Синий пояс – гарант высоких баллов
Более десяти тысяч юных кузбассовцев определились с выбором предметов, по которым они будут сдавать ЕГЭ.
Актуальные цифры
Как сообщили в Министерстве образования Кузбасса, уже завершился приём заявлений на участие в Едином государственном экзамене в 2023 году. В общей сложности зарегистрировались 10043 человека: 9011 выпускников текущего года, 671 выпускник прошлых лет, 343 студента техникумов и колледжей региона, два выпускника 10-х классов, завершивших обучение по географии, 16 участников, не прошедших государственную итоговую аттестацию в прошлые годы.
Напомним: экзамены проводятся по 15 предметам, два из которых являются обязательными.
250 выпускников с ограниченными возможностями здоровья выбрали сдачу ГИА в форме государственного выпускного экзамена для получения аттестата.
По данным профильного министерства, русский язык в форме ЕГЭ планируют сдавать 9698 участников. Это обязательный предмет для получения аттестата о среднем общем образовании, кроме того, его результаты необходимы для поступления в вуз на любое направление подготовки.
Математика в 2023 году проводится, как и ранее, на базовом и профильном уровнях. Так, экзамен профильного уровня выбрали 4353 участника, – причём сдача в данном формате позволит поступить в вуз, а базовый уровень предполагает получение только аттестата, в этом году его будут сдавать 5228 человек.
Традиционно самым популярным предметом по выбору остаётся обществознание, в текущем году его намерены сдавать около половины выпускников – 4806 человек (это 47,9% от всех участников).
Вместе с тем продолжает расти популярность ЕГЭ по информатике, его на сей раз планируют сдавать 2083 человека. По сравнению с прошлым годом, в 2023-м на 17,6% увеличилось количество желающих сдавать ЕГЭ по информатике и ИКТ, а также на 6,7% произошло увеличение числа выпускников, сделавших свой выбор в пользу химии. Эти предметы помогут ребятам поступить на инженерные факультеты. Профессии технического профиля в регионе востребованы.
Среди иностранных языков по-прежнему самым популярным остаётся английский, нынче его намерены сдавать 922 участника.
Экзамены в нынешнем учебном году пройдут в три этапа: досрочный (с 20 марта по 19 апреля), основной (с 26 мая по 1 июля) и дополнительный (с 6 по 19 сентября).
В дополнительный период в сентябре состоятся экзамены только по русскому языку и базовой математике для тех выпускников, которые не получили аттестат.
Прокачка навыков
Напомним, что ЕГЭ по информатике – это единственный экзамен, который проходит на компьютерах. КЕГЭ – так называется сравнительно новый формат, введённый в практику в 2021-м. Учитель информатики гимназии № 11 Анжеро-Судженска Александр Мангазеев не только главный проводник в мудрёный мир «цифры», он выступает ещё и техническим специалистом на ЕГЭ в своём образовательном учреждении. Александр Юрьевич знает не понаслышке, как трансформировался ЕГЭ по его предмету и как подготовить высокобалльников (среди воспитанников педагога есть рекордсмены ЕГЭ и те пытливые умы, которым удалось справиться с заданиями на отлично).
«Мы с ребятами считаем, что компьютерная форма сдачи информатики – это несомненный плюс, – отметил собеседник. – Раньше дети решали задачи на листочках, а ведь информатика – это прежде всего практическое программирование, которое выполняется на компьютерах. Сейчас задания пишут на машинах. Например, наши гимназисты учатся программировать на языке Python. А вообще, на ЕГЭ двадцать семь задач, примерно двадцать из них можно запрограммировать. Главное преимущество программы в том, что она не делает просчётов, поэтому случайные ошибки здесь исключаются».
Также Александр Юрьевич уверен: чтобы справиться с ЕГЭ на высокий результат, одной только школьной программой, увы, не обойтись. Нужно углубляться в тему.
«Как показывает практика, больше девяноста баллов набирают те ребята, которые активно готовились к олимпиадам, мощно изучали программирование – рассматривали более сложные алгоритмы. В экзамене есть двухбалльная задача, которую без дополнительной подготовки решить практически невозможно. Например, в прошлом году в Анжеро-Судженске всего один выпускник дал правильный ответ. И это был мой ученик. В позапрошлом году та же картина».
Конечно, я поинтересовалась у педагога, как он готовит ребят, какие моменты делает ключевыми.
«В десятом классе мы с ребятами решаем как можно больше задач, не только в редакторе электронных таблиц, но и в среде программирования. В одиннадцатом классе фокусируемся уже на заданиях ЕГЭ. Есть дети, которые только к выпускному классу приходят к тому, что они будут сдавать информатику. Поэтому с сентября мы снова начинаем повторять азы программирования. У кого багаж знаний несколько выше, получают задания посложнее».
Информатику чаще выбирают школьники именно физико-математического класса.
«В нашей школе, это более восьмидесяти процентов физмата», – подчеркнул учитель.
Есть у Александра Мангазеева и ресурсы-помощники. К примеру, среди них демоверсия с ФИПИ – то, с чего начинают.
«Следующий шаг – готовлю задания с решу-егэ-огэ. Считаю, что здесь прототипы наиболее похожи с демоверсиями. Как только ребята начинают уверенно себя чувствовать, отправляю их на сайт Константина Юрьевича Полякова, питерского учителя. Именно на этом сайте представители сообщества информатиков России публикуют свои авторские задачи. Кстати, среди решений возможны и нестандартные, то есть гимнастика для ума на данной площадке обеспечена», – рассказал визави.
Следующий пункт – прокачка навыков программирования, которая осуществляется с десятого класса на платформе «Кодвардс».
«Хорош портал тем, что там собраны задачи разного уровня, – объяснил Александр Юрьевич. – Кроме того, когда ребёнок решает задачу, он может посмотреть решение и других ребят, то есть он учится на правильном коде. И другой существенный момент: на данном сайте находятся не только школьники, но и профессионалы».
А ещё на площадке «Кодвардс» у гимназии есть свой клан, который год от года пополняется новыми «бойцами». «Успехи выводят каждого участника на разные строчки рейтинга. Там, как в боевых искусствах, присваиваются пояса. Я ребятам сразу говорю: «Если хотите ЕГЭ за восемьдесят, тогда зарабатывайте синий пояс», – поделился личным опытом Александр Юрьевич.
Наставник активно вовлекает своих учеников и в хакатоны.
«Однако на ЕГЭ они особого влияния не оказывают – здесь больше про творчество. На экзамене важен алгоритмический уклон, олимпиадное программирование», – заключил эксперт.
Профессии на пробу
Одни школьники уже определись с профессией, другие в шаге от судьбоносного решения. Сейчас в регионе обучающиеся могут познакомиться с разными профессиями в рамках профориентационной деятельности.
Так, например, в образовательно-производственном кластере «ПрофГоризонты» в Киселёвском горном техникуме для ребят из школы № 35 прошёл мастер-класс «Уголь, который даёт тепло».
Педагоги техникума поведали юношам и девушкам о профессии «Обогатитель», истории её появления, а также познакомили с особенностями и спецификой этого непростого дела.
На мастер-классе ученикам рассказали об основных методах обогащения угля и продемонстрировали макеты оборудования обогатительных фабрик. Преподаватель техникума Ольга Рахмеджанова провела со школьниками химический анализ степени обогащаемости полезного ископаемого с использованием реагентов.
А в образовательно-производственном кластере «ПроЛом» Новокузнецкого горнотранспортного колледжа состоялась очередная экскурсия в учебно-производственные мастерские по направлению «Транспорт и логистика».
Участниками мероприятия стали ученики 7-го класса школы № 64 и девятиклассники школы № 29.
Они познакомились со специальностями, по которым ведётся обучение в колледже. Преподаватели рассказали о студенческой жизни, о правилах приёма и условиях обучения.
Юные «туристы» побывали в аудиториях и современных учебно-производственных мастерских, оценили возможности новейшего оборудования.
Между тем и в Тайгинском институте железнодорожного транспорта состоялись профессиональные пробы в рамках мероприятий программы популяризации федерального проекта «Профессионалитет».
Участниками образовательного события стали ученики 9-х классов школы № 33.
Преподаватели рассказали школьникам о специальности «Электроснабжение» и её значимости для транспортной отрасли. Участники проб узнали: чтобы освоить профессию, необходимо иметь знания по физике, алгебре и геометрии, а также обладать навыками черчения. Школьники решили развивать профессиональные качества, такие как пространственное воображение, цветоразличение, чувство равновесия, гибкость и координацию движений кистей и пальцев рук, а также повышать уровень технического, логического, образного и наглядно-действенного мышления, дисциплинированность, чтобы стать профессионалами своего дела.
В лаборатории «Электрические подстанции» будущим абитуриентам продемонстрировали высоковольтное оборудование, применяемое на тяговых подстанциях, а затем под руководством студентов-амбассадоров «Профессионалитета» специальности «Электроснабжение» ребята отработали навыки проведения сердечно-лёгочной реанимации на тренажёре «Гоша».
Также школьникам были представлены новые симуляторы на основе VR-реальности. С помощью передовых технологий участники погрузились в виртуальный мир, изучили оперативные переключения, проверку опоры и нестандартные ситуации при возгорании силового трансформатора.
Большой интерес у ребят вызвали условия обучения в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Напомним: новая программа подготовки кадров разработана Министерством просвещения России и направлена на студентов СПО.