Нелинейная «Чайка»
11 февраля на Театральной Лаборатории «Experiment 123: Школа. Классика. Театр»[1] в Прокопьевске мы увидели эскиз режиссера Тимура Насирова по пьесе А. П. Чехова «Чайка».
Тимур Насиров – опытный театральный режиссер. Его спектакли ставились на разных сценах российских театров, таких как: театр им. Ленсовета (г. Санкт-Петербург), театр «Ангажемент» (г. Тюмень), Томский и Красноярский театры юного зрителя, театр «Старый дом» (г. Новосибирск) и др. Тимур в разные года являлся главным режиссером Воркутинского и Лысьвенского драматических театров.
Пьеса «Чайка» А. П. Чехова является сложным для постановки произведением. Погружение актеров в исполняемых ими персонажей требует длительного времени, а невзаимная любовь, выстроенная драматургом в линию с некоторыми ответвлениями, нуждается в углубленном изучении внутренних переживаний героев. Аркадина любит Тригорина, его же любит и Нина, в Нину влюблен Треплев, которого в свою очередь любит Маша, являющаяся предметом обожания Медведенко. Взаимности в пьесе ни у кого нет, отчего становится сложнее понимать мотивы любви персонажей.
Наравне с темой любви идет тема искусства. Герои рассуждают о роли театра в жизни человека – о его старых и новых формах; и о способностях к сочинению сложных пьес или же беллетристике.
Особенностью «Чайки» Тимура Насирова является нелинейный характер повествования: настоящее время чередуется с событиями двухлетней давности. Режиссер, по его словам[2], использует «метод Тарантино» (нелинейное повествование), тем самым история «Чайки» начинается с четвертого действия, а события первых трех действий обыгрываются как воспоминания героев. Переход от настоящего к воспоминаниям происходит плавно, одна сцена перетекает в другую: например, Аркадина (Светлана Попова), переходя к воспоминаниям, говорит: «В тот день, когда я уехала…», звучит активная музыка, и на сцене начинается движение – актеры переставляют стулья, занимают свои места, выносят реквизит. Время возвращается на два года назад за несколько секунд.
Такой метод постановки воспринимается хорошо, так как кажется, будто зрители проникают в каждое воспоминание героев, черпая из них нужную информацию и возвращаясь к моменту приезда Аркадиной с Тригориным из Москвы. И действие развивается с новыми полученными данными.
Актерам эскиза удается в короткий срок погрузиться в психологию своих героев. Треплев (Михаил Дмитриев) со своим образом меняется на протяжении спектакля. Сначала мы видим его безучастным, отстраненным человеком, который старается не взаимодействовать с другими персонажами. Он стоит за стулом, отвернувшись ото всех, когда его мать – Аркадина вспоминает о событиях двухлетней давности. Когда Треплев наконец решает высказаться, зрители начинают понимать мысли и действия героя, начинают сочувствовать ему. В другой сцене Треплев показан нежным и ласковым человеком, когда Аркадина меняет ему повязку. И вроде бы все хорошо, отношение между матерью и сыном улучшаются, но разговор уходит в другое русло, и вот уже Треплев и Аркадина горячо обмениваются оскорблениями в адрес друг друга.
Особенно отличается от образа пьесы Медведенко (Константин Тимофеев). Медведенко вырастает из маленького и неприметного человека в героя, который обрел возможность высказаться – который напрямую предъявляет претензии автору пьесы: «[После душераздирающего монолога смотрит в текст на ремарки драматурга] Медведенко приходит, через несколько страниц уходит. Медведенко приходит, через несколько страниц уходит!». Вспылив, Медведенко на повышенных тонах в последний раз говорит, что уходит, покидая не только зрителей, но и саму пьесу. Интерпретированный режиссером Медведенко не выдерживает безразличного отношения автора к своему персонажу и показывает всем, что у него тоже есть чувства.
Музыка в спектакле распределена равномерно, и звучит она, попадая в разную атмосферу. У героев тяжело на душе – печальная музыка, происходит активная сцена – звучит энергичная музыка, нарастает флирт – похотливая музыка. Свет играет контрастами: желтый используется преимущественно как освещение, синий появляется в тяжелых сценах.
Поставить длинную и сложную «Чайку» не более чем на час, сократить пьесу и выбрать из нее только самое важное, показать целую историю с разными любовными линиями – вот что делает режиссер Тимур Насиров. Его эксперимент хорошо отзывается в сердцах публики.
Если режиссер решит ставить «Чайку» на большой сцене, то стоит подумать над сценой, где Нина Заречная играет в пьесе Треплева. На текущий момент зрители судят об игре Нины по словам героев, но у каждого героя свое мнение – объективное или субъективное – этого зрителям не узнать, если они сами не увидят игру Заречной.
[1] Четырем режиссерам из разных городов была поставлена задача: создать эскизы спектаклей за пять дней с нуля. Режиссеры отобрали себе материал по классическим произведениям и принялись работать над эскизами. В последние дни лаборатории зрителям были показаны итоговые варианты постановок.
[2] См.: Дневник театральной лаборатории Эксперимент 123 «Школа. Классика. Театр» День пятый – Тимур Насиров // Прокопьевский Драматический театр // ВКонтакте : социальная сеть. URL:
Чичкарева Юлия – студентка II курса театроведческого факультета филиала РГИСИ в г. Кемерово.