Качественный проходнячок. «Операция Фортуна: Искусство побеждать» — рецензия на фильм
2023 год только начался, а киноделы уже начали радовать хорошими новостями. После НГ Гай Ричи решил сделать для всех запоздалый подарок — новый фильм «Операция Фортуна: Искусство побеждать». И, что радует, фильм вышел в РФ всего на неделю позже мировой премьеры. Конечно, увидеть его во время праздников было бы удобнее, но не будем ворчать.
Итак, после «Джентльменов» Ричи явно решил отдохнуть и набраться сил, и выдал качественный, но более простенький «Гнев Человеческий». Это был типичный фильм со Стэйтемом, но снятый умелым и талантливым любителем клипового монтажа и кокни-юморка. Поэтому кино смотрелось бодро и весело, а мы решили, что старине Ричи просто нужно время на более прорывной проект. И вот, спустя полтора года мы получили… ещё один типичный фильм со Стэйтемом, снятый Гаем Ричи. Хорошо это или плохо? Разберёмся с КиноКузбассом.
Сюжет
Фильм стартует с предлога позвонить Стэйтему. Кто-то напал на лабораторию секретных служб и похитил… в том и проблема, что неизвестно, что именно похищено. Непонятное супероружие зовётся «Титан», но что оно из себя представляет, не знают даже спецслужбы. Внештатному сотруднику и любителю роскошной жизни – Нейтану Джэсмину (Кэри Элвес) поручают собрать команду наёмников, чтобы найти и вернуть «Титан». Тот и вербует команду во главе с Орсоном «Фортуной», в исполнении Джэйсона Стэйтема. Автору цитат ВК будет помогать ещё пара персонажей: умница-красавица и хакер – Сара, а также универсальный солдат Джей Джей.
Команда начинает копать, и тут выясняется, что в деле замешан торговец оружием Грег Симмонс (Хью Грант). Тут шпионы-фрилансеры и решают использовать троянского коня: любимого актёра торгаша – Дэнни Франческо (Джош Хартнетт). С помощью старого доброго шантажа ребята вербуют актёра в команду и с его помощью втираются в доверие к Грегу. И… дальше идёт сюжет.
Немного притянутого за уши: выглядит фильм так, будто Ричи писал сценарий, отдыхая с кастом в отпуске. И параллельно рубился в «Jagged Alliance 2», и смотрел «Невыносимая тяжесть огромного таланта» с Кейджем. Каковы наши аргументы? Вербовка отряда наёмников через ноутбук – есть. Им ставит палки в колёса меганаёмник-перебежчик Майк – есть. Актёр соглашается отдохнуть на вилле богатого человека, связанного с террористами, – есть. Они дружатся – есть. При этом у Ричи и компании явно был круиз-тур: Анталия, Катар, Мадрид и другие злачные и тёплые места. Само собой, всё вышеописанное шутка, но она так и напрашивается из-за совпадений.
Обозначим сразу – сюжет максимально простой, особенно по меркам Гая Ричи. Ждать перипетий уровня «Джентльменов» и «Большого Куша» не стоит. Похоже, Ричи понравилось снимать незамысловатые, но качественные боевики, и после фильма «Гнев Человеческий» он решил продолжить.
При этом кинополотно ни в коем случае нельзя назвать халтурным. Оно творилось лёгкой рукой, но при этом умелой и талантливой. Подаётся сюжет вкусно, приятно и легко. Персонажей в фильме много, и каждый блещет колоритом. Кроме того, в фильме очень много экшена. И смотрится он бодро, весело и качественно. Всё выглядит как смесь из «Агентов А.Н.К.Л.» и боевиков с (вставить кого-нибудь из «Неудержимых»).
Что особенно забавляет в фильме – диалоги. Тут Гай Ричи как всегда вносит свой фирменный колорит. Всего пара деталей в сцене, и из серьёзного и типичного шпионского боевика фильм превращается в комедийный экшен-фильм. Помогают в этом — грамотное обыгрывание клише, отсылки и цитирование других фильмов, а также элитарные шутки про: гениталии, интимные взаимоотношения и другие пубертатные темы.
Также стоит обозначить – фильм неидеален. Главная сюжетная интрига не выполняет главную задачу – не интригует. Здесь она просто служит предлогом для сюжета. А местами можно уверенно забыть про реализм и здравый смысл. И речь даже не о моментах, когда Стэйтем и компания расправляются с плохишами одним левым мизинцем. А про моменты, когда плохиши могут спокойно убить персонажа, но почему-то не делают этого без ясного объяснения причин. Или когда один из антагонистов может спокойно убежать, но либо стоит и ждёт героев, либо решает напасть на них из-за угла.
И ещё. На стадии промо-акции старина Ричи обмолвился, что приготовил что-то особенное для российских зрителей. И тут лёгкое нае… обманочка. Во-первых: ждать кого-то вроде Бориса Бритвы или Ильи Курякина не стоит. А во-вторых: ничего особенного. Есть русские персонажи… которых играют турецкие актёры с характерной восточной внешностью. Ричи явно хотел изобразить уроженцев Кавказа, но он не сильно разбирается в колорите нашей многонациональной и необъятной. Почему мы так думаем? Персонажей зовут: Александр, Сергей и Димитрий. И тут одно из двух: либо мы что-то напутали и ребята являются греками, либо Ричи наступил на те же грабли. Впрочем, такие моменты не топят фильм, а просто выглядят забавно.
«Фортуна» смотрится слабее даже недавнего «Гнева Человеческого», хотя бюджет у неё явно больше. Тем не менее, это все ещё фильм Гая Ричи, и всё ещё без Мадонны. А значит плохим его нельзя назвать при всём желании. Впрочем, у нас его и нет. Сюжет прост как три копейки, но полон ярких и забавных деталей, которые делают кинополотно более насыщенным и приятным для просмотра.
Персонажи и актёры
Ричи по-прежнему отлично работает с кастом. Именно во многом за счёт него фильм и удался. Все на своих местах и создают удачный колорит из персонажей. Кэри Элвес избалованный денди, шикующий на бюджетные фунты. Обри Плаза – симпатичная и при этом хитрая и эрудированная комедиантка. Джейсон Стейтем – крутой главный герой. Багзи Мэллоун – чуть менее крутой помощник героя. Джош Хартнетт – смесь из Николаса Кейджа и Бёрта Рейнольдса из параллельной вселенной. А Хью Грант – главный «М» чудак и красавчик во всём творящемся непотребстве.
Также очень хорошо справляются и актёры на эпизодических ролях. В этом плане Ричи по-прежнему очень внимателен. Даже на небольшой эпизод подбирается удачный каст. Поэтому за работу с актёрами твёрдый, уверенный жирный и обведённый плюс.
Картинка и звук
В плане картинки фильм ожидаемо хорош. Все ракурсы подобраны как надо, цвет сочный и приятный, а спецэффекты зрелищные и весёлые. Также есть и пара моментов авторских фич Гая Ричи. Динамичный клиповый монтаж, ракурс от предмета в экшен-сцене и другие.
Звук приятен уху, но что-то особенное нам вспомнить трудно. Что странно, обычно саундтреки к фильмам Ричи так и тянет выискивать и переслушивать. Тем не менее, музыка по-прежнему задаёт нужную атмосферу и добавляет колорита. Поэтому и за картинку, и за звук – плюс.
Итог
«Операция Фортуна: Искусство побеждать» получился простым и незамысловатым, но весёлым кинополотном. Это чисто коммерческий фильм, сделанный, чтобы заработать в прокате. Но сделан качественно, с уважением к зрителю и любовью к своему делу. Если вы ждёте от фильма изыска уровня «Джентльменов», то лучше пройдите мимо. А если искренне любите творчество старины Ричи и готовы посмотреть простенький комедийный боевик, то «Фортуна» хороший вариант для похода в кино.