именно мою студию и остаётся ей верна. Это ценно. Кстати, я для неё проводил занятие, когда она пришла одна. Была очень благодарна.
Молодёжь приходит творческая, яркая, необычная. Я люблю таких людей, потому что сам такой и их хорошо понимаю. Они, возможно, сталкиваются с непринятием обществом их хобби или идей. Студия даёт это принятие. И ребята остаются. Они понимают, что можно высказать через творчество (будь то рассказ, или простой этюд, или зарисовка) всё, что душе угодно. Бумага стерпит. Я счастлив, что у них появляется возможность выливать всё накопленное. Там могут быть и проблемы с родителями, одноклассниками, и проживание трудных периодов жизни.
– Чему вы их учите? А чему ребята вас учат?
– Моя цель, как и в школах, в которых я работал, научить их быть людьми. Это непросто. Становление человеком – целый путь, длинною в жизнь. Кто-то за всю жизнь стать человеком не может. Это печально. Для меня человек тот, кто уважает другого, его чувства, мысли. Именно поэтому я слежу за тем, как ребята разбирают работы других. У нас есть золотое правило: сначала хвалим за конкретные удавшиеся моменты, потом говорим, что не удалось в тексте и почему, и, самое главное, обсуждаем, как это исправить. Критикуешь? Предлагай! Не можешь предложить? Значит, грош цена такой критике. Ещё я стараюсь научить своих студийцев видеть прекрасное в обыденном. Прозаик не тот, кто просто докладывает обо всём вокруг. Он не телеграф. Прозаик замечает что-то необычное, выхватывает в моменте и создаёт сюжет. Увлекательным может быть всё что угодно. Мне, например, близка японская философская концепция ваби-саби – поиск прекрасного в мгновении жизни, которое никогда больше не повторится. И прекрасно как раз то, что это никогда не повторится. Всё меняется, мы стареем, цветы увядают, краска на бабушкином комоде облупляется… И это здорово. Это значит, что мы живём, что мы не статичны. Статикой будет уже смерть. Вот там – да, мы не меняемся. Поэтому надо наслаждаться даже такими вещами, как старение. Такой подход к жизни помогает не только в творчестве, но и в самой жизни. Легче становится.
Ребята учат меня тому, как находить подход к разным людям. Поскольку они все творческие, они все сложные. И это интереснее всего. Кому-то, чтобы научиться писать лучше, нужен один подход, к кому-то другой. Перечислять можно часами.
– Говорят, молодёжь сегодня нечитающая. Согласны ли? Или дело в том, что времена просто другие?
– Честно? Мне кажется, это брюзжание. Подростки много читают, но просто не всегда книги. Или не всегда именно бумажные книги. Есть куча приложений для чтения, загрузил в телефон – и вперёд! Художественную литературу они могут не читать, потому что, во-первых, у них в школах колоссальная нагрузка. Я, когда там работал, удивлялся: как они вообще жить-то успевают? У детей ведь реально ни одной свободной минуты: уроки, домашки, дополнительные занятия, непонятные олимпиады на самые разные темы… Какое тут чтение? Если б у меня так было, я бы о книгах думал в последнюю очередь. Общаться хочется, гулять! Во-вторых, в течение дня и подростки, и взрослые читают массу всяких новостей, постов, статей, репортажей, тиктоков, сообщений, отчётов, учебников и прочее. Немного не до книг уже. Поэтому я могу понять всех, кто отказывается от литературы в пользу сериалов. Это проще. Истории, кстати, иногда оказываются даже закрученнее и глубже, чем у некоторых современных романов. Те, кто хотят читать, читают. Дети смотрят на родителей и повторяют. Мне кажется, все это понимают.
– Как вы влюбляете подростков в слово?
– Я всегда говорю, что через текст можно передать целую гамму чувств. Если понимаешь, как это работает, начинаешь читать книги уже не как читатель, а как писатель. Это другое. Ты видишь, какой приём писатель использует и почему. Например, я часто, когда говорю о новых приёмах на мастер-классах, зачитываю, как это выглядит в тексте и подробно разбираю. Каждое слово обычно в таких текстах стоит на своём месте. Нельзя его убрать или заменить, поэтому текст работает. Например, гениальным стилистом был, как по мне, Владимир Набоков. Он настолько хорошо подбирал слова и метафоры, что все произведения читаются так, будто разглядываешь огромное полотно, на котором изображена удивительно детализированная картина. Ты видишь все мазки, движения и понимаешь, что нет ни одного лишнего. Всё так, как должно быть. Меня это завораживает, и я стараюсь передать этот восторг ребятам из студии.
– Как попасть к вам? (И как задержаться?)
– Каждую субботу в 13:00 студия собирается в библиотеке на Ленина, 71. Прежде чем прийти, нужно написать мне в социальной сети «ВКонтакте», чтобы я был в курсе, понимал, как строить занятие. Ведь знакомство с новыми участниками тоже важная часть. К нам пришла личность со своим багажом, ей всегда есть что рассказать. Чтобы задержаться, нужно просто не бояться работать над собой. Это непросто, но увлекательно. Помимо навыков работы с текстом, вы начнёте понимать, что меняетесь сами, начинаете смотреть на жизнь более философским взглядом. Я думаю: это и есть личностный рост, о котором мечтают многие.
– Студия и общение с детьми дают вам заряд для личного творчества?
– Студия меня вдохновляет. Дело в том, что я, если даю задание ребятам после мастер-класса, не жду, когда они его выполнят. Выполняю его вместе с ними. Я такой же, как они, человек, который учится владеть словом, потому что нельзя научиться этому раз и навсегда. Ты в вечном поиске. Однажды, например, я выдумывал случайные слова и раздавал ребятам. Суть задания была в том, чтобы оттолкнуться от него и написать небольшой этюд. Кому-то досталась «печка», кому-то – «корабль», кому-то «виноград». А мне придумали совсем необычное – «индоутка». Я тогда растерялся, скажу честно, но написал. Герои рассказа у меня сравнивали себя с индоутками, которые, как оказалось, живут не в Индии, а в Мексике. Вот и герои запутались, как и эти пресловутые индоутки, не находили себе места, но зато нашли друг друга. С этим рассказом я выиграл потом конкурс и отправился в писательскую резиденцию, а потом его ещё и опубликовали. Поэтому, да, ребята дают мне огромный заряд.
– Что бы вы сказали тем детям, которые ещё не знают, что такое библиотека? А может, и родителям…
– Интересный вопрос! И сложный. Если говорить о том, что такое библиотека сейчас, то это – творческое пространство, в котором можно узнать много нового. Это не скучные залы с книгами, а нечто такое, где можно раскрыть потенциал, о котором и не догадываешься. В библиотеке сейчас и читают, и пишут, и программируют, и играют в интеллектуальные игры, и рукодельничают, и рисуют, и поют. Библиотеки сейчас, на мой взгляд, – это такие культурные центры, в которых можно найти что-то по вкусу всей семье.