Находки из глубины веков

Кузбасские учёные этим летом спасли средневековый памятник археологии, а также провели ряд важнейших изысканий в исследовании прошлого нашего края.
Так называемые спасательные раскопки этим летом археологи ФИЦ УУХ СО РАН проводили недалеко от села Анисимово Новокузнецкого муниципального округа. В этой деревне люди много лет ждут, пока построят мост через реку Ускат. В половодье река разливалась и отрезала селение от большой земли. Скрывался под водой маленький мостик. Приходилось переправляться на лодках, чтобы уехать на работу.
Проводя в 2020 году экспертизу на месте строительства будущего моста, учёные обнаружили новый археологический памятник – поселение Анисимово-I. На современной поверхности он выглядел как несколько западин от старых построек, близко расположенных к береговому обрыву. В самом начале раскопок исследователи предполагали, что культурный слой относится к Новому времени. Но оказалось, что памятник куда более разнообразен и вмещает материальные комплексы не только XVIII–XIX веков нашей эры, но и эпохи Cредневековья, и гораздо более древних периодов.
«По историческим данным мы знаем, что деревня Анисимово существовала со второй четверти XVIII века, но на другом берегу реки Ускат, – рассказывает заведующий лабораторией археологии ФИЦ УУХ СО РАН Алексей Марочкин.
– Мы предполагали, что это или инородческое поселение, или незарегистрированная в топографических источниках часть русской деревни. В любом случае мы надеялись на открытие». Но памятник оказался намного интересней.
«В результате раскопок мы пришли к выводу, что памятник разновременный. Находки принадлежат к разным эпохам: от неолита или периода ранней бронзы (а это V–III тысячелетия до нашей эры) до советского периода, – рассказывает Алена Юракова, научный сотрудник лаборатории археологии ФИЦ УУХ СО РАН.
– Неожиданно мы нашли наконечник дротика, каменный топорик – предметы, типичные для ранних периодов. То, что в XVIII–XIX веках в жизни русского населения деревни Анисимовой была задействована её округа, подтверждается находкой сибирской копеечной монеты Колыванского монетного двора 1779 года. Это нередкая находка для Сибири. Вместе с датирующей находкой найдены фрагменты керамики, кованые гвозди и обломки бытовых орудий. Основной же комплекс памятника, как оказалось, связан с периодом Средневековья, который дал находки керамики, металлического ножа, двух кресал для высекания огня, заготовки каменного пряслица (утяжелителя для веретена)».
«Говорящая» керамика
Найденная керамика, которую учёные отнесли предположительно к Средневековью, имеет особенности в форме сосудов, орнаменте, технологии производства. Она отличается как от посуды более ранних периодов, так и от керамики Нового времени.
Почему именно керамика так интересует учёных?
«Потому что это всегда яркий культурный маркер. Рецепты формовочных масс, выбор глин как исходного сырья, способы конструирования сосудов – всё это отличает культурные традиции, которые складывались веками и никогда не менялись случайным образом. Изменения могли происходить, например, в результате взаимодействия населения двух разных культур или переселения коллектива на новую территорию», – поясняет Алена Юракова.
Период Средневековья на территории нашего региона и соседних изучен в основном по погребальным комплексам. Затруднение состоит в том, что погребальная керамика обычно отличается от той, что в обиходе, она – ритуальная. И если в быту люди пользуются довольно стандартизованной посудой, то сосуды для погребений часто имеют индивидуальные черты, более разнообразный декор, могут использоваться опредёленные сакрализованные формы. Наша задача – сравнить найденную при работах в Анисимово керамику с сосудами как из ранее раскопанных поселений, так и погребальных комплексов.
«Поселенческие средневековые комплексы вообще мало исследованы. В данном случае стоит вопрос о ценности и характере памятника. Он, скорее, поселенческо-производственный, связанный с металлообработкой», – говорит Алексей Марочкин.
Древнее производство?
О том, что это поселенческий и даже производственный объект, говорят изученные остатки построек. Как отмечают учёные, раскопанные сооружения когда-то включали в себя большие по площади очажные устройства – печи. Они располагались в двух специально подготовленных прямоугольных ямах – котлованах, которые, по словам археологов, с большой вероятностью эпохально синхронны – построены в переделах периода, временной разрыв не более 100 лет.
Внутри котлованов сохранились остатки бревенчатых срубов. Именно по ним можно будет определить датировку комплекса с помощью методов дендрохронологии, которые для относительно недалёких временных периодов даже более точны, чем радиоуглеродный анализ.
Две печи были сложены из камня и, по-видимому, оборудованы вертикальной частью – трубой.
«Мы разошлись во мнениях: были ли это купольные конструкции или очажные устройства открытого типа. Понадобятся консультации специалистов по палеотехнологиям, – отметил Алексей Марочкин.
– Найденный основной комплекс, связанный с эпохой Средневековья, нужно верно интерпретировать, описать. Тогда он сможет дополнить общую картину, которая сложилась на основе имеющихся данных прежних раскопок. Точная датировка и культурная принадлежность ещё определяются, сравниваются с аналогичными находками в пределах нынешнего Кузбасса и Притомья в целом. Примерный возраст данного комплекса – около тысячи лет».
Что же за люди жили в тот период – почти тысячу лет назад? По словам учёных, представления об этнокультурной обстановке Томского Приобья и Кузнецкой котловины в археологии есть, равно как и есть наработки по тому периоду. И этот памятник предстоит вписать в эту схему, которую он может дополнить.
Известно, что в период с X века нашей эры здесь жили угро-самодийские группы людей, их корни уходят ещё в железный век, одновременно шли процессы тюркизации.
К концу года учёные подготовят публикацию о результатах раскопок Анисимово-I.
«Но главное ещё и в том, – отмечает Алексей Марочкин, – что это пример должного уважительного отношения государства и частных компаний, которые строят мост, к археологическому наследию.
Мы со своей стороны способствовали тому, чтобы не откладывалось строительство моста – быстро сделали работу – памятник был спасён. Его раскопали, всё тщательно задокументировали, взяли образцы для анализов. Таким образом, большая часть памятника была полностью изучена и выведена из-под государственной охраны. И теперь там строят мост».
Также в этом сезоне кузбасские археологи участвовали в проведении археологических экспертиз земельных участков в сопредельных с Кузбассом регионах.
Изучение неолита и не только
Археологи лаборатории ФИЦ УУХ СО РАН продолжили свой проект по изучению эпохи неолита. «Это самый финал каменного века, интересная эпоха, когда формировались первые цивилизации и зарождались многие механизмы приспособления древних обществ к природной среде. В этот период закрепляются некоторые технологические новации, которые ныне привычны, керамическое производство, например. Оно в эпоху неолита завоевало всю Евразию. Это период, когда климат стал практически таким же, как современный. В это время был дан толчок развитию человеческих коллективов по всей планете», – отмечает заведующий лабораторией археологии.
Кемеровские учёные ежегодно на протяжении последних 20 лет ведут раскопки памятников эпохи неолита в Барабинской лесостепи Новосибирской области и периодически – в Кузбассе. А сейчас они приступили к проекту, который позволит сделать реконструкцию облика окружающей среды за последние 12 тысяч лет по геологическим разрезам.
Одновременно в этом сезоне учёные продолжали раскопки на знаменитом археологическом памятнике Шестаково-3, где в 2015 году был изучен могильный комплекс таштыкской культуры (ранний железный век), а недавно музеефицирован. Однако учёные продолжают там находить кремированные остатки костей человека и сопутствующие предметы погребальных мест, к примеру, керамику. Эту работа ведётся под руководством старшего научного сотрудника лаборатории археологии ФИЦ УУХ СО РАН Павла Германа.
Также продолжалась работа по постановке известных памятников археологии на госучёт. Один из примеров – стоянка в районе села Старочервово Кемеровского муниципального округа. Её обнаружили давно, но для постановки на госучёт надо чётко определить границы и всё задокументировать. Эту работу провёл младший научный сотрудник лаборатории Иван Плац.
И ещё об одном важном событии рассказали в лаборатории: у учёных появились новые фонды для хранения экспонатов, и теперь они соответствуют всем условиям для того, чтобы кузбасские хранилища стали официальной частью музейного фонда РФ.

На месте раскопок. Фото сотрудников лаборатории археологии ФИЦ УУХ СО РАН.