И даже говорящие ручки

В Кузбассе завершился финал регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России»
Видеть в каждом ребёнке личность
По информации министерства образования Кузбасса, на конкурс поступило 46 заявок из 14 территорий. Участники боролись за звание лучшего из лучших по двум номинациям: «Дефектолог года» и «Логопед года». Претендентами на победу стали работники образовательных организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
По результатам экспертной оценки конкурсных материалов в номинации «Дефектолог года» триумфатором названа Светлана Пахомова, учитель изобразительного искусства школы психолого-педагогической поддержки № 104 города Кемерово. Педагогический стаж победительницы – 12 лет.
Светлана Александровна уверена, что всё в наших руках, поэтому нельзя их опускать.
«Моё педагогическое кредо заключается в том, чтобы не быть равнодушным «шаблонным» педагогом, – подчеркнула кемеровчанка. – Понимание и осознание того, что ты учитель, который работает с категорией «особых» детей, каждый день позволяет мне в первую очередь объективно относиться к принятию тех или иных решений в своей профессиональной деятельности. Осознаю, что от того, насколько я буду компетентна в своей работе, зависит дальнейшая судьба ребёнка и как сложится его жизненный путь. Всегда, когда общаюсь с родителями своих обучающихся, мысленно задаю себе вопрос: «Хватит ли у нас сил, чтобы поддержать ребёнка и вместе с ним преодолеть многие трудности, которые возникают на его пути?» Как показывает многолетняя практика, путь тернистый, но благодаря тандемной работе все падения и крутые подъёмы осуществляются гораздо легче и результативнее».
Педагог отметила, что работа с родителями является важнейшим фактором в позитивном решении множества проблем ребятишек с особыми потребностями в развитии и обучении.
«Педагог должен видеть в каждом ребёнке личность, – сказала Светлана. – Всё сложное делать понятным и интересным. Хвалить каждого ребёнка за его маленькие достижения. Учить ребёнка и родителей верить в себя».
Наряду с учебным предметом Светлана Пахомова занимается и внеурочной деятельностью. Она руководит кружком по кемеровской росписи «Радуга». «Используя разнообразные формы художественно-эстетического обучения, ставлю задачи способствовать сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, дальнейшее его развитие. Цель занятий – научить детей создавать красоту своими руками, научить приёмам росписи подносов, разделочных досок и других предметов. Важно, чтобы дети знали об искусстве своего края».
Также в своей педагогической практике Светлана Пахомова активно использует артсинтезтерапию – технологию владения техникой приёмов разных видов искусств.
Современные методики
Анастасия Ижова, учитель-логопед детского сада компенсирующего вида № 35 «Лесная сказка» Междуреченска, удостоилась звания «Логопед года». В профессии она уже 17 лет.
В прошлом году в дошкольном учреждении была создана образовательная площадка «Логоквантум», которую педагоги весьма успешно внедрили в практику. Причём мобильные модули площадки можно использовать на разных локациях.
«Коррекцией и развитием речи занимаемся с помощью нестандартных приёмов и оборудования – всё это и составляет «Логоквантум», – рассказала Анастасия. – Например, применяем компьютерные интерактивные программы, в основе которых биоуправление. На руки ребёнку надеваем специальные перчатки, которыми можно выполнять разнообразные задания по аналогии с сенсорным экраном. Есть у нас и микроскопы. При этом задача ребятишек максимально подробно проговаривать то, что они видят. Это гораздо интереснее стандартной классической деятельности».
В «Логоквантуме» педагог занимается с воспитанниками развитием именно импрессивной речи. Это процесс понимания речевых высказываний, как устных, так и письменных.
Между тем в арсенале логопеда есть даже говорящие ручки.
«Дети записывают свою речь и прослушивают аудио. Таким способом отрабатывается звукопроизношение», – объяснила специалист.
Широкое применение находят и не теряющие своей популярности 3D-ручки.
«Буквы мы не просто рассматриваем на картинке, а мастерим их объёмные макеты, – добавила собеседница. – Мы создали среду, в которой занимаемся именно развитием речи, и результаты этой работы уже очевидны. Положительная динамика мотивирует для поиска новых средств и методик».
Для справки. Всероссийский конкурс «Учитель-дефектолог России» учреждён Министерством просвещения России и проводится при поддержке Межрегионального Союза дефектологов.

Анастасия Ижова. Фото из личного архива.