Лучше не надо. «Быть»: рецензия на фильм
К чему нас готовили трейлеры фильма «Быть»? Главный герой из 2023 года попадает в 1993 к своим родителям. Идея смотрелась несколько вторично и отдавала копированием «Назад в будущее». С другой стороны, сама концепция путешествия во времени очень многогранна и горазда на самобытные кинополотна. Причём как в иностранном кинематографе («Назад в будущее», «Пришельцы», «Терминатор»), так и в отечественном («Иван Васильевич меняет профессию», «Мы из будущего», «Гости из прошлого»).
«Быть» заинтересовал нас своей идеей: человек из вполне сытой и благоустроенной современной России попадает в эпоху кризиса и разгула криминала. При грамотной реализации мог бы получиться отличный фильм. Но потом мы сходили на сеанс и были очень разочарованы. Чем именно? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Главным героем фильма является рэпер по имени Илья. Он рвётся к славе и деньгам и потому участвует в батле против другого любителя битов и панчей. Илья уверенно идёт к победе, но тут несколько событий сбивают его с пути. Сперва на батл к Илье приходит отец, который в 90-е натворил делов и отсидел за них 25 лет. Илья ненавидит папу-сидельца, так как рос без него и без матери (она умерла при родах). Поэтому, не скрывая неприязни, посылает его. Потом любимая девушка сообщает Илье, что беременна, на что тот тоже реагирует негативно. И плюс ко всему — всё это транслируется в интернет-эфире, из-за чего от него начинает уходить аудитория. Повесив голову, Илья садится в такси к Добронравову и попадает в 1993 год. Тут ему и предстоит встретиться со своими родителями и узнать, как нелегко им жилось в то время.
Проблемы фильма начинаются почти сразу. Первая из них – главный герой. На наш субъективный взгляд, он ничем не может зацепить зрителей. Как личность он неприятен и ведёт себя отталкивающе с первых же кадров. Какой-то тёмной притягательности, как в Ганнибале Лекторе и Тони Монтане в нём тоже нет. И это претензия не к Олегу Гаасу, который играет Илью, а к сценаристам фильма.
Возникает вполне закономерный вопрос: кому мы должны сопереживать? Взять «Назад в будущее». Марти МакФлай очень быстро зарекомендовал себя как своеобразный, но в целом хороший парень. И поэтому нам было не безразлично наблюдать за его побегом от террористов и приключениями в 1955 году. Чем хорош герой фильма «Быть»? Ничем. Но, стоит отметить, со временем он меняется в лучшую сторону.
Куда большую симпатию вызывают другие персонажи: молодые родители главного героя и их друзья. Нам как зрителям больше хотелось сопереживать им. И при этом было вообще непонятно, что их связывает с главным героем. Интерес гостя из будущего ясен – они его родители в прошлом. Но чем он интересен другим персонажам? От него сплошные проблемы, он несколько раз серьёзно подставляет героев, да и вообще ведёт себя крайне отталкивающе. Но другие персонажи не только не отвергают его, но потом ещё и заступаются за него. Что ими движет?
Ещё больше вопросов возникает к событийной составляющей. Порой персонажи начинают творить всякую дичь просто потому, что надо продвинуть сюжет. Например, когда героя зачем-то везут в клуб вместо того, чтобы сразу убить. Или когда герой пишет заявление. Подобные события происходят в фильме не раз и не два. Пару оплошностей ещё можно было бы простить. Но они происходят в фильме на постоянной основе и являются единственным двигателем сюжета.
Ещё, что нам кажется странным решением, – это метафорические вставки в основной сюжет. На фоне остальной истории они смотрятся оторвано и приторно. И, что ещё хуже, они до ужаса неприятны визуально. Картонные декорации, убогие спецэффекты и посредственная игра детей. Вообще неясно, для чего они добавлены. Чтобы лучше отобразить настроение? На наш взгляд, актёры могли сыграть это и в обычных сценах. Чтобы более детально описать ситуацию зрителям? Зритель и так вполне всё понимает, ему не надо всё разжёвывать как грудничку. А может, чтобы откровенно потянуть хронометраж для кинотеатра? И тут мимо! Фильм и так идёт почти два часа, а без вставок наверняка уложился бы в минимальные полтора.
На наш взгляд, данные метафорические вставки приносят нулевую пользу и при этом хоронят хорошие сцены. Например, в сцене, где родители думают сделать аборт, в результате которого главный герой может не родиться. Актёры отлично справляются, и сцена смотрится очень драматично. Но потом нам показывают ребёнка в декорациях детского утренника, и это всё сбивает.
К вопросу про метафоры. Фильм переполнен христианскими отсылками и мотивами. В целом мы не имеем ничего против подобных вещей. Но в данном произведении они так притянуты за уши и подаются так грубо, что вызывают отторжение. Также неумело выглядит ещё один шаг. Главный злодей совмещает две личности: криминального авторитета и владельца абортария. Зрителю явно пытаются подать: «религия – хорошо, аборт – плохо». И делается это под очень странными предлогами.
Рас уж на то пошло, то мы поневоле сравнивали «Быть» с «Непослушником». Тут оба фильма очень переплетаются с темой религии, и в обоих фильмах никакущий главный герой, который со временем исправляется. И, на наш взгляд, «Непослушник» смотрится в разы дешевле, но при этом является более цельным произведением. Создатели фильма про блогера в монастыре грамотно и последовательно рассказывали историю и раскрывали персонажа. Религиозные моменты вплетались в сюжет более тонко (хотя казалось бы). У фильма «Быть» явно был более крупный бюджет. Но при этом основная история работает с большим скрипом, а религиозная составляющая смотрится очень натянуто.
Есть ли в фильме хоть что-то хорошее? Да. Концовка. Что в ней хорошего? Это уже будет спойлером. Но в целом последние минут десять фильма являются самой лучше частью хронометража. Но они не отменяет килотонну проблем, которые мы наблюдали на протяжении всего остального киносеанса.
Если подытожить, то с сюжетом у фильма дела обстоят очень удручающе. И ведь что самое печальное, видно, что создатель фильма Александр Ковтунец хотел сказать своим фильмом. Как важно ценить близких, быть хорошим другом, да и в целом вести себя по-человечески. Но из-за кривой реализации вся прелесть посыла пропадает.
Картинка и звук
В визуальном плане кинополотно тоже смотрится так себе. Местные спецэффекты смотрятся вырвиглазно плохо. И самое смешное, что без них фильм смотрелся бы намного лучше. Просто немного поиграть с монтажом и идея в кадре была бы та же, но у зрителя не было бы желания лишить себя зрения. Даже хромакей в фильме выглядит так, будто съёмки вели не на профессиональной студии, а в квартире. У многих современных блогеров подобные вещи смотрятся лучше, чем в данном кинополотне.
В визуальном плане глаз также постоянно ловит фальшь. Если не задумываться и не вглядываться, то можно так и не понять, в чём дело. А если хоть немного напрячься, то глаз начнёт ловить и современные стеклопакеты, современную мебель и даже современный ремонт в некоторых интерьерах.
В звуковом плане кинополотно просто вменяемо. Каких-то сверхудачных композиций в фильме мы не запомнили, но и отторжения музыкальная составляющая не вызывает.
Актёры
Пожалуй, местный каст является единственной причиной, из-за которой фильм сохраняет смотрибельность. При всех оговорках в сторону персонажа Олега Гааса, как к актёру к нему претензий ноль. Даже без оглядки на другие роли здесь он демонстрирует, что может хорошо играть.
Большую симпатию вызывают остальные молодые актёры: Дмитрий Власкин, Маргарита Аброськина, Олег Чугунов. Наблюдать за ними и их персонажами одно удовольствие.
Вполне добавляют приятных впечатлений и актёры в эпизодах: Александр Ковтунец, Фёдор Добронравов, Иван Курцын, Гоша Куценко, Иван Охлобыстин, Катерина Решнова и многие другие. Все хорошо справляются с ролями и находятся на своих местах. Поэтому за актёрский состав фильм получает от нас плюс.
Итог
«Быть» получился очень слабой кинокартиной, у которой был очень большой потенциал. Печальнее ещё и то, что у создателей была возможность создать отличное кино. Видно, что бюджет у фильма вполне приличный и актёры подобраны очень удачно. Но отсутствие вменяемого нарратива губит всё впечатление. А попытка приправить историю религиозным посылом добивает всё остальное впечатление. Единственное, что спасает фильм от полного провала, – это концовка. По итогу «Быть» получился проходным и во многом вторичным фильмом, который можно смело пропустить.