Первый стахановец Кузбасса
В следующем году исполнится 120 лет со дня рождения прославленного шахтёра из Прокопьевска Ивана Акимовича Борисова – первого стахановца Кузбасса.
Именно такие люди, как Иван Акимович, ковали трудовую славу города и всего Кузбасса. И сегодня мы с величайшим почтением вспоминаем имя этого человека, впоследствии побившего рекорды донбасского коллеги Стаханова. Но обо всём по порядку.
Иван Акимович родился в 1905 году в семье крестьянина-переселенца в селе Знаменском, расположенном невдалеке от Анжеро-Судженска. Он был четвёртым, младшим, сыном в семье. Отец на Судженской шахте заготавливал крепёжный лес. И все братья, когда подросли, связали жизнь с угольной отраслью.
Со временем семья перебралась в Прокопьевск. Иван Борисов трудился на штольнях № 8 и 17, потом перешёл на новую шахту – «Центральная штольня», где трудился забойщиком, затем бригадиром.
Как отмечает директор Прокопьевского краеведческого музея Светлана Гафарова, как раз в этот период шахтёры постепенно переходят от кайла и ручного бура к отбойному молотку и электросверлу.
«Иван Борисов сразу принял эти передовые новшества. По воспоминаниям коллег, отбойный молоток он хорошо изучил, сам ремонтировал», – говорит Светлана Гафарова.
В мае 1929 года Иван Акимович первым на Прокопьевском руднике включился в соцсоревнование за досрочное выполнение плана первой пятилетки. Потом возглавил ударную комсомольско-молодёжную бригаду забойщиков, которая выполнила план пятилетия за три с половиной года. А в 1933 году на Первом Всекузбасском слёте ударников бригада Борисова получила звание «Всекузбасская».
Больше чем стахановский рекорд
Однако это были ещё не все достижения. В 1935 году по всей стране гремит новость о рекорде донбасского шахтера А. Стаханова. 31 августа он вместе с двумя крепильщиками добыл 102,5 тонны угля за смену. Причина успеха была в новом разделении труда между рабочими. До этого в забое одновременно работали несколько человек, которые рубили уголь, а затем ставили крепления. Стаханов предложил изменить организацию труда. Забойщика следовало освободить от крепёжных работ, что и было сделано.
Иван Борисов решил побить рекорд. 14 сентября 1935 года Борисов послал Стаханову телеграмму: «Поздравляю с рекордом! Вызываю на соревнование за 120 тонн!» А 15 сентября Иван Борисов нарубил за смену 125 тонн угля. Так он стал первым стахановцем в Кузбассе. Но этого было мало. Он всё время улучшал показатели.
«18 ноября 1935 года он установил очередной личный (и мировой на тот момент) рекорд: 778 тонн угля за смену. Невероятная цифра!» – рассказывает Светлана Гафарова.
В номере газеты «Кузбасс» от 21 октября 1935 года мы читаем сообщение о рекорде земляка: «За Борисовым крепили стахановцы Митюхин, два брата Осмодьзяновы, Градышев, Костылев, Любецкий, Бердоицын, Борисов Николай. Работа велась специально по разработанному начальником этого участка графику и под непосредственным руководством управляющего рудником орденоносца тов. Овсянникова. Борисов работал на отбойном молотке отечественного производства».
«Моё достижение – это ещё не предел! – заявил в беседе с корреспондентом ТАСС Борисов. – При ещё более лучшей организации лав я дам больше установленного мною рекорда».
Орден Ленина и автомобиль
Трудовые достижения Борисова не остались незамеченными в самой Москве. Произошло почти невероятное: нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе премировал его легковым автомобилем. В номере «Кузбасса» за 17 мая 1935 года в заметке «В гостях у т. Борисова» мы видим упоминание об этом подарке: «После окончания беседы Иван Акимович по телефону вызвал из гаража собственную автомашину, и мы трое отправились на вокзал».
Впрочем, долго на личном автомобиле Иван Борисов не разъезжал.
«Через два года, отправляясь в Москву на учёбу, Иван Акимович подарил машину рудоуправлению для использования в хозяйственных нуждах. Такой это был человек, Иван Акимович, всё время думал не о себе, а о людях и деле», – рассказывает руководитель краеведческого музея Светлана Гафарова.
7 июля 1935 года Центральный исполнительный комитет СССР наградил Борисова недавно учреждённым орденом Ленина. И он стал первым среди шахтёров Кузбасса, кто удостоен столь высокой награды.
В материале газеты «Кузбасс» за 1935 год отражены любопытные подробности организации труда на предприятии, о которых сам Иван Борисов рассказывает ударнику труда из Кемерова тов. Пятикопеечному: «За полчаса перед началом смены горняки нашей шахты собираются в раскомандировку и слушают концерт. Мы на шахте имеем радиоузел. Каждый день у микрофона демонстрируют таланты рабочие нашей шахты. Мы слушаем прекрасную игру на гармонике и других музыкальных инструментах. Мы слушаем стихи, рассказы, пение. Рабочие любят слушать эти концерты. Музыка воодушевляет нас, и мы с весёлым и бодрым настроением спускаемся в шахту».
Иван Акимович был прекрасным наставником и делился опытом с молодыми шахтёрами. В 1936 году на шахте им. Ворошилова он был инструктором по внедрению стахановских методов. Он постоянно двигался вперёд, увлекая за собой молодёжь.
Занимался самообразованием: учился в ликбезе, затем три года без отрыва от производства посещал школу мастеров соцтруда. В итоге руководство рудника направило его в Москву для получения высшего образования. В столицу Иван Борисов поехал вместе с семьёй и несколько лет проучился на горного инженера в Промышленной академии им. Кагановича.
Погиб как Герой
Свою Победу в годы Великой Отечественной войны Иван Акимович ковал в шахте.
В июле 1941 года он получил диплом об окончании академии и сразу попросился на фронт. Но было отказано. Его знания, опыт и трудовой энтузиазм нужнее в тылу, на угольном фронте.
В Прокопьевске на шахте № 5/6 им. Ворошилова его назначили начальником участка № 16. Здесь монтировали новые в то время щиты Чинакала, которые должны были повысить производительность шахты. Иван Акимович вместе бригадой прекрасно справлялся с поставленными задачами.
Его жизнь оборвалась трагически 21 июля 1943 года. Погиб Иван Борисов как герой, спасая коллег. В этот день после осмотра забоев он направлялся к шурфу, чтобы подняться на-гора. Но вдруг откуда-то хлынула вода с глиной. Иван Акимович бросился назад, в забой, чтобы предупредить ребят. Его подхватил глиняный поток. Он успел крикнуть бригаде: «Вода! Ребята, вода прорвалась… Всем – на щит!»…
Семь молодых забойщиков успели взобраться на монтируемый щит и оказались в воздушном мешке. По плечи в воде несколько суток они ждали помощи.
Горноспасатели работали отважно, не считаясь с опасностью. Два из них погибли. Но остальные сумели обеспечить доступ свежего воздуха в затопленные выработки. Забойщиков, укрывавшихся на щите, освободили на седьмые сутки.
А Ивана Борисова долго не могли найти. Хотели прекращать поиски, но его брат Нил Борисов, заслуженный шахтёр, настоял на продолжении работ. Тело нашли на 17-й день в дальнем тупике, куда его отнесло потоком.
«Яркая личность Ивана Акимовича Борисова, ценой жизни спасшего горняков, служит для нас примером беззаветного служения стране, Родине. В производственных достижениях он был примером для всего трудового Кузбасса, – говорит Светлана Гафарова. – Именно благодаря таким людям Кузбасс обрёл свою мощь. А Прокопьевск сегодня носит почётное звание «Город трудовой доблести».