Золотая пора для творчества и развития
Сама природа летом открыла и предъявила множество богатств: изобилие красивых цветов – полевых и на клумбах, разные оттенки зелёного в траве и листве, летающие и ползающие насекомые, прилетевшие на лето птицы… Теперь нам и нашим детям доступны водные просторы, разная фактура почвы – земля, глина, песок, камни… И главное – все объекты полностью открыты взору, и ко многим можно прикоснуться!
Имея такой богатый визуальный и предметный ряд, легко и по ходу самой жизни развивать у детей-дошкольников и младших школьников полезные жизненные навыки, ручную моторику, а главное – высшие психические функции (память, внимание, мышление, речь). Ведь всё это так необходимо для дальнейшей успешной учёбы. А эти времена не за горами.
Наш сегодняшний эксперт – кемеровчанка Наталия Ковалевская (педагог-психолог, нейропедагог) – предлагает ряд интересных идей и упражнений. Берём на вооружение.
Буквы, цифры и природа
Для закрепления визуального образа трудных для запоминания букв и цифр можно предложить ребёнку выложить их из камушков или тонких веточек. Можно написать их палочкой на земле, песке; вылепить из пластилина или глины, если она вдруг оказалась у вас под рукой… Далее вариант посложнее – составлять слоги и простые слова. Это очень увлекательно и даже терапевтично – использовать природные материалы, трогать, чувствовать текстуру. Отдельный квест – найти эти палочки и веточки, мальчишки и девчонки всегда с радостью включаются в такую игру.
Летними деньками можно предложить ребёнку считать то, что он видит: количество цветов на клумбе, птиц на заборе, морковок/свеколок на грядке (так закрепляем количественный счёт). Обращаем внимание даже на то, сколько их в каждом ряду. Просим расположить по величине: морковка № 1, морковка № 2, морковка № 3 и т. д. (так закрепим порядковый счёт и соотношение величин). Огород в этом плане – кладезь «методического материала».
Координация – залог успеха
Сейчас скажу очевидные, но значимые мысли: для хорошего владения своим телом детям важно много двигаться и уметь взаимодействовать с разными предметами. Поэтому поощряем, а если нужно, организуем сами, прогулки, посещение площадок с тренажёрами, игры в прятки, игры с мячом, бадминтон и тому подобное, а также катание на велосипеде, самокате, скейте, роликах… Сейчас многие дети не умеют играть в хорошо знакомые нам, взрослым, игры… Поэтому важно подсказать, показать пример. «Вышибалы», «Казаки-разбойники», «Море волнуется раз…», «Резиночки», «Съедобное/несъедобное», «Али-Баба», «Я садовником родился…». Помните? Конечно, помните!
На даче под вашим присмотром разрешайте детям пользоваться простыми садовыми инструментами, а мальчикам – забивать гвозди, пилить, разжигать вместе с вами костёр. Ведь навыки, полученные в детстве, – самые крепкие!
Наблюдаем и ориентируемся
Для развития наблюдательности взрослому важно обращать внимание ребёнка на многие вещи и многое объяснять. Так вы делаете окружающий мир более понятным и доступным для уверенного с ним взаимодействия.
Во время прогулок обращаем внимание на объекты, которые вам встречаются: какие здания, магазины, остановки, какие деревья и цветы встретились (а ещё какие сейчас цветут, нравится ли вам их запах), каких новых птиц вы увидели.
И также обращаем внимание на путь, по которому вы идёте или едете. В первую очередь это название улицы. Потом – где вы находитесь (на левой или правой стороне улицы) и куда вы сейчас будете поворачивать – направо или налево. А ещё говорим о том, где начинается (заканчивается) улица, по которой сейчас следуем. И, соответственно, как вы идёте (едете) сейчас – по направлению увеличения или уменьшения номеров домов. Можно познакомить ребёнка с чётной и нечётной нумерацией домов.
А если вы пересекаете мост, то уместно проговорить о том, с какого на какой берег реки вы переезжаете, а заодно и упомянуть направление течения реки.
Можно вместе даже нарисовать план местности, где вы живёте. Пусть он будет небольшим – ваш дом, соседние дома, парковки, детские площадки и другие достопримечательности. На домах, конечно, ставим их номер. Такие карты, планы местности многие сегодняшние взрослые любили рисовать в те времена, когда были сами детьми.
Творчество и конструирование
Здесь интернет нам в помощь, ведь там можно найти миллион примеров. А мне нравятся достаточно простые в исполнении идеи. Это плетение венков из одуванчиков и других цветов. И разрисовывание камней маркером или красками (точечная роспись или картинка). А ещё конструирование из палочек – можно просто строить, складывая палочки друг на друга, – дом, колодец, юрту, а можно связывать палки между собой или скреплять гвоздями. Очень «заходит» у детей создание композиций из сосновых шишек, листьев…. Они часто сами находят предметы для творчества, а мы иногда можем им просто подсказывать идеи!
А ещё, помните, были «секретики»? Мы брали стёклышко, выкапывали в земле ямку. Выкладывали в ямке красивую композицию из цветочков-листочков или укладывали очень важную записку. Накрывали всё это стёклышком и закапывали, отмечая место, где зарыто сокровище палочкой или просто запоминая. Потом можно было бегать и раскапывать «секретик», рассказывать о нём друзьям. И трагедией было, если мальчишки выкапывали и уничтожали сокровище. Кстати, сегодня в целях безопасности стёклышко можно заменить кусочком пластиковой бутылки или целлофановым пакетом.
Вся наша жизнь – игра
Ролевые игры – это то, что объединяет детей разных возрастов, когда они играют гурьбой на даче, в деревне, лагере и даже на городских площадках. Отрадно, что до сих пор актуальны игры из нашего детства, такие как «Магазин», где деньгами служили листья деревьев, а еда была вся из песка и стебельков. А ещё «Больница», «Школа», «Дочки-матери», «Салон красоты», игры во всяких героев. Это и первый режиссёрский опыт – создание своего сюжета для игры в куклы.
Ролевые игры могут помочь ребёнку развить многие важные навыки: социальные, коммуникативные. С ними можно научиться и считать, и писать. И всё это играючи. Кроме этого, ваш малыш сможет адекватно проявлять и контролировать свои эмоции, у него повысится способность адаптироваться под различные жизненные ситуации. Ведь в ходе активной ролевой игры проявляется умение внимательно слушать, развивать мышление и воображение, уметь проявлять смекалку.
Для детей сюжетно-ролевая игра – это безопасный и увлекательный способ прожить ту или иную жизненную ситуацию. Иногда важно попасть в точную, но безопасную копию реального мира, чтобы понять, как действовать дальше. Можно инсценировать посещение поликлиники, торгового центра и даже отделения полиции. Кроме этого, вы можете сами или с помощью своих же детей разработать сценарии любых ситуаций. Можно даже те варианты, которые особенно сильно вызывают у детей опасения, например посещение стоматолога. Безопасно прожить «жизненный» момент, хоть и в игровой форме, – это очень полезный опыт для малыша.