ОЙ, КАК НЕЛОВКО!
Тему для сегодняшней «Детской комнаты» мы выбрали довольно деликатную. Но уж очень большой запрос на неё. Дети и матерные слова. Сталкиваясь с нецензурной лексикой, мы испытываем неловкость и стыд, особенно когда слышим мат от детей и подростков. А узнать, что в «приличной» семье ребёнок матерится – вообще катастрофа. Родители в недоумении начинают оправдываться: «я не слышу от него ничего такого дома» и «у нас в семье так никто не говорит, мы воспитанные люди», а это только усиливает в родителе чувство стыда, растерянности и непонимания собственного ребёнка. Давайте разбираться, что такое мат, почему дети матерятся и что с этим делать.
В этом нам поможет наш постоянный эксперт – семейный психотерапевт Анна Аредакова.
– Анна, с точки зрения психологии, мат и любая нецензурная лексика – это…
– Это эмоционально насыщенные, ёмкие по звучанию слова, в которые вмещаются целые культурные и общепринятые словосочетания. Проще говоря, ёмкое матерное слово проще и быстрее сказать, выразив свои чувства, чем длинное словосочетание. Вложенные эмоции понятны окружающим, они их считывают сразу, без дополнительного пояснения.
Часто это может быть гнев, страх, фрустрация (состояние, которое человек испытывает, когда его потребности нереализуемы) или разочарование. И эти сильные переживания выражаются в ёмких трёх-четырёх буквах.
– Очевидно, что количество матерных слов в речи у взрослых людей зависят от эмоционального интеллекта, социального и профессионального статуса. А почему дети и подростки матерятся?
– Важно разделить причины по разновозрастным группам. Младшие дошкольники (это дети 3-5 лет), как правило, не понимают значения разных матерных слов. Основная причина – повторение (подражание), быть как мама или папа, в зависимости от того, кто имеет больший авторитет для ребёнка в семье. Кроме этого, дети в этом возрасте очень хорошо считывают не сами слова, а эмоцию, с которой слова говорятся. Например, однажды папа громко, с эмоцией, выругался при ребёнке. Малыш мгновенно считывает эмоцию, с которой сопряжено слово. Оно запоминается как новое, в том числе и потому, что кажется ярким. Это явление называется «вербализм»: ребёнок знает «умное, взрослое» слово, не понимает его смысла, но может использовать для красного словца или, когда, например, в песочнице что-то действительно не получается.
Дети дошкольного и школьного возраста (5-10 лет) употребляют нецензурную лексику уже более осознанно. Как правило, они понимают значение матерных слов. И основных причин употребления нецензурных выражений тоже несколько.
Первая – инициация (переход человека на новый уровень развития внутри узкой группы или всего социума). Это приобщение к миру взрослых, показать сверстникам, что «я могу» выражать свою речь, как хочу, как взрослые.
Вторая – проверка внутренних границ в семье: «Если взрослые матерятся, могу ли я делать так же? А что будет, если я начну материться, как они?»
Третья – проверка внешних границ: использование мата на улице, в общественных местах, образовательных учреждениях. «Что будет, если я буду материться на детской площадке?»
И четвёртая – привлечение внимания родителей. Бывает так, что родители не обращают внимания на достижения и успехи ребёнка, а «видят» своего ребёнка, только когда происходят какие-то плохие поступки. У ребёнка плохое поведение закрепляется как способ получения внимания от родителей. Мат – это плохо. «Обратят ли на меня внимание родители, если я буду материться? А что они сделают?».
– А с подростками что происходит?
– В отличие от детей дошкольного и школьного возраста, которые стараются, как правило, скрывать от родителей и учителей «умение» материться, подростки (11-18 лет) делают это напоказ: «Я же взрослый! Я могу себе это позволить! А кто мне запретит!» Основная причина – демонстрация своей силы среди сверстников и взрослости среди взрослых. И если, например, сделать замечание на детской площадке младшему дошкольнику, что нельзя материться, и ребёнок примет к сведению. С подростками это уже не сработает, там сразу последует ответ и демонстрация своей силы.
В силу особенностей подросткового возраста, мат – это вариант протестного поведения, проверка на «прочность» родителей. Как правило, в таком случае речь будет яркой, вычурной, с большим количеством вариаций нецензурных выражений.
Среди сверстников нецензурная речь у подростков – это попытка заявить о себе как о лидере, выделиться среди сверстников. Кроме этого, в подростковом возрасте формируется активно сексуальность, поэтому мат – это способ переживания сексуального напряжения, эротических фантазий и романтических привязанностей.
Подводя итог, можно сказать о том, что употребление мата – это чаще особенности возрастного развития, и оно не зависит от культурного развития семьи, в которой воспитывается ребёнок. Но иногда использование нецензурной речи у ребёнка – это «крик о помощи», потому что только так можно справиться с последствиями сильного потрясения, травмы, насилия или деструктивной, разрушающей обстановки в семье. Здесь стоит задуматься о помощи специалиста.
– Если родители узнали, что ребёнок матерится?
– То следует проанализировать и изучить причины такого поведения, прежде чем приступать к действиям.
Важно понять, какие ситуации могли провоцировать ребёнка на «крепкие» выражения? Ссора с друзьями, плохие оценки в школе, конфликт в семье? Это может указывать на те обстоятельства, с которыми ребёнок не может справиться самостоятельно, и здесь нужна поддержка родителей, «взрослая» помощь.
На кого направлены мат и ругань? Или это что-то аморфное, из разряда вылетевшего в досаде «блин»? Проанализировав эту информацию, можно понять, с кем в отношениях ребёнок переживает напряжение и дискомфорт. А может быть, это от постоянной неудовлетворённости и раздражения, с которыми невозможно справиться.
Мат «напоказ», неприкрытый, или ребёнок старается, чтобы взрослые его «выражения» не слышали? Это позволяет задуматься о том, что внутренние границы в семье расшатаны, в семье много внутреннего напряжения, враждебности.
Где чаще ребёнок использует нецензурные выражения – дома, в школе, среди сверстников? Это может указывать либо на особенности возраста, например чтобы выделить свою лидерскую позицию среди сверстников. Или это в школе, например, что указывает на напряжённую обстановку или конфликт с каким-то учителем.
– Что НЕ следует делать, если родители узнали, что ребёнок использует в своей речи нецензурную лексику?
– Причинять физическое насилие (бить по губам, лупить) не разобравшись в ситуации. Физическое наказание унижает ребёнка и вызывает у него внутри чувства обиды, злости и гнева. Это приведёт только к обману, например ребёнок может материться так, чтобы родители не слышали. Но причина такого поведения не решится, а может только усугубиться. Нельзя наказывать сильнее, чем сам поступок.
Оставаться не включённым в ситуацию и ждать, когда это «само пройдёт» – это значит оставлять ребёнка один на один с проблемой и сильными чувствами.
Выставлять ребёнка на посмешище, придавать проступок ребёнка широкой огласке (демонстративно рассказывать об этом родственникам, друзьям, посмеиваясь над этим). Каждый ребёнок имеет право на ошибку, а также на разрешение этой ошибки. Чувство стыда, вспыхивающее в ребёнке в ситуации публичного неуспеха, могут сформировать у ребёнка негативное представление о себе, «я – плохой». А это отразится на дальнейшей судьбе.
Оставлять проступок ребёнка без объяснения последствий. У детей необходимо сформировать определённые моральные ориентиры. Не объясняя последствий и возможных вариантов решений, невозможно сформировать чувство ответственности.
– Как поступить, если родители узнали или услышали, что ребёнок матерится?
– Для младших дошкольников важно объяснить, что обозначает это слово и как это можно выразить по-другому, более экологичным способом. Например, «я вижу, что ты злишься из-за того, что у тебя что-то не получается. Это слово, которое ты сказал, не подходит. Давай придумаем / я тебе скажу подходящее слово и способ выражать злость».
Можно предложить ребёнку вместе разобраться в том, что произошло и что именно он хотел выразить своими нецензурными словами. И помочь задуматься о последствиях собственных слов, рассказать о том, как получение оскорблений может отразиться на других людях и его собственных отношениях с ними. А поняв причины проступка, вместе приложить усилия к их устранению. И, конечно, вместе хорошо бы формировать активный словарный запас, чтобы дети могли выразить переживания, прожить эмоции, но без нецензурных выражений. Можно даже поиграть «в слова»: «Я слышу, что ты хочешь мне что-то сказать. А как это можно сделать ещё? Какими словами?» Вместо чтения нотаций лучше перевести всё в развитие, в конструктивное русло.
Будьте ближе к своим детям, обращайте на них внимание, не только когда совершены плохие поступки или сказаны матерные слова, а каждый день. Проводите совместно время, найдите общее хобби, читайте интересные книги. Общий язык можно найти не только с маленькими детьми, но и с подростками, которые тоже нуждаются в тепле и любви родителей, хотя на вид кажутся «колючими».
Есть идея!
Установите в семье правило не употреблять нецензурные выражения. Но здесь очень важно, чтобы это правило соблюдали все члены семьи. Кстати, это будет полезно не только подросткам, но и самим взрослым. Очень важно это правило не нарушать, чтобы не подрывать свой авторитет перед детьми. Главное, не переборщите с объяснениями: чтение нотаций может вызвать обратную реакцию. Что касается наказаний, лишений, чрезмерных ограничений и контроля, то это, как правило, не работает. Потому что у ребёнка или подростка в итоге остаётся только обида на родителя, она сильнее, чем ожидаемая польза. Вообще, «наказать», то есть «сделать наказ», – значит объяснить, проговорить ещё раз. Санкции должны быть, но в случае с подростком важно проговорить всё заранее: и правила (которые соблюдает вся семья), и «штрафы», которые следуют за нарушением договорённостей. Так работает метод «социального контракта».