Рост для развития
В областном центре состоялось заседание Общественного совета при министерстве транспорта Кузбасса. Главной темой обсуждения стало обращение представителей предприятий отрасли к Региональной энергетической комиссии с просьбой изменить тариф на перевозку пассажиров.
Не сбавлять обороты
Время прогресса – так в двух словах можно охарактеризовать последние годы для системы общественного транспорта Кузбасса. По данным регионального минтранса, с 2018 года обновлено 1468 автобусов из 1800, работающих на социально значимых маршрутах по регулируемому тарифу. Для обновления техники были задействованы государственная программа «Оптимизация развития транспорта Кузбасса», национальный проект «Безопасные качественные дороги», федеральный проект «Чистый воздух», проект по предоставлению специального казначейского кредита, муниципальные программы развития и др. В 2020 году кузбассовцы получили возможность оплачивать проезд безналичным способом, а наличие валидаторов стало одним из главных требований к поступающему в регион новому подвижному составу. В общем, комфорт и качество услуг, оказываемых автотранспортными предприятиями, выросло.
«В современных условиях у нас низкая или даже отрицательная рентабельность. Топливо в прошлом году подорожало на 10%, смазочные материалы – на 4%, запчасти – больше чем на 15%. И сегодня всё это продолжает дорожать. Никуда не делась кадровая проблема. Средний возраст водителей стремится к 50 годам. Это настоящие патриоты своих предприятий, которые никуда не уходят до самой пенсии. Но заменить их почти некому, потому что молодёжь к нам идёт неохотно. Главная мотивация – заработная плата, которая несмотря на все индексации всё ещё ниже той, которую предлагают в коммерческом секторе», — рассказал Владимир Юдин, директор государственного предприятия Кузбасса «Пассажиравтотранс».
Нехватка водителей в государственных и муниципальных автотранспортных предприятиях составляет около 20%. Но когда речь заходит о кадровом голоде, несправедливо забывается другая категория специалистов. Пассажиры их не видят, но активно пользуются результатом их труда. Речь идёт о ремонтниках, без которых автобусы просто не выйдут на линию. Помимо низкой заработной платы (в среднем она составляет 35 000 рублей), на их отток влияют условия труда.
Вынужденная мера
В спорах рождается истина, а в обмене мнениями – предложения. Выступление представителей перевозчиков переросло в обсуждение, в ходе которого министр транспорта Кузбасса Сергей Рубан выступил с инициативой. Она заключается в том, чтобы сохранить без изменений стоимость проездных билетов для всех категорий пассажиров. Напомним, что проездные билеты действуют в нашем регионе с 2022 года, а тарифы поездок по ним в последний раз пересматривались в прошлом году.
«Это позволит сохранить транспортную доступность для тех граждан, которые пользуются общественным транспортом регулярно и в большом объёме. У тех, кто пользуется этими видами проездных документов, затраты на проезд не изменятся», — отметил Сергей Рубан.
Таким образом у пассажиров, которые ещё не пользуются проездными, появится дополнительная мотивация пересмотреть свои привычки.
Общественный совет при министерстве транспорта Кузбасса обращение перевозчиков к РЭК поддержал. Насколько вырастет стоимость проезда, если соответствующее решение будет принято, говорить пока рано.
Будет ли это предложение воплощено в жизнь и как изменится стоимость проезда в общественном транспорте Кузбассе, станет ясно совсем скоро – после ближайшего заседания Региональной энергетической комиссии.
Андрей Ермолюк