Звуки мира
Кемеровчанка Александра Шерина – мастер по изготовлению фольклорных музыкальных инструментов. Их с мужем Александром Черемновым семейная мастерская таит в себе много интересного. Чего здесь только не встретишь! Этнические (духовые, ударные, струнные) музыкальные инструменты и классические гитары ручной работы.
Свирели и флейты, глюкофоны и джембе, калюки и кугиклы, свистульки и жалейки, погремушки и барабанки, трещотки и колотушки, ксилофоны и маракасы… Музыкальные инструменты профессионального уровня для начинающих и профессиональных музыкантов, людей без музыкального образования и даже для звуковой терапии – целый мир звуков и мир традиций, который бережно хранят в семье Александра и Александры.
Если прикинуть в цифрах, то в музыке кемеровчанка – более 18 лет, а за 6 лет работы мастерской изготовлено более 6 тысяч инструментов ручной работы. Она лауреат всероссийских и международных конкурсов, музыкант-исполнитель, награждённый медалями «Надежда Кузбасса» и «За веру и добро».
– Александра, с чего всё начиналось? Расскажите немного про себя!
– Родилась я в Крапивинском районе, селе Каменка. Моя мама – учитель математики, директор школы. А папа – электрик. Училась в общеобразовательной школе в селе Красные Ключи, в старших классах добавилась музыкальная школа по классу фортепиано и Дом культуры (народный вокал, хореография, гармонь, гитара). После школы было Кемеровское областное училище культуры (народный хор). А в 2005 году познакомилась с мастером и нашим преподавателем-концертмейстером Юрием Александровичем Ткаченко.
Он учил меня играть на свирели. Я спросила: «А как это делается?» Он сказал: «Приходи учись!» И я пришла. Тогда чётко поняла, что мне не просто интересно и нравится играть на инструментах, но и делать их. Так и бегала к нему с 2005 по 2017 год. За это время я окончила колледж культуры, институт культуры (фольклорно-этнографические инструменты) и уже работала в университете, музыкальной школе и в дополнительном образовании. С 2017 года начала делать инструменты сама, это год рождения нашей мастерской.
– Кто повлиял на ваши музыкальные вкусы и предпочтения. Может быть, это какая-то история из детства?
– Музыка всегда была в моей жизни. С мамой мы пели народные песни, когда готовили, чистили картошку или шелушили горох. Любимой была песня «По муромской дороже». Папа играл на слух на баяне зимними вечерами, а ещё мурлыкал всякие песни, когда крутил ручку сепаратора (пропускали молоко на сметану). Я знаю, что бабушка по папе, баба Шура, пела. У нас есть её записи.
Сегодня, как я говорю, музыка стала моей жизнью. Я стараюсь делать инструменты и играть на них каждый день. Играть, чтобы не терять сноровку. И в моменты, когда играю, понимаю, что счастлива. Люблю петь для себя, а теперь и для дочери Машуньки. Ей сейчас четыре года. Тоже проявляет интерес к нашему делу с пелёнок. Даëм ей самую мелкую наждачную бумагу, доводит до гладкого состояния ложки или другие ударные инструменты, с удовольствием «шикшикает».
– Где с мужем повстречались?
– С Сашей мы учились на одном потоке по общим дисциплинам. Он – на классической гитаре. В 2013 году захотел сделать себе гитару, так как купить хорошую было дорого и найти сложно. Стал много читать, смотреть, закупать материалы… Переехав после окончания университета в свою квартиру (без ремонта) в 2014 году, в октябре, мы отвели одну комнату под мастерскую. Здесь пилили, строгали, лакировали. В квартире Саша сделал две гитары. Нам было тяжело без мастерской. Самые пыльные работы делали в деревне у моих родителей. Лакировать пытались у них дома в подвале, но запах поднимался в дом. Как хорошо, что всё это в прошлом.
– Есть ли в мастерской интересные станки и приспособления для изготовления инструментов?
– Мой основной станок – сверлильный. На нём настраиваю свирели, делаю отверстия для ударных инструментов. Есть шлифовальная машинка – используется для изготовления ложек, кугикл. Шлифовально-барабанный станок – для утоньшения дерева. Ленточная пила – для распиловки дерева, из которого делаем ударные инструменты. Лобзиковый станок, фрезер, гравер. А самый ходовой инструмент – мелкий: свëрла, пилы, стусло, ножи, ложкорез, надфили, молотки, лобзик, шуруповёрт, разнообразные струбцины, верстак, тески.
– С каких музыкальных инструментов всё начиналось?
– Первыми инструментами, на которых училась играть, были гармонь, пианино, гитара. Затем была свирель, которую считаю своим самым сильным инструментом (в игре). Свирель – первый инструмент, на котором я научилась играть, и первый инструмент, который я научилась делать. Затем – кугиклы, окарина, калюка, парная свирель, дрова… Потом пошёл спрос на ударные. Освоила изготовление ложек, трещоток, рубели, бич-хлопушки, барабанки, ложки-станки, посоха дождя. Делала гусли, но поняла, что уже слишком большой объëм и не хватает времени отточить мастерство, довести до хорошего качества. Поэтому гусли пока на паузе.
– Из чего чаще всего извлекают музыку? Что вообще может быть пригодным для этого?
– Я бы сказала: из всего и всё! Всё может звучать от обычного удара по нему или определённой подачи воздуха в него. Обычная травинка, зажатая между ладонями: подуй – и зазвучит. Ножка одуванчика: подуй – и зазвучит. Ветка дерева: сделай свисток – и зазвучит. Сегодня при изготовлении используют натуральное дерево, пластик, металл, железо, глину, кожу, кость, растения (дудник, бамбук, тростник).
– Дерево – тёплое, живое. Как с ним работается? Есть ли нюансы?
– Дерево требует к себе особенного внимания, аккуратности, знания. Нюансы есть во всём. Возьмём свирель из пластика и свирель из дерева. Для неё нужна трубка. Из пластика она уже готова – ставь свисток, настраивай. А из дерева – сначала просверли отверстие, затем задай форму на токарном станке, затем сделай свисток, настройку, обжиг, чтобы убрать мохристость древесины, влияющую на звук. А ещё нужна пропитка маслом или лакировка, чтобы не впитывало влагу, не рассыхалось. В отличие от пластика, которому ни снег, ни дождь не помеха, дерево капризно. Оно реагирует на влажность, сезон года, температуру. От этого оно может трескаться, коробиться. Дерево приятно на звук – какая-то особенная бархатистость и нежность, приятно на ощупь. Действительно, в нём есть жизнь. Это что-то настоящее.
– Какие породы древесины пригодны для работы? Процесс поиска заготовок сложен?
– Для ударных инструментов мы используем бук – твёрдое дерево. Для изготовления ложек – ольху, она помягче, удобнее в обработке. Для кугикл использую бамбук, тростник. Это основное дерево, с которым я работаю. Сырьё мы закупаем досками. Есть магазины специализированные, продающие дерево для музыкальных инструментов или просто сухое дерево. Да, процесс поиска не прост. В идеале приехать на место и выбрать самому, но это не всегда возможно. Могут прислать с сучком на полдоски, и эта часть не годна для работы. Могут вообще перестать поставлять по определённым причинам, и ты снова в поиске. Но когда нашёл – это праздник!
– Как долго по времени изготавливаются инструменты?
– Минимальный срок – две недели. Так я в спокойном, размеренном режиме без спешки создаю инструмент. Например, свирель могу сделать за день, но я уже давно не делаю по одной. Свирели делаю по 10–20 штук одновременно: нарезка, установка свистка, настройка. Кугиклы можно сделать за день, но я пропитываю маслом, надо день подождать, чтобы хорошо впиталось. После предварительной настройки жду ещё день, чтобы пробка приняла свою форму и не меняла строй. В изготовлении ударных инструментов – свои особенные манипуляции. Можно сделать за день, однако покрытие маслом занимает два дня.
– На каких инструментах могут играть дети, а что подходит только для взрослых?
– На всëм могут играть все. Для деток просто размеры поменьше делаем.
– В какие уголки мира улетают и уезжают ваши инструменты?
– Думаю: сегодня мало найдëтся регионов России, где нет наших инструментов. Плюс это страны СНГ и некоторые зарубежные страны.
– Все ваши чудесные инструменты с историей. Откуда такой интерес к старине?
– Меня потрясает мысль, что все эти инструменты создавали простые люди, которые не имели специального образования, не имели музыкального образования, но могли сделать инструмент и научиться на нём играть. Причём это касается инструментов не только простых, но и самых сложных конструкций. Прийти к такому – чудо! Понять, что это устройство свистка даст такой-то звук или эта конструкция вот так зазвучит… Конечно, все поиски и работа не одного человека и не одного дня. Но как здорово, что это дошло до нас. Люди делали так, как понимали, как сами чувствовали, ощущали, что так будет красиво или правильно.
Естественно, я делаю сегодня не так, как делали раньше, и не из тех материалов. У меня есть уже свой опыт, свои ощущения качества, звука, внешнего вида. И сегодня я делаю инструменты так, как чувствую и понимаю сама. Откуда интерес? Он живёт где-то очень глубоко и СТОЙКО внутри. Как только я слышу любой инструмент… И дальше не могу описать, что со мной происходит. Слишком вдохновляюсь, поражаюсь, и руки чешутся попробовать играть.