Архитектура грамотной речи
В Кемерове состоялся финал регионального этапа V Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог России – 2022». Площадкой для проведения состязания стала Дирекция инновационных творческих проектов Кузбасса.
Региональный этап включал в себя очный и заочный туры. В итоге в финал областного этапа конкурса профессионального мастерства прошли пять педагогов Кемеровской области. Всего же эксперты рассмотрели 15 заявок.
Напомним: конкурс направлен на карьерный, профессиональный и личностный рост учителей-дефектологов, логопедов, поддержку инновационных разработок и технологий организации образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, утверждение приоритетов образования в обществе.
«Учитель-дефектолог России» проводится в двух номинациях: «Дефектолог года» и «Логопед года». В финале кузбасского этапа номинантам предстояло справиться с профильными испытаниями: провести мастер-класс, презентовать кейс-метод и заняться самоанализом коррекционного занятия. Кстати, в перерывах между испытаниями на сцену выходили лучшие творческие коллективы города Кемерово с яркими концертными номерами.
По сообщению Министерства образования Кузбасса, абсолютным победителем финала регионального этапа федерального конкурса стала учитель-дефектолог Кузбасского центра образования 28-летняя Ольга Кузьмина. В этом учреждении победительница трудится уже шесть лет, устроилась сразу после окончания вуза. К слову говоря, она в первый раз участвовала в данном состязании. Ольга Викторовна награждена медалью «Надежда Кузбасса» и имеет диплом «Учитель цифрового века».
Также по итогам областного этапа определены лауреаты. Лауреатом конкурса II степени стала Наталья Шурикова, олигофренопедагог специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 36 города Белово. Лауреатом III степени названа Ольга Пархоменко, учитель-логопед детского сада № 110 «Жемчужинка» в Прокопьевске.
Победительница представит регион на Всероссийском конкурсе профмастерства «Учитель-дефектолог России» осенью 2022 года. Впереди решение кейсов, педагогических задач, жаркие дебаты, но для начала триумфатору предстоит справиться с заочным испытанием, на котором будет презентовано видео коррекционного занятия и прочих профессиональных достижений.
«Каждый день учитель прокладывает путь ученика к новым открытиям и свершениям, становится одним из важнейших участников развития ребёнка, – убеждена Ольга Кузьмина. – Работа с детьми обязывает педагога находиться в постоянном развитии, в поиске новых интересных технологий и методов обучения для того, чтобы побудить учащихся к познанию, стремлению овладеть новыми умениями».
Кемеровчанка, наряду с традиционными технологиями обучения, реализует и цифровые, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей, а также технологии, соответствующие потребностям современного общества.
«Ребятишки, с которыми работаю, – это дети мультимедиа, – подчеркнула педагог. – Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов и прочих гаджетов, более зависимы от цифровых технологий, так как выросли в цифровой среде. У детей возрастает потребность к восприятию визуализированной информации. Вывод напрашивается сам собой: цифровые технологии являются и неотъемлемой частью педагогического процесса».
Среди преимуществ «цифры» Ольга Кузьмина называет следующие: она позволяет индивидуализировать коррекционный процесс; педагог точно и быстро обрабатывает диагностический материал; большой интерес учащихся к цифровым технологиям предоставляет возможность педагогу повысить их учебную мотивацию; сфера диджитал характеризуется высоким качеством и наглядностью стимулирующего материала, а также способствует формированию положительного эмоционального состояния ребёнка.
«Именно поэтому мной активно применяются в работе цифровые, компьютерные технологии, – добавила победительница конкурса профмастерства. – В том числе я создаю онлайн-курсы, интерактивные презентации, онлайн-тестирования. Современному дефектологу важно быть актуальным во времени, воспитывать, обучать, создавать условия для реализации способностей учащихся, развивать их компенсаторные возможности, оказывать помощь в социализации и адаптации. Профессия учителя-дефектолога необходима обществу».
Примечательно, что при работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи Ольга Викторовна пользуется широкими возможностями «цифры» именно под авторским образовательным «соусом». Так, на профильном конкурсе она представила свой педагогический опыт на примере онлайн-курса «Коррекция слоговой структуры у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи на платформе iSpring».
«Дистанционное образование на сегодняшний день актуально, – подчеркнула кемеровчанка. – Мой курс состоит из игр, поэтому в него ребятишки вовлекаются с большим желанием и интересом. Игры направлены на развитие слоговой структуры: ребята учатся правильно проговаривать сложные слова, формируют красивую речь».
У детей нарушено не только звукопроизношение, но и страдает лексико-грамматический строй речи, у них скудный словарный запас. А так как школьники говорят неправильно, они начинают и писать неправильно, что называется дисграфией. Вот как раз на коррекцию всего вышеперечисленно и направлена педагогическая деятельность Ольги Кузьминой.
«Когда у ребёнка только ещё формируется новый навык посредством игр, безусловно, педагог или родитель должен быть рядом. Предварительно с мамами и папами проводятся адресные консультации. А если навык идёт на закрепление, то школьник может уже самостоятельно заниматься перед компьютером, с планшетом или телефоном. Программа универсальна в том плане, что её можно использовать не только в стенах образовательного учреждения, но и дома», – объяснила специалист.
Важно отметить, что разработанный Ольгой Викторовной курс легко интегрируется и в программу работы с детьми с нарушениями слуха: ученики также проговаривают слова, там есть и задания на развитие речевого слуха, и ряд других упражнений.
«Всего четырнадцать типов слоговой структуры, – подчеркнула Ольга Викторовна. – И в каждом типе есть свой узнаваемый герой. Например, второй тип звуковой структуры – это трёхсложные слова, состоящие из открытых слогов, поэтому у нас появляется Макака Наташа, сквозная героиня всех игр данной темы. При этом в цикл вкрапляются задания, направленные на развитие не только устной, но и письменной речи».
Для справки. Конкурс «Учитель-дефектолог России» учреждён Министерством просвещения РФ и проводится при поддержке Межрегионального Союза дефектологов.