Дети и их будущее
Завершаем большую тему психологической готовности родителей к школе и поговорим о старшеклассниках, которым, ко всему прочему, нужно будет определяться, кем быть. Всё это сопровождается волнениями, переживаниями, страхами и неопределённостью как у родителей, так и у подростков. Конечно, родителям важно выдерживать, принимать и поддерживать необузданных старшеклассников, но что делать, если и у них сдают нервы? Поэтому сегодня мы с семейным психотерапевтом Анной Аредаковой обсуждаем, как самим родителям подстелить соломку: не уронить себя в эмоциональное выгорание и неуправляемые эмоции.
– Анна, насколько сложна тема профессионального самоопределения?
– Непростая тема. Все родители желают добра детям и хотят обеспечить благополучное будущее. Как правило, хотят, чтобы дети получили надёжную, уважаемую, высокооплачиваемую профессию, которая сможет их прокормить во взрослом возрасте. Кроме того, у каждого родителя есть определённые представления о характере и склонностях детей. Поэтому мамы и папы стремятся поделиться жизненным опытом и представлениями о том, какой жизненный путь будет предпочтительнее. Кто-то считает, что выбор профессии целиком зависит от самого подростка, кто-то стремится показать преимущества и недостатки той или иной работы. Важно, чтобы родители часть ответственности возложили на детей. В психологии неслучайно существует термин «профессиональное САМОопределение». Важно, чтобы у подростка сложилось ощущение, что сделанный выбор профессии – это его самостоятельный выбор.
– Ух, сделать это непросто!
Конечно. Представления детей о мире профессий имеют поверхностный характер. С развитием социальных сетей подростки буквально влюбляются в такими модные профессии, как блогер, эсэмэмщик, таргетолог, копирайтер, астролог, таролог, продюсер и прочее. В такой ситуации родителям может показаться, что наиболее правильный путь – это самим решить, какая именно профессия будет оптимальной для будущего выпускника. Но у ситуации, когда взрослые целиком берут на себя ответственность за профессиональное определение детей, есть оборотная сторона. Выбор всегда подразумевает ответственность за его последствия. Кто выбирает, тот и отвечает. И если подростку кажется, что профессию он выбрал не сам, то он и учится не для себя. Учёба его тяготит, он воспринимает её как скучную, тягостную обязанность. Кто–то бросает учёбу, кто–то меняет постоянно факультет и поступает снова, в итоге теряя время и тратя нервы родителей.
И наоборот, само ощущение, что данную профессию подросток выбрал сам, значительно стимулирует его к продвижению по пути профессионального развития. Вместе с тем полная самостоятельность тоже затрудняет профессиональное самоопределение. Жизненный опыт подростка ограничен, его представления о профессиональной деятельности часто имеют неполный или нереалистический характер.
– Находясь в ситуации выбора, дети часто испытывают растерянность и нуждаются в поддержке взрослых. Как помочь?
Всё так. Хотя подростки могут не говорить об этом прямо, на самом деле для них очень значимо мнение взрослых. Родитель в данной ситуации может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет о какой–либо профессии. Либо найти вместе с будущим выпускником в интернете описание и примеры той профессиональной деятельности, которой заинтересовался старшеклассник. Хорошо бы изучить информацию вместе, обсудить перспективы и возможности обучения. Можно привести примеры в нейтральной форме, чтобы подросток сделал выводы самостоятельно, например: «Знаешь, одна моя одноклассница так хотела стать археологом, институт окончила, но всю жизнь работала бухгалтером, потому что было невозможно найти работу по специальности». Особенно ценно для подростков, если взрослые делятся с ними собственным опытом самоопределения, переживаниями и сомнениями. Подобные рассказы, как правило, производят на них большое впечатление.
Как бы ни сложилась ситуация, важно понимать, что выбор не является окончательным. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какая будет ситуация на рынке труда. Возможно, что профессии, которые в настоящее время оплачиваются достаточно высоко, совсем не будут таковыми, и наоборот. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни, и это тоже нормально. Некоторые люди всю жизнь остаются верными избранной профессии. Ни тот, ни другой путь не является единственно правильным, и невозможно предсказать, по какому пойдут наши дети. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменятся.
– К чему ещё нужно подготовиться родителям старшеклассника?
– К агрессии и неопределённости. Школьник в это время не способен на принятие серьёзного и ответственного решения. Его кидает в разные стороны, он не знает, кем хочет стать, на какую профессию учиться, какой институт выбрать. Это сказывается на его эмоциональном фоне и выливается в скандалы, требования, злобные выпады, оскорбления. Не стоит на него обижаться и тем более демонстрировать собственную ущербность, говоря о том, как его растили, недоедали и недосыпали. В глубине души он прекрасно всё понимает. Если агрессия переходит границы, возвращайте ребёнка на место корректно.
К возникновению трудностей с учёбой тоже нужно быть готовыми. Успеваемость обязательно будет скакать, как американские горки. Нельзя припоминать прежние успехи и говорить, что сын в пятом классе победил на математической олимпиаде, а дочка всегда писала отличные сочинения по русскому языку и литературе. Многие к старшим классам скатываются по оценкам. Если у подростка есть явно выраженная склонность к каким–то предметам, он обязательно получит по ним отличные отметки. Некоторые обладатели средних и даже плохих аттестатов становились отличниками в университете и уверенно шли на красный диплом, а потом находили работу по душе. Школьные отметки – это далеко не показатель знаний.
Что касается депрессий и подавленного состояния. У старшеклассников отмечается пониженное настроение, чувства грусти, тоски, отчаяния, постоянная усталость, слезливость, нарушения сна и аппетита. В этом возрасте подростки очень уязвимы. Представьте, что после беззаботного детства на них сваливаются гормональная перестройка организма, усталость от учебной нагрузки, сложности во взаимоотношениях со сверстниками и родителями, повышенная эмоциональность. Они могут замкнуться в себе, стать раздражительными, апатичными, погрузиться во внутренний мир и переживания. Иногда, подростковая депрессия может быть замаскирована под какие-либо телесные расстройства. Необходимо чутко следить за данными симптомами.
– Получается, родители учеников 9–11-х классов практически все время ходят как по минному полю…
– А ещё старшеклассники, помимо учебы, должны решить для себя важнейшие задачи: сформировать собственное «я», определить ценности, развить навыки взаимодействия с окружающими, выбрать профессиональный путь. А это непростые задачи даже для взрослого человека. Таким образом, обучение в старших классах – это не простой период. Со всех сторон семья испытывает давление и напряжение. Но именно в такие моменты важно, чтобы внутри семейной системы и детско-родительских взаимоотношениях оставалась крепкая связь. Несмотря ни на что!