Фирменный знак – огонь!
Кузнечное дело снова на волне популярности. К этому ремеслу приобщаются земляки разных возрастов и профессий, среди них и 30-летний огнеборец Иван Коровченко, который научился укрощать строптивые языки пламени.
Когда огонь дарит тепло
Иван несёт службу в пожарно-спасательной части № 2 города Новокузнецка в должности старшего пожарного. Укрощение огня для молодого мужчины не только служебный долг, но и увлечение для души. На протяжении семи лет он оттачивает своё мастерство, создавая из застывших металлов долговечные арт-объекты, а также предметы интерьера, мебель и прочие изделия. Причём учиться кузнечному делу Иван решил по наитию – никто в родне подобным опытом не обладал, да и среди товарищей кузнецов как не было, так и нет.
«Мне захотелось освоить что-то полезное, прикладное, получить навыки, которые пригодились бы в хозяйстве. Живём в своём доме, поэтому забот хватает», – рассказал огнеборец.
Самым сложным оказалось найти грамотного наставника.
«Мечтал постичь алгоритмы и нюансы именно горячей ковки, открыть широкие возможности художественности металла, но, увы, опытного мастера, который бы посвятил меня в тонкости дела, не нашёл до сих пор, поэтому всё постигаю последовательно, методом проб и ошибок, – добавил Иван. – Благо в начинаниях меня поддерживала и продолжает это делать моя семья. Со временем мастерская, разместившаяся в гараже, начала пополняться нужным оборудованием, предназначенным для более популярной холодной ковки. Приобрести всё и сразу – удовольствие затратное, поэтому семимильными шагами к желанному результату в моём случае идти невозможно».
Доморощенный кузнец пояснил, что холодная ковка позволяет делать металлообработку различных видов проката без предварительного нагревания, металл сразу гнётся по лекалу и гнётся достаточно хорошо. Чаще всего с помощью такой технологии обрабатывают металл в виде прутка, круга или полосы. Создаваемое оборудованием давление изгибает и прессует материал, при этом упрочняя его. Изготовленные таким способом изделия очень надёжные. В горячей же ковке используется уверенный градус и железо в форме квадрата.
В своей кузнице пожарный создал множество надёжных и красивых вещей: столы, стулья, кровати, беседки, мангалы, элементы бытового декора, милые глазу статуэтки. Гуттаперчевый металл под воздействием огня и инструментов позволяет Ивану создавать даже изящные цветы – розы. Мастер отмечает, что каждая такая вещь «от души». Конечно, я поинтересовалась у собеседника, дарил ли он подобные икебаны на века своей супруге.
«Не дарил, – ответил с улыбкой визави. – Я как тот самый сапожник без сапог, к примеру, изготовил множество мангальных комплексов для знакомых, а сам пользуюсь старым, ничем не примечательным».
У Ивана уже образовалась армия почитателей таланта, но сам пожарный по поводу своего мастерства высказывается максимально скромно: «Я обычный деревенский парень. Кузнечное дело – моё хобби, ни на какие громкие звания не претендую».
Между тем «чрезвычайный» кузнец говорит, что особенной физической подготовки для ремесла не требуется. Но действительно в работе задействованы разные мышцы. Станок, безусловно, облегчает труд, но всё равно на столе приходится что-то подгибать, подравнивать, поэтому физическая форма важна, да и крепкие нервы тоже не помешают.
«Я не считаю себя богатырём, но кувалду и клещи в руках держу уверенно, – добавил доморощенный кузнец. – Думаю, главное – желание, а навыки обязательно придут и способности разовьются. Самое сложное в кузнечном деле – это испытание терпения и трудолюбия. Но эти качества в любой работе важны».
Сейчас Иван экспериментирует с разными стилями, но предпочитает не зацикливаться на каком-то одном. Например, многим его друзьям нравится старая ковка. Иван может комбинировать её с тем же британским стилем. Этот микс хорошо прослеживается в деталях. Речь идёт о литых зрелищных пиках, гербах, наконечниках, переплетении разнообразных абрисов с королевской символикой. Кто-то хочет, чтобы ковка смотрелась более нежной, другие отдают предпочтение монументальности. Направлений много. Это и авангард, и ар-деко, и ампир, и барокко, и многие другие. Словом, есть из чего выбрать. Популярен сейчас и лофт. Данный стиль отрицает шик в предметах интерьера. Он стремится к лаконичности, художественной простоте, но при этом становится выигрышным для многих пространств.
«К узнаваемым элементам лофта прибегаю при изготовлении мебели», – уточнил Иван.
Кстати, в планах у кузнеца на 2023 год выковать изделия и для своего рабочего места.
«Сейчас с руководством обсуждаем возможность заменить прежние перила на кованные», – прокомментировал он.
Ковка как локальная фишка
Кузнечное дело, а точнее сказать, изделия, изготовленные кузнецами, успели стать самодостаточной визитной карточкой пгт Зеленогорский. Там не первый год проходит конкурс на лучший арт-объект – «Железное кружево». К примеру, прошлым летом в Крапивинском муниципальном округе состоялось очередное большое туристическое событие, в его программу вошли фольклорный фестиваль «Истоки» и состязание мастеров кузнечного дела и скульпторов «Железное кружево».
Восемь команд представили металлические арт-объекты, выбрать лучший из них экспертам оказалось задачей сложной, ведь идеи, исполнение, презентации – всё было на высшем уровне. В итоге золото, серебро и бронзу забрали сразу по две работы.
Так, первое место заняли известный скульптор Алексей Шкляр (Прокопьевск) и команда арт-кузницы «Жар-птица» (Новосибирск).
«Выбрал сюжет по мотивам народных сказок не просто так: фестиваль проходил на тему «Нематериальное культурное наследие России», – рассказал Алексей. – Хотелось динамики, вот поэтому и показал битву Ильи Муромца со Змеем Горынычем, где змей пытается убежать, но богатырь его надёжно удерживает. Работа трудоёмкая, да ещё и жара не способствовала процессу. В ход пошёл металлолом с крапивинских приёмников. Объект получился полностью сварным, без ковки».
Второе место разделили команды мастера Андрея Блинкова (Кемерово) и мастера Вячеслава Хильманова (Новосибирск). Кемеровчанин представил конструкцию с удивительными музыкальными инструментами, которые называются глюкофоны.
«Эта композиция наглядно демонстрирует, как из старого, отработанного газового баллона появляется прекрасный музыкальный инструмент – от баллона к глюкофону, так сказать», – объяснил автор.
А на третьем месте разместились команда мастера Елены Манаковой (Новокузнецк) и команда Анатолия Поротова (Зеленогорский). Напомним: именно Анатолий Поротов стал идейным вдохновителем конкурса «Железное кружево». Практически все фигуры из металла на аллее Интернационалистов и железные детские площадки в Зеленогорском – дело рук Анатолия Фёдоровича. Они превратили посёлок в узнаваемое место, стали достопримечательностью Крапивинского округа. Добавим: мастер – бывший горняк.
Кстати говоря, обустройство аллеи продолжается. Она пополняется новыми удивительными работами талантливых участников состязания «Железное кружево». Ожидается, что и в нынешнем году постоянную прописку здесь получат ещё несколько скульптур – конкурс получил статус традиционного.