Разговор о важном!
В текущем году больше двухсот человек погибло в результате ДТП на дорогах региона. В условиях межсезонья появляются дополнительные факторы риска. О наиболее актуальных проблемах безопасности – наш разговор с начальником Госавтоинспекции Кузбасса Олегом Глухаревым.
– Олег Анатольевич, расскажите о состоянии аварийности на дорогах Кузбасса. Количество автоаварий растёт? Или можно говорить о стабильной ситуации?
– Обстановка на дорогах сложная. В текущем году произошло почти 1900 ДТП, в которых погибли 228 человек и 2435 получили травмы. Количество автоаварий по сравнению с тем же периодом прошлого года снизилось на 2,7 %, число пострадавших остаётся на том же уровне, а число погибших возросло на 3,2 %. И все мы должны понимать, что за каждой из цифр статистики – жизни и здоровье людей.
– Какие нарушения правил водителями чаще всего приводят к ДТП?
– Чаще всего в причинах совершения ДТП усматривается несоответствие конкретным условиям выбранной водителем скорости движения. Каждый седьмой погибший в ДТП и каждый четвёртый травмированный пострадали по этой причине (361 ДТП, 29 погибших и 469 пострадавших).
Второе по количеству автоаварий – нарушение водителями правил расположения транспорта на проезжей части. По этой причине произошло 315 ДТП, 57 человек погибли и 413 были травмированы.
Замыкает тройку антилидеров несоблюдение водителями очерёдности проезда. Безаварийно не смогли разъехаться в 270 случаях, в результате чего 13 человек погибли и 370 травмированы.
– Нередко в сводках ДТП фигурируют нетрезвые водители. Как обстоят дела в этом вопросе?
– Наибольшее количество погибших как раз в ДТП с участием нетрезвых водителей или лиц, отказавшихся от прохождения освидетельствования на состояние опьянения. Преступная водительская беспечность унесла жизни 61 человека, 287 кузбассовцев поплатились здоровьем за свои и чужие ошибки.
Управляя транспортом под воздействием алкоголя, наркотиков или психотропных веществ, водитель создаёт реальную угрозу своей жизни и здоровью, а также жизни и здоровью окружающих. Под действием алкоголя у человека замедляется скорость реакции, пропадает адекватность действий, что в большинстве случаев приводит к трагичным последствиям. Это единственное нарушение требований Правил, за которое законодательством предусмотрено сразу два вида административного наказания: штраф в размере 30000 рублей и лишение права управления на срок от полутора до двух лет. За повторное нарушение грозит уже уголовная ответственность, предусматривающая в том числе лишение свободы на срок до двух лет.
В текущем году сотрудники Госавтоинспекции отстранили от управления 7871 (!) водителя с признаками опьянения. Цифры помогут представить не только масштабы проблемы пьянства за рулём, но и количество возможных автоаварий, которые удалось предотвратить.
Я добавлю, что свой вклад вносят и кузбассовцы с активной гражданской позицией, которые сообщают о пьяных водителях в полицию. Такие сообщения нам приходят практические ежедневно.
Напомню: в апреле текущего года в целях предотвращения дорожно-транспортных происшествий с участием водителей с признаками опьянения в мессенджере «Телеграм» создан чат-бот «АЛКОСТОП_42». С его помощью граждане могут анонимно сообщать о водителях, которые допускают неадекватное поведение на дороге, управляют транспортным средством с признаками опьянения.
– Ещё одна аварийно-опасная категория водителей – автолюбители, не имеющие права управления или лишённые ранее такого права.
– С их участием произошло 244 ДТП, в которых 38 человек погибли и 305 травмированы. Это тоже серьёзная проблема, и пресечение подобных нарушений – одна из приоритетных задач инспекторов. Только в нынешнем году задержаны 9285 таких водителей. И здесь мы тоже обращаемся к кузбассовцам: если вам станет известно о водителе, севшем за руль без права управления или лишённым его, вы можете сообщить об этом по телефонам дежурной части Госавтоинспекции Кузбасса: 8 (3842) 718-518, 718-519 или на номер 02 (102 – с мобильного).
– Если говорить о ДТП с пешеходами, то по чьей вине они чаще происходят?
– Около трети от общего количества ДТП произошло по вине самих пешеходов. По числу летальных исходов – более 80% (36 из 43 погибших пешеходов нарушили правила движения). Ещё 108 (это около трети от числа всех пострадавших) получили травмы по той же причине.
В остальных случаях усматривается нарушение Правил дорожного движения водителями.
При аварии пешеход получает два удара: первый о кузов автомобиля, а второй, который намного травмоопаснее, – при падении на проезжую часть.
Так вот, подсчитано, что при скорости автомобиля 60 км/час сила падения сбитого пешехода равнозначна силе падения с четвёртого этажа. Соответственно, чем выше скорость, тем тяжелее последствия для здоровья пострадавшего. При скорости автомобиля 90 км/час и выше вероятность летального исхода для пешехода очень высока.
– Олег Анатольевич, какие дополнительные факторы риска на дорогах в осенний период?
– Факторы риска напрямую связаны с изменением погодных условий. Главный из них – движение в условиях ограниченной видимости, которые обусловлены сокращением светового дня. Другие факторы, снижающие видимость на дорогах, – туманы, которые часто бывают в это время года, и дожди.
Также негативно влияют на безопасность перепады температуры в течение суток и первые заморозки
— Какие меры предосторожности нужно предпринимать водителям и пешеходам, чтобы избежать ДТП?
– При сильных осадках водителям в обязательном порядке следует двигаться с включённым дневным светом или противотуманными фарами. Кроме того, нужно учитывать, что на мокром дорожном покрытии значительно снижается сцепление, что приводит к увеличению тормозного пути и грозит потерей контроля над управлением.
Не стоит забывать и ещё об одной опасности на мокрой дороге: так называемом аквапланировании. При достаточно высокой скорости и большой толщине водяной плёнки в зоне контакта шин с дорогой появляется водяной клин, отрывающий колёса автомобиля от покрытия. По этой причине машина даже на прямолинейных участках неожиданно оказывается на встречной полосе движения, а на закруглениях дорог может внезапно съехать на обочину или опрокинуться.
Помочь не попасть в сложную ситуацию на дороге в условиях непогоды способны только максимально сниженная скорость, увеличенные интервал и дистанция между автомобилями, движущимися попутно или во встречном направлении.
Пешеходам также необходимо переходить дорогу с максимальной осторожностью. Крайне опасно выходить на дорогу из-за стоящего или движущегося транспорта. Капюшоны и зонты значительно снижают возможность полного обзора дороги, поэтому, прежде чем выходить на проезжую часть, следует с особым вниманием оценить обстановку и убедиться в безопасности перехода.
Важно также учитывать, что на мокрой дороге увеличивается остановочный путь автомобиля, а потому начинать переходить дорогу стоит только после полной остановки машины, водитель которой уступает вам путь.
Госавтоинспекция Кузбасса напоминает водителям: при движении в тёмное время суток необходимо быть более внимательными и осторожными. Подъезжая к пешеходным переходам и автобусным остановкам, необходимо заранее снижать скорость движения. Кроме того, особое внимание следует обращать на обочины, по которым нередко двигаются пешеходы, и середину проезжей части, где тоже могут стоять люди в ожидании возможности продолжить переход проезжей части.
Пешеходам также необходимо помнить, что в тёмное время суток, особенно в ненастную погоду, силуэты людей сливаются с проезжей частью и становятся трудно различимыми для водителей автомобилей. В этих условиях переход проезжей части в неустановленном месте вдвойне опасен. Но даже на зебре следует быть предельно осторожными и переходить проезжую часть, только убедившись, что водители вас заметили и уступают вам дорогу.
– Световозвращатели работают?
– Один из довольно простых, но, в то же время эффективных способов обеспечить личную безопасность пешеходов в условиях плохой видимости – оборудовать верхнюю одежду деталями из светоотражающих материалов. По данным статистики, ношение в тёмное время суток светоотражающих приспособлений снижает для пешехода риск попасть в ДТП в 6,5 раза. В тёмное время суток пешеход виден при движении машины с ближним светом фар всего за 25–30 метров, и не всегда этого расстояния достаточно, чтобы вовремя остановить автомобиль. Светоотражающие элементы позволяют водителю, двигающемуся с ближним светом фар, заметить на дороге пешехода за 120–130, а с дальним светом – и за 400 метров.
Особенно важно оборудовать световозвращающими элементами верхнюю одежду детей. Наиболее эффективны несъёмные элементы, например нашивки, так как съёмные – браслеты или брелоки – ребёнок может потерять или не надеть.