Айтишник и море
Студент из Кузбасса предложил учёным новый способ идентификации полярных китов.
Подведены итоги восьмого окружного хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект» – одного из проектов президентской платформы «Россия – страна возможностей». Конкурс проходил в режиме онлайн на площадке Ставропольского государственного аграрного университета.
Как рассказали в Министерстве образования Кузбасса, до финальных защит дошли 40 команд. Участники разработали решения в четырёх кейсах. По итогам хакатона 12 команд-победителей разделили между собой призовой фонд в размере 2 400 000 рублей.
Один из конкурсантов этого образовательного события – наш юный земляк Павел Яковлев, выпускник гимназии № 11 Анжеро-Судженска. В этом году он поступил в МИРЭА – Российский технологический университет, который находится в Москве, на факультет информационных технологий. За плечами начинающего айтишника – участие в многочисленных профильных конкурсах и хакатонах. Напомним: хакатон – состязание, во время которого специалисты из разных областей разработки программного обеспечения (программисты, дизайнеры, менеджеры) сообща решают какую-либо проблему, задачу на время. Причём ценится новаторский, нестандартный подход, фирменный почерк.
Когда Павел узнал о проведении нового соревнования, не раздумывая собрал команду «Инфоборцы» из пяти человек и заявился на участие. В итоге ребята заработали второе общекомандное место в кейсе от Министерства природных ресурсов и экологии РФ. На команду получили 200 тысяч рублей. Предполагается, что решение, предложенное айтишниками, поможет оптимизировать проведение регулярных и длительных сезонных экспедиций, в ходе которых учёные изучают скопления гренландского кита.
«Если говорить обывательским языком, то наша задача сводилась к следующему: помочь представителям научного сообщества в полевых условиях различать кита Васю от кита Маши, – объяснил Павел Яковлев. – На каждого млекопитающего приходилось порядка ста снимков. Нам нужно было построить нейросеть, математическую модель определённой архитектуры, которая научилась бы запоминать особенности каждого полярного кита. С задачей мы справились. Теперь организаторы планируют внедрить наше решение в свою систему».
Предложенное приложение является актуальным для участников научных экспедиций в места с ограниченным или отсутствующим доступом в интернет. Во время экспедиций осуществляется постоянный запуск беспилотных летательных аппаратов, обеспечивающих аэрофотосъёмку. Пользователи имеют возможность загрузить папку, в которой содержатся фотографии гренландских китов и найти нужную особь. Передаваемая папка может состоять как из перемешанных фотографий разных китов, так и из папок, в каждой из которых хранятся фотографии только одного конкретного млекопитающего. С помощью данного приложения участники экспедиции смогут быстро идентифицировать морских обитателей, попавших в объектив фотокамеры. Если на снимке запечатлена неизвестная особь, программа об этом сообщит.
Преимуществами данного решения являются высокая точность идентификации и автономность приложения – использование без доступа к Сети. И другой важный нюанс: данную разработку можно интегрировать и для изучения других животных.
«Опыт, полученный в подобного рода состязаниях, – это хорошая прокачка навыков, которая, безусловно, в дальнейшем пригождается каждому из участников», – подчеркнул Павел.
Добавим: основные цели проекта «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект» заключаются в создании системы отбора кадров для решения задач, поиска, развития и поддержки талантливых, перспективных специалистов, желающих создавать продукты и сервисы с использованием технологий искусственного интеллекта, а также это формирование и развитие ИИ-сообщества, популяризация, разработка и развитие продуктов с использованием искусственного интеллекта.
Для справки. Организатором конкурса является Министерство экономического развития Российской Федерации. Оператором конкурса выступает «Россия – страна возможностей».
Прямая речь
Александр Юрьевич Мангазеев, учитель информатики гимназии № 11 Анжеро-Судженска: «Ребята начинают изучать информатику с пятого класса. Моя основная задача как педагога – заинтересовать, заинтриговать своим предметом. Те учащиеся, которые активно включаются в процесс и желают получить, как можно больше информации, не входящей в школьную программу, вовлекаются в олимпиадное движение. Паша Яковлев как раз оказался одним из тех гимназистов, кто решил пойти дальше. Я предложил ребятам начать изучать программирование, потому что это стильно, круто, актуально и востребовано. В дальнейшем они научились пользоваться специальными сервисами, где по итогам выполнения заданий составляется рейтинг участников. Благодаря этому дети активно прогрессируют по части айти-сферы. После предлагаю воспитанникам испытать себя в хакатонах. В первом хакатоне, состоявшемся в Кемерове, Паша участвовал, будучи в девятом классе. Тогда их команда взяла второе место. К слову говоря, все участники (два парня и одна девушка) сейчас учатся в столичных вузах, правда, на разных курсах. С десятого класса Паша сильнее начал прокачиваться в программировании. На его счету – победы в более чем десяти хакатонах. В 11-м классе юноша заявился на участие в олимпиаде по искусственному интеллекту в Москве, где его навыки высоко оценили профильные эксперты».
Кстати, в 2021 году Александр Мангазеев вошёл в список победителей конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности.