Не верю! «Непослушник 2»: рецензия на фильм
Помните про фильм «Непослушник», который вышел в феврале? Тогда мы приняли фильм положительно. Да, он был очень наивен и местами довольно приторный, но в целом оставлял приятное впечатление. Мы бы несильно удивились продолжению фильма, но нас очень впечатлило, с какой скоростью создатели склепали сиквел. Не прошло и года, а в кино уже вышел «Непослушник 2». И нас это напугало. Почему?
Во-первых, – проклятье продолжений. Когда законченную историю первого фильма решают продолжить просто чтобы заработать денег на волне успеха. Второй момент – сроки, за которые был снят фильм. Киноделы выдали продолжение уже через десять месяцев. Такой срок настораживает, у нас возникли опасения, что нас ждёт поделка на скорую руку. Оправдались ли наши опасения? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
История фильма стартует примерно через год-полтора после событий первой части. Дима живет вместе с Настей в Москве, воспитывает ребёнка, и… тут обнаруживается главная проблема фильма. Помните развитие Димы в первой части? Помните, как он прошёл путь от неверующего эгоиста к религиозному альтруисту? Так вот, забудьте! Здесь он снова ведёт себя как придурковатый эгоист, который сваливает все заботы о ребёнке на жену. Кроме того, хоть Дима и Настя женаты, они до сих пор не обвенчались в церкви. Настя доходит до того, что решает уехать обратно в монастырь вместе с ребёнком.
И тут у нас возник вопрос, как можно довести девушку до того, что она втихую, с ребёнком в охапку, решит уехать от мужа из Москвы в монастырь в Ивановской области? Выглядит данный поступок несколько неадекватно и притянуто за уши. И он был нужен только для сюжетного поворота. Какого?
Отец Анатолий продолжает вести свой блог из монастыря и набирает популярность. В определённый момент его замечает криминальный авторитет – Саша Чёрный (если это шутка, то нам не смешно). Чёрный едет в монастырь вместе со своей бандой, чтобы лично увидеться с Анатолием. Там он предлагает батюшке сделку, Чёрный переведёт крупную сумму на благотворительность, а Анатолий примет его исповедь. Анатолий соглашается, выходит проветриться, замечает Настю с ребёнком и… падает в обморок.
Батюшку угораздило потерять память, и теперь он не в состоянии принять исповедь преступника. А тут, очень удачно, Дима приехал в монастырь за Настей. Тут Чёрный и требует от Димы, чтобы тот вернул Анатолию память. И приключения начинаются. Теперь Дима будет пытаться воссоздать самые яркие события из жизни Анатолия, чтобы тот постепенно вспомнил, кто он и как пришёл к Богу.
Стоит начать с нашей главной претензии к фильму – неадекватные персонажи. В первом фильме он был всего один – Дима. И на его перевоплощении и была построена вся история. В новом же фильме их список заметно пополняется. Это Дима, которого совсем не волнуют собственные жена и ребёнок. Бандиты, которые то помогают монастырю, то конфликтуют с монахами. Эскортница, которая решает всё бросить и уехать в монастырь. И сам Отец Анатолий (речь о том, что сподвигло его уйти в монахи). А также многие другие эпизодические персонажи. Странное поведение Димы из первой части контрастировало со строгим, но человечным и правдоподобным поведением остальных жителей монастыря и деревни. Во втором же фильме каждые пять минут хочется кричать станиславское «Не верю!».
И ещё немного о бандитах. Свита Чёрного на трёх машинах на протяжении всего фильма сидит у ворот монастыря. Поначалу мы думали, что они живут в монастыре вместе с Чёрным, но потом выяснилось, что нет. Где ночуют, едят и приводят себя в порядок десяток мужчин – непонятно. Казалось бы, не такая уж большая деталь, чтобы докапываться до неё. Но таких деталей становится слишком много.
Кроме того, несколько удручают заявления о том, что вторая часть намного масштабнее первого фильма. 90% хронометража по-прежнему посвящены событиям в монастыре и деревне. Остальные 10% — Москва, Краснодарский край. Да, вторая часть заметно дороже первой, но не настолько, чтобы заявлять о прорыве.
Ещё, что нас удручает, это обилие в фильме ненужных сцен, которые явно были сделаны только с целью продлить хронометраж. И речь уже даже не о пролётах над монастырём, пусть будут, вдруг мы забудем, где происходит действие (нет). Речь о сценах, которые никак не двигают сюжет и вызывают нулевой эмоциональный отклик. Например, сюжетная ветка с Нателлой, которая появляется из ниоткуда и ни к чему не приводит. Или о сценах с бандитами, которые тоже никак не влияют на сюжет. И о многих других. Убрать их из фильма и кино шло бы час.
При этом создатели либо забывают, о чём снимали до этого, либо успешно игнорируют. Например, один из сюжетных поворотов связан с татуировкой на руке Анатолия. И не маленьким рисунком у кисти, а здоровой тату на плече. Дима и Анатолий были вместе в бане, но каким-то образом блогер её не заметил. Как так вышло? Неясно совсем. Но ясно, что сцена в бане теперь бессмысленна вдвойне.
При всём вышесказанном стоит отдать создателям должное – видно, что они хотели донести определённые положительные идеи. О том, что все священнослужители тоже люди и до принятия сана могли натворить дел. И что даже бывалый преступник может встать на путь исправления, если искренне захочет помогать другим. Такую идею мы одобряем без оглядки на религиозный подтекст. Но потом создатели сами обесценивают часть посыла. Как? Это уже спойлер, но киноделы смогли одной фразой перечеркнуть всё хорошее, что есть в одном из персонажей.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм чуть лучше первой части. К видам монастыря прибавились кавказские горы. Плюс пара сцен с пиротехникой и искусственным дымом. В целом это всё тот же камерный адекватно снятый фильм, которому прибавили пару сцен подороже. Поэтому за картинку мы ставим плюс.
А вот к музыкальному сопровождению фильма у нас возникли вопросы. На весь фильм одна мажорная мелодия. Да, местами она звучит удачно и хорошо запоминается. Но порой создатели ставят её в откровенно неуместные печальные моменты. Что мешало потратиться чуть больше и поставить более подходящие композиции? Мы не знаем ответа. Но знаем, что за звук фильм получает от нас полбалла.
Персонажи и актёры
Про наши претензии к персонажам мы уже говорили выше, и тут вопросы исключительно к сценаристам, а не к актёрам. Виктор Хориняк ещё в первой части проявлял себя намного лучше, здесь же он даже в трогательной сцене смотрится наиграно. Гоша Куценко мог бы сыграть мрачного персонажа на грани комедийного, но при местном сценарии он скатывается в откровенно комедийную роль. Маргарита Аброськина, известная по сериалу «Регби», тоже способна на большее. Мы видели и знаем, на что способны упомянутые актёры, но с лёгкой руки сценаристов их персонажи становятся карикатурой.
Чуть лучше обстоят дела у других персонажей. Таисия Вилкова смотрится живо и естественно. Юрий Кузнецов и Татьяна Орлова по-прежнему хороши. В целом откровенной антипатии никто не вызывает. Вопрос в том, что, по нашему мнению, создатели были способны на большее.
Итог
«Непослушник 2» — фильм из категории ни килька ни говядина. Просмотр больше оставляет равнодушным. Мы не жалеем о потраченном времени, но точно не захотим пересматривать его или зазывать на просмотр. Возможно, всё дело в сроках. Создатели решили ковать, пока куётся, и в итоге сделали кино на быструю руку. Кроме того, они уже явно настроились как минимум на трилогию, а может и на целую франшизу. И от этого несколько печально. Нам понравился первый фильм, но, похоже, теперь нас ждёт череда обесценивающих его продолжений.
Идти ли на «Непослушник 2» в кино? Если вам понравился первый фильм, то можете рискнуть. Остальным же лучше воздержаться.