Актуальное

Душевно и атмосферно. «Хронос»: рецензия на фильм

22 июля 2022 | Георгий Фадин
Фото: КиноПоиск

Экранизация романов Кира Булычева — звучит интригующе. Пожалуй, из всех советских писателей-фантастов он является одним из наиболее близких российскому читателю и зрителю. Даже современные дети с большой любовью вспомнят мультфильм «Тайна третей планеты». А более зрелые жители постсоветского пространства со светлой тоской вспомнят, как Алиса Селезнёва звала их в Прекрасное далёко. Если же начать вспоминать менее известные экранизации, то выйдет внушительный список.

Внушала ли доверие новость о новой экранизации? Скорее нет, чем да. Последние виденные нами российские фантастические фильмы смотрелись довольно заурядно. Поэтому и на сеанс «Хроноса» мы шли с некоторым скепсисом. Оправдался ли он? Нет, фильм приятно нас удивил. Чем именно? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

«Хронос» является адаптацией трёх рассказов: «Поломка на линии», «Можно попросить Нину?» и «Шум за стеной». Фильм представляет собой сборник новелл, каждая из которых обыгрывает тему путешествия во времени. Для более чёткой картины мы расскажем о каждой из новелл в отдельности, а затем и об общих впечатлениях от проекта.

Первый рассказ «Поломка на линии» рассказывает историю неназванного молодого книголюба. Главный герой питает особую любовь к писателю Александру Черняеву и его фантастическому роману. Черняев писал книгу в блокадном Ленинграде и не успел закончить рассказ, умер от голода. Желание узнать, чем закончилась бы книга, преследует героя как идея фикс.

Фото: КиноПоиск

Мечты героя на время прерывает необычная находка – электронная почтовая линия, через которую люди из прошлого могут пересылать посылки в будущее. Но произошла «поломка на линии», из-за которой часть посылок не доходит до 22 века и попадает в наше время в квартиру к герою. Скоро к нему домой наведывается техник с целью устранить поломку. Тут-то герой и просит его передать часть продуктов писателю в блокадный Ленинград. Герой уверен, что тогда писатель сможет продержаться ещё какое-то время и допишет рассказ.

Новелла достаточно близка к оригиналу в событийном плане, но на наш взгляд, она не очень удачно передаёт дух рассказа. Нам кажется, что Булычев хотел продемонстрировать колорит между эгоистичным порывом главного героя и его альтруистичным кумиром. Экранизация пытается это сделать, но в конце есть ощущение, что чего-то не хватает. Возможно, создателям стоило уделить блокадному Ленинграду больше внимания и хронометража. А так всё связанное с ним нам показывают лишь на одну последнюю минуту. По итогу новелла смотрится пресновато и малоинтересно.

Фото: КиноПоиск

На наш взгляд, лучшей частью фильма является вторая новелла – адаптация рассказа «Можно попросить Нину?». В 2020 она вышла как отдельная короткометражка «Временная связь», а здесь является одной из новелл. Тут история повествует о двух жителях Москвы. Из-за временной аномалии сорокалетний Вадим из 2020 года случайно дозванивается до тринадцатилетней Нины из 1942-го. Диалог главных героев объединяет разные эпохи и поколения. Вадим проникается тяготами ребёнка, живущего в военизированной Москве и пытается поддержать его рассказами о будущем.

Тут создатели превосходно справились и с событийной, и с духовной адаптацией произведения. При желании можно докопаться, что действие перенесено из СССР 1970-х годов в современную Москву, что накладывает определённую условность на происходящее. Но создатели вменяемо смогли адаптировать историю под современность и передать саму атмосферу рассказа. Данная экранизация очень душевно напоминает о связи между поколениями и ценности обычной мирной жизни. Уже только ради неё стоит посетить кинотеатр, но есть и третья новелла.

Фото: КиноПоиск

Третий эпизод адаптирует рассказ «Шум за стеной», действие которого происходит в послевоенной Москве. Овдовевшая Лиза вместе с сыном заселяется в коммунальную квартиру, из комнаты которой время от времени исходит странный звук. Позже они знакомятся с жильцом комнаты – Петром. Пётр оказывается добрым молодым человеком, который старается поддержать одинокую мать и подкармливает их рыбой, которую ловит в свободное время. Рассказывать дальнейшие события мы не будем, ибо спойлер. Достаточно сказать, что позже выясняется, что Пётр не так прост, а в его комнате находится одна маленькая, но беззлобная тайна.

Тут создатели заметно отошли от оригинального рассказа. Причём не только в плане событий и персонажей, но и в плане финального посыла. Данное решение влечёт за собой и последующее недоразумение. В рассказе и фильме фигурирует аномалия, связанная со временем. Нам не объясняют, как и по каким законам она работает, но одну условность можно простить. Проблема в том, что в конце возникает ещё одна аномалия, которую ничто не предвещало, и никак не объяснят. На наш взгляд, одна крупная условность без объяснений – вполне допустимая вещь. Но две – уже толчок на грань. Тем не менее, новелла хоть и отходит от оригинала, пропитана всё той же булычевской человечностью и верой в прекрасное. Поэтому, несмотря на недостатки, воспринимается она достаточно хорошо.

Если рассмотреть фильм как цельное произведение, то новеллы хорошо дополняют друг друга и обладают общей идеей и атмосферой. После просмотра остаётся ощущение чего-то доброго и светлого, как после прочтения книг писателя. Поэтому, хоть сюжет и полон недостатков, в целом он оставляет приятное впечатление.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

Визуальная составляющая фильма разнится в зависимости от новеллы. Хотя над двумя из них работали одни и те же оператор и режиссёр, картинка заметно отличается. Такой подход вполне объясним, действие происходит в разные эпохи и произведения требуют своего визуального оформления. Отдельной похвалы заслуживает третья новелла. Из всех трёх она потребовала большего внимания со стороны худпостов. И на наш взгляд, они отлично справились. В целом картинка фильма находится на хорошем уровне, поэтому получает безоговорочный плюс.

А вот звуковая составляющая фильма выше всяких похвал. 80-90% атмосферы новелл держится на отличной оригинальной музыке. Что ещё радует, композиций в фильме ровно столько, сколько нужно. Чуть меньше — и создатели не дожали бы до нужного уровня, чуть больше — и она бы начала надоедать. А так у фильма есть и моменты тишины, которые позволяют зрителю остаться наедине с эмоциями персонажей. Поэтому за звук жирный обведённый в кружок плюс.

Фото: КиноПоиск

Актёры и персонажи

Без долгих прелюдий — у фильма отличный каст. Радуют и опытные метры, вроде Сергея Пускепалиса и Михаила Горевого, и молодые актёры: Иван Жидков, Анастасия Полякина, Дмитрий Яндальцев.

Отдельно хочется похвалить Софью Лебедеву. В фильме у неё всего один способ взаимодействия со зрителем – голос. Но как он хорошо подобран и грамотно используется. И это даже не идёт в сравнение с озвучкой мультфильмов. Когда зритель смотрит мультфильм, у него есть визуальный образ персонажа. Здесь же весь образ персонажа держится только на голосе. И тут действительно нужен талант, чтобы вызвать у зрителя сопереживание.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Хронос» получился хорошим, душевным и светлым сборником новел. Завышать ожиданий на его счёт не стоит, но и не воспринимать всерьёз тоже. Если верить создателям, они изначально думали о создании цикла фильмов, посвящённых творчеству Кира Булычева. «Хронос» стал дебютом данного направления. Поэтому лучше и воспринимать его как творчество молодых авторов, которые уже хороши, но намерены набрать обороты. По итогу «Хронос» заслуживает и просмотра, и похода в кино. Мы же покидали зал с чувством приятного послевкусия. Нас несколько печалит, что фильм практически не пиарится, хотя, на наш взгляд, он заслуживает большего внимания. Надеемся, что авторы продолжат работу над проектом, и мы увидим не менее удачные экранизации писателя.

Другие статьи на эту тему

27 сентября

Скучное вторсырье. «Неудержимые 4»: рецензия на фильм

В свое время «Неудержимые» стали не просто хитом, а осуществившейся детской мечтой. Будто к Деду…

24 марта

Предсказуемо, долго и феноменально. «Джон Уик 4»: рецензия на фильм

Идя на сеанс «Джон Уик 4», мы уже догадывались, что увидим на экране. И… наши ожидания полностью оправдались. Что это значит? Расскажет КиноКузбасс.

20 марта

Предсказуемо, но мило. «На солнце, вдоль рядов кукурузы»: рецензия на фильм

Удалось ли режиссеру «Землетрясения» и «Непрощенного» рассказать интересную историю о подвиге пилота Дамира Юсупова?

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс