Когда дети – лучшие учителя
Анастасия Растенок, педагог прокопьевского Центра дополнительного образования детей, руководитель молодёжного пресс-клуба «Побочный эффект», стала триумфатором XIX регионального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям».
Теперь прокопчанке предстоит защищать честь Кузбасса на федеральном этапе состязания, который состоится осенью следующего года в Санкт-Петербурге.
Областной же финал прошёл в Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Напомним: это конкурсное мероприятие направлено на создание творческих условий, обеспечивающих профессиональный рост педагогов дополнительного образования детей.
Очный тур включал четыре испытания: педагогическое многоборье, презентацию «Моё педагогическое послание профессиональному сообществу», защиту дополнительной общеобразовательной программы и проведение открытого занятия. В конкурсе приняли участие 29 педагогов – победителей муниципального этапа соревнования и один самовыдвиженец.
«Я работаю с подростками, и нередко слышу фразу: «Самый трудный возраст – подростковый», – сказала Анастасия Растенок. – Для педагога нет детей «трудного» возраста, к любому ребёнку нужно найти подход: и к малышам, таким непослушным и шумным, и к подросткам, активно ищущим своё «я» и имеющим свою всё ещё изменчивую позицию по вопросам моральной и общественной жизни. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик – тот, кто видит в каждом своего учителя». Наши дети – наши лучшие учителя. Не много найдётся профессий, в которых ежедневно можно учить и учиться».
И Анастасия Валерьевна учится: у детей дошкольного и младшего школьного возраста – искренности, у подростков – уверенно чувствовать себя в век цифровизации, а также мастерски интегрировать «цифру» в свою жизнь, ловко подстраиваться под изменяющиеся технологии.
«Время не стоит на месте, и нам нужно постоянно адаптироваться к реалиям современной жизни, – добавила педагог. – Но для того чтобы делать это эффективно, мы – педагогическое сообщество – идём в ногу с развитием общества. Мы внедряем инновации, развиваем креативность, критическое мышление, коммуникабельность».
Также Анастасия Валерьевна подчеркнула, что для педагога не менее важно учить детей не только выполнять поставленные задачи по алгоритму, но и научить их ставить цели, искать пути решения и презентовать свои идеи.
«Эти навыки будут полезными и в будущей профессиональной жизни, – объяснила она. – Неслучайно одним из основных направлений государственной политики в области образования сегодня является профориентационная деятельность. А осознанному выбору профессии должно помогать дополнительное образование».
Сфера профессиональных интересов победительницы регионального этапа национального конкурса «Сердце отдаю детям» – журналистика.
«Специалисты данной профессии многолики, – уточнила руководитель пресс-клуба «Побочный эффект». – Ведь нужно примерять на себя роль фотографа, оператора, владеть навыками монтажа и вёрстки, написания текста для изданий различной направленности, знать основы интернет-журналистики. Это ещё одно условие современности – уметь «делать всё». И это то, к чему нужно стремиться и нам, педагогам».
Анастасия Валерьевна уверена, что будущие успехи подростков зависят не только от оценок в школьном аттестате.
«Уметь быстро реагировать на происходящие вокруг события, не бояться общаться с людьми и действовать свободно, выходя за рамки привычных алгоритмов и шаблонов – это навыки, необходимые любому человеку для достижения успехов», – уточнила наставник.
А приобрести эти навыки подросткам помогает реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Свой голос».
«В настоящее время возрастает интерес молодёжи к участию в решении современных общественных проблем, преобразованию окружающей действительности и желание реализовать себя в социально значимой деятельности, – констатирует собеседница. – Во многом формированию активной гражданской позиции способствует именно журналистская деятельность. Отличительная особенность программы заключается в том, что она сочетает газетную, телевизионную и интернет-журналистику, а также основы рекламной деятельности СМИ. Кроме того, программа предусматривает изучение теоретических основ журналистики в сочетании с практической реализацией полученных знаний и умений при работе над выпуском молодёжной газеты «Побочный эффект», новостных и развлекательных видеосюжетов, подкаста «Есть мнение», сайта «Побочный эффект» и паблика в социальной сети «ВКонтакте».
Одним из важных результатов реализации программы Анастасия Валерьевна считает активное участие воспитанников в конкурсах юных журналистов. Юнкоры ежегодно становятся победителями и призёрами всероссийского фестиваля молодёжной журналистики «Тайм код», сибирского медиафестиваля «Солнечный парус», межрегионального фотоконкурса «Я и мой мир», областного конкурса «Молодые ветра» и многих других.
«Мои выпускники – критически мыслящие, осознающие себя личностью, социально активные, уважающие мнение других людей, умеющие вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; подготовленные к осознанному выбору профессии. И пусть далеко не каждый из моих выпускников станет журналистом, я уверена в одном: они найдут свою дорогу в жизни, найдут достойное применение своим талантам и будут, как и раньше, смотреть на мир широко раскрытыми глазами», – заключила педагог.
Цитата
Анастасия Растенок: «Педагогу важно не останавливаться на достигнутых результатах, изучать новое, предлагать детям и их родителям современные направления, отвечающие запросам сегодняшнего дня».
Актуально
Цель программы «Свой голос» – развитие творческих и познавательных способностей, формирование активной гражданской позиции учащихся средствами журналистской деятельности.
Между тем
Педагогический стаж участников регионального этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» на этот раз составлял от одного года до 37 лет. Как рассказали в Министерстве образования Кузбасса, самый солидный стаж имеет Наталья Аникина из Мариинского муниципального округа. Она почётный работник общего образования Российской Федерации, награждена медалью «За личный вклад в охрану окружающей среды».
Педагоги, участвовавшие в конкурсе, хранят в копилке профессиональных достижений многочисленные региональные награды. Так, Надежда Кальчугина из Беловского городского округа была удостоена звания «Почётный работник общего образования Российской Федерации», награждена медалью «За достойное воспитание детей», медалью «75 лет Кемеровской области» и медалью «За веру и добро». Беловчанка имеет юбилейный нагрудный знак «За достижение и успехи в социальной, экономической, культурной и других сферах жизни г. Белово», а также памятный почётный знак «100 лет детскому туризму России».
В этом году в конкурсе принимали участие четыре представителя педагогических династий, общий стаж которых составляет более 360 лет. Представителем самой продолжительной педагогической династии является Надежда Сыромолот из Мысковского городского округа, стаж педагогической династии – 200 лет!
В Минобре региона сообщили, что по итогам конкурсных испытаний жюри учредило специальные номинации. Так, приз за «Лучшую дополнительную общеобразовательную программу» получила Оксана Семененко из Промышленновского муниципального округа.
По результатам интернет-голосования, которое проходило на официальном сайте конкурса, обладателем «Приза зрительских симпатий» стала Светлана Дорош из Тайгинского городского округа.
Кроме того, по итогам конкурса была учреждена специальная номинация «За преданность профессии», приз в которой получили Пётр Куликов из Тисульского муниципального округа и Евгений Богданов, представляющий Топкинский муниципальный округ.
Организационным комитетом конкурса была учреждена номинация «За вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения», приз в которой вручили Владимиру Владычкину из Яшкинского муниципального округа. К тому же педагог награждён медалью областной организации РСВА имени героя Советского Союза Н.А. Шорникова «Родина и братство».