Путь наставника

В Кузбассе завершился региональный конкурс «Мой главный учитель». На этот раз он был посвящён Году педагога и наставника в России.
Среди участников конкурса – школьники, студенты техникумов и колледжей, а также преподаватели и представители родительской общественности региона. Они написали эссе, сняли видеоролики, подготовили презентации о своих главных учителях, которые стали для них не только проводниками в мир знаний, но и сыграли большую роль в профессиональном самоопределении.
Как рассказали в региональном Министерстве образования, всего на конкурс поступило 137 заявок. Детское и взрослое жюри подвело итоги: лучшими признаны 20 работ, три из которых высоко оценили члены детского жюри, и 17 получили высший балл взрослого. Любопытный факт: самыми популярными у участников состязания стали учителя биологии – им посвящено 94 произведения. А в рейтинге самых любимых педагогов оказались Виктория Мелентьева и Максим Фарафонтов из Кемерова, а также Ольга Борисова из Междуреченска.

Для Ольги Борисовой стало приятным сюрпризом, что сразу несколько учеников выбрали её в качестве героини своих творческих работ. Фото Виолы Булатовой.
«Для меня было большим и, безусловно, приятным сюрпризом, что сразу несколько учеников написали обо мне и моих предметах», – призналась Ольга Борисова, учитель истории и обществознания междуреченской школы № 26.
Кстати говоря, Ольга Борисовна не является классным руководителем. Она – учитель-предметник, который может вдохновить историческими событиями и найти ключик к каждому ребёнку.
«Школьная программа – эта наша база, но идти сухо по учебнику будет неинтересно. Современным детям нужна современная подача информации: это и презентации, и яркий иллюстративный ряд, и дидактические пособия, и многие другие составляющие. Например, на одном из занятий мы знакомимся с настоящим папирусом. Как показывает практика, дети – визуалы, исходя из этого и делается основной акцент в преподавании. Ну а обществознание – это вообще наша повседневная жизнь. К примеру, четырнадцатилетние ученики активно интересуются вопросами трудоустройства на летний период. На уроке рассматриваем возможные варианты занятости на время каникул», – рассказала собеседница.
Отметим, что Ольга Борисова – первый учитель в семье. Она с юных лет увлеклась изучением истории, поэтому после окончания школы без малейшего сомнения поступила на профильный факультет.
«У меня всегда получается выстраивать хорошие отношения с учениками, – сказала Ольга Борисовна. – Можно даже назвать их дружескими. Я считаю, что без этого никак в нашей профессии. Если ставить себя выше ребёнка, пробудить любовь к своему предмету не получится. Когда с детьми на одной волне, тогда они воспринимают учителя лучше. Каждый ребёнок требует индивидуального подхода и признания его как личности. Когда знаешь характер ребёнка, понимаешь его, тогда без труда определяешь, как его спросить, как его оценить – это всё нужно учитывать».
На конкурсе «Мой главный учитель» было много сильных работ не только от учеников, но и от самих педагогов. Так, Ольга Голубева, преподаватель Анжеро-Судженского филиала Кузбасского медицинского колледжа, посвятила эссе своему главному учителю.
«Первым примером для жизни, первыми наставниками и учителями для любого человека являются его родители, – отметила Ольга Владимировна. – К сожалению, так сложилось, что моих родителей не стало рано, поэтому такого примера у меня не было. Я с самого детства мечтала стать врачом, – так хотелось вылечить маму, но жизнь сложилась несколько иначе: работаю педагогом и ни на минуту не пожалела, что решила посвятить свой путь преподаванию в родном колледже».
Главным учителем в жизни Ольга Владимировна называет Галину Петровну Михалёву, своего преподавателя.
«Галина Петровна, так же как и я, получила образование фельдшера, несколько лет проработала медицинской сестрой в Кемеровской областной больнице № 1, а с 1974 года трудилась преподавателем основ сестринского дела в медицинском колледже. В 2012-м вышла на заслуженный отдых. Её педагогический стаж значительный – 38 лет», – рассказала Ольга Голубева.
Ольга Владимировна даже подумать не могла, что добрая, но очень строгая и требовательная Галина Петровна станет для неё второй мамой. В 2005 году Ольга вступила в должность лаборанта и стала помощником и правой рукой Галины Петровны.
«Три года практически по пятам ходила за ней, словно губка впитывала методики преподавания, мне было это интересно, я следила за каждым её движением, не пропускала ни единого слова, – вспоминает преподаватель. – Иногда представляла себя на месте Галины Петровны и неожиданно осознала, что хочу попробовать себя в роли педагога. Но сама бы я не решилась на такой ответственный шаг, если бы не наставница. Она, работая со мной, увидела творческий потенциал, именно она разглядела во мне стремление к профессиональному росту. Если бы не Галина Петровна, сейчас бы у меня сложилось всё по-другому. Я очень ей благодарна за то, что именно она поверила в меня, дала мне стимул в жизни. Благодаря её поддержке я стала преподавателем».
У Галины Петровны не было любимчиков, все были равны. Коллеги ценили и уважали её.
«Учёба в институте, работа в статусе преподавателя – было трудно, но рядом была она, – объяснила участница конкурса. – Я помню своё первое занятие, был страх, но Галина Петровна меня благословила, это была неоценимая поддержка. У меня всё получилось, мой педагогический стаж уже тринадцать лет. За это время я стала хорошим педагогом, и мне нравится моя работа. Когда Галина Петровна ушла из колледжа, мне очень её не хватало. Мы дружим и общаемся по сей день, всегда в трудный момент по-матерински она подскажет, даст совет. Я хочу быть похожей на неё, быть как она, повторить путь наставника. Галина Петровна – совершенный педагог, педагог по призванию!»
Добавим: в этом году в конкурсе впервые участвовали студенты профессиональных образовательных организаций. Самые активные – из филиалов Кузбасского медицинского колледжа и Юргинского технологического колледжа имени Г.А. Павлючкова.