Картофель – зерну подспорье
«Второй хлеб» выращивают в разных территориях Кузбасса. Так, наряду с другими хозяйствами с 2007 года картофель возделывают и на полях Промышленновского муниципального округа труженики КХ «Бекон». Каждый год около 200 гектаров земли дают стабильный урожай, который и глаз радует, и на вкус отменный.
За это время перепробовали много сортов, но в итоге выбрали три: «Галу», «Ред Скарлет» и «Невский».
«В этом году в период вегетации была нехватка влаги, но урожайность всё равно получилась на уровне среднего: 30 ц/га, – прокомментировал глава крестьянского хозяйства Александр Столяров. – У нас особенно любят картошку размером с голову. Нынче она уродилась несколько мельче – на выходе получились усреднённые клубни. А вот красные сорта благополучно дозрели до сортовых признаков, потому что они ранние. В общей сложности собрали около четырёх тысяч тонн «второго хлеба».
По словам хозяйственника, кузбассовцы больше любят картофель с жёлтой рассыпчатой мякотью.
Пробуют в хозяйстве и новые сорта, для этого отводят специальные опытнические делянки. О новинках узнают на тематических мероприятиях. К примеру, в начале августа в Кузбассе прошёл День картофельного поля. Не первый год Potato RUSSIA является одним из наиболее значимых мероприятий отрасли картофелеводства и овощеводства в России. В текущем году он состоялся в Кузбассе – в Яшкинском муниципальном округе. Добавим, что наращивание объёма производства картофеля и овощей – одна из актуальных задач, поставленных перед сельхозтоваропроизводителями региона губернатором Сергеем Цивилевым. По данным областного Минсельхоза, в текущем году посевные площади под картофель были увеличены на 347 га: посажено 8693 га.
Между тем картофель не единственная культура, которую из года в год выращивают земледельцы «Бекона». Зерновому клину здесь тоже уделяют должное внимание: пшенице, ячменю. Также часть полей засевают и рапсом. Всего же в хозяйстве 3,5 тысячи га. Увеличивать посевную площадь в ближайшем будущем не намереваются: и некуда, да и незачем. Экспериментальным культурам не доверяют – есть риск потерять большие деньги, поэтому выбор делают в пользу проверенных зелёных подопечных.
«В этом году хорошо удались зерновые, – подчеркнул Александр Васильевич. – И пшеница, и ячмень показали более пятидесяти центнеров с гектара. А рапс дал в районе двадцати. Я считаю, что это тоже неплохой результат. Урожай уже начали потихоньку продавать. Крестьяне ведь ждать не могут, мы живём по законам природы: в одну пору посеяли, в другую – собрали, в третью – реализовали. Конечно, если хозяйство будет в убыток, то первый год мы выстоим, второй как-нибудь вытерпим, но на третий – всё потеряем».
В «Беконе» придерживаются классической системы земледелия, все тонкости которой знают подробно и полно. Кстати, однажды Александр Васильевич сравнил поле с женщиной: «Если женщина красивая, то, несмотря ни на какие разговоры и оценки, она всё равно остаётся красивой. Когда на поле смотришь, а пшеница на нём прямо колосится, то даже невооружённым глазом видно, что у него и урожайность будет как минимум под сорок. Это очень достойные поля, кто бы чего о них ни говорил».
К слову, мы с коллегами поинтересовались у Александра Васильевича, почему его растениеводческое хозяйство названо вкусным мясным словом бекон, и вот какой ответ получили: «Предприятие ведёт свою летопись с 1995 года. И начинали именно со свиноводства. Позднее это дело стало нерентабельным, поэтому основательно занялись земледелием, а название менять не стали. Для животноводства нужны глобальные затраты, в отличие от растениеводства. Одной только техникой не обойтись».
Команда «Бекона» уже начала вести постепенную подготовку к посевной кампании 2023-го, к примеру, заключает договоры с дилерами на поставку препаратов, расходников и прочих непременных слагаемых весенних работ в поле.
«В этом году среди дилеров нам попались и недобропорядочные, – сетует глава хозяйства. – Они заблаговременно собрали деньги, но когда цены резко взлетели, они предпочли их просто вернуть. Отпускать товар по прежним ценникам отказались. Но, к счастью, так поступили отнюдь не все, добропорядочные компании всё же выполнили свои обязательства».
Ремонт техники в «Беконе» круглогодичный, чтобы машины были на ходу, нужно последовательно поддерживать их жизнеспособность.
«Ситуация на рынке пока нестабильная. К примеру, к нынешней посевной должны были взять три импортных комбайна, но взяли только один, оставшиеся нам просто не поставили», – привёл пример земледелец.
А вот рынок сбыта у «Бекона» уже налажен.
«Вся наша пшеница в основном идёт третьего класса (так называемая ценная), предназначенная для хлебопечения, – уточнил собеседник. – Из неё получается самая качественная мука, обладающая наилучшими хлебопекарными свойствами, при этом улучшать её сильным зерном не требуется. Всю пшеницу мы продаём полностью кузбасским мелькомбинатам. Картофель тоже реализуется неплохо».
На сегодняшний день в предприятии не хватает рук.
«Людей просто неоткуда взять, – объясняет Александр Столяров. – К примеру, нам очень нужны механизаторы».
Сам Александр Васильевич с двенадцати лет живёт в посёлке, поэтому уже успел пройти хорошую закалку деревенским бытом.
«Родился в Киселёвске, отец трудился на разрезе, позднее переехали в Промышленновский район, где и обосновались», – рассказал он.
И объяснять излишне, что сельское хозяйство – та отрасль, которая покорится только «своему человеку». Сложностей возникает много.
«Самые ответственные решения приходится принимать самостоятельно, по-другому не получается. Вроде бы, и советы все слушаешь, но исход дела зависит исключительно от руководителя. Это будет либо правильное решение, либо неправильное. За свои ошибки всегда платишь сам. За ошибки своих специалистов тоже приходится платить самому».
На сегодняшний день костяк коллектива «Бекона» составляют тридцать человек, а растениеводство требует в пиковые нагрузки увеличения штата в два-три раза.
«Было бы прекрасно вернуть практику, когда на сбор урожая привлекали студентов», – выразил пожелание собеседник.
В этом году уборочную «Бекон» завершил в срок.
«Нынче грех было бы не убрать вовремя, – подчеркнул руководитель хозяйства. – Уже и не помню, когда в последние годы была такая сухая осень».