Актуальное

Эротическое недоразумение. «Одержимая»: рецензия на фильм

15 июля 2022 | Георгий Фадин
Фото: КиноПоиск

Российский детективный триллер с элементами нуара и эротики – звучит одновременно интригующе и пугающе. Простой вопрос: какие удачные отечественные триллеры вы можете вспомнить? Многие наверняка потеряются, но спустя пару секунд вспомнят про «Метод», «Казнь» и «Чикатило» (с оговорками). Да лет пять-десять назад жанр переживал не самые лучше времена. Но за последние три года российские сериалы и фильмы заметно продвинулись в данном направлении. Поэтому и на «Одержимую» мы шли с нотками надежды. Оправдались ли они? Нет. Почему? Расскажет КиноКузбасс.

Фото: КиноПоиск

Сюжет

Фильм повествует о двух главных героях – судмедэксперте Лизе и следователе Воронине. Создатели начинают историю с Лизы. Она представляет собой полигамную любительницу случайных сексуальных связей. Причем её порог отбора настолько низок, что пора ставить диагноз «нимфомания». Один из любовников пытается завлечь её тем, что начинает говорить о квантовой физике и… у него срабатывает. И дело явно не в том, что Лизе сносит крышу от эрудированных парней. Он мог рассказать ей анекдот про Пупу и Лупу и получить аналогичный результат. При этом у Лизы есть подруга Анна, которая является её полной противоположностью. Она игнорирует все подкаты Лизы и даже относится к ней с явным осуждением.

Сама по себе сексуальная раскрепощённость главной героини могла бы быть любопытной чертой характера. Но по сути это всё, что характеризует Лизу. Что она представляет собой как личность, что ей движет? Неясно совсем. Ближе к концу создатели пытаются объяснить такое поведение, но выглядит это топорно и притянуто за уши.

Очень скоро начинается сюжет. К Лизе на секционный стол попадает девушка, с которой она совсем недавно переспала. По всем признакам погибшая стала жертвой маньяка, убийца задушил её и оставил на теле татуировку: здание с неизвестным мужчиной в окне. А скоро начинают появляться новые жертвы, которых объединяет то, что у них была связь с Лизой.

Тут-то на сцену и выходит Воронин. Мрачный следователь с бионической рукой. Год  назад у него пропала дочь, склонная к развязному образу жизни. С тех пор он выезжает на места преступлений с одержимостью и страхом, одновременно надеясь найти дочь, но боясь узнать, что она умерла. Воронин по сути является вторым главным героем и самым хорошо прописанным персонажем фильма.

Кто-то скажет, что законник, одержимый местью за пропавшего близкого – клише. Но во-первых, в данном фильме оно работает, а во-вторых, он выглядит выигрышно за счёт других действующих лиц. Если главная героиня является малоинтересным персонажем с размытым характером, то у второстепенных персонажей характер отсутствует совсем. Большинство из них низведены до уровня людей-функций – они нужны фильму только для того, чтобы сказать пару реплик, сделать пару действий и продвинуть сюжет на полтолчка вперёд. При этом в бесконечном потоке лиц почти никто не запоминается, кроме главных героев и их напарников.

Фото: КиноПоиск

Стоит отметить, за полтора часа фильма сюжета в нём как такового – минут 30. Всё остальное – планы покатушек персонажей из пункта А в пункт Б, пролёты над Питером и морем и эротические сцены. К слову о последнем, поначалу данный шаг подкупает интерес, так как первая сцена снята удачно и красиво. Но со временем сцен становится так много, что ими перенасыщаешься. За первые минут двадцать фильма нам показали 3-4 эпизода межчеловеческих интимных взаимоотношений. Ещё до середины фильма данный шаг начинает выглядеть не как смелое решение, а как попытка заполнить пустоту сюжетных дыр. А через пару сцен начинает падать и качество исполнения.

При этом создатели пытаются сделать фильм более загадочным, чем он есть на самом деле. Тут и там со зрителем пытаются заигрывать сценами уровня Дэвида Линча и Дэвида Финчера. Но первый выдавал завораживающий сюр, в котором очень умело был запрятан скрытый смысл. А второй прописывал запутанную, но грамотную и внятную историю. Создатели «Одержимой» не сделали ни первого, ни второго.

Кроме отсутствия нормальной сюжетной линии, фильм перенасыщен деталями, которые никак не влияют ни на атмосферу, ни на ход истории. Например, бионическая рука Воронина. Мы узнаём про неё, когда в середине фильма преступник бьёт его топором по кисти и следователь даже не хмурится. А после схватки Воронин с мрачным видом снимает перчатку и проверяет конструкцию. Мы сидели и ждали, когда это чеховское ружье выстрелит. Что он в драке с её помощью защитится от раны, или применит её как-то ещё. Но нет, нам просто показали, что у него нет руки, и он потерял её от укуса собаки. Влияет ли это на сюжет? Нет. Добавляет ли это атмосферы? Поначалу интересно, но потом всё равно. Это выглядит как ружьё Бондарчука, которое просто висит весь спектакль, и зритель думает: «А зачем оно нужно?». И так в фильме происходит со всеми оригинальными деталями. Они либо никак не используются для истории, либо всплывают в самом конце.

Главная же история про серийного убийцу в фильме выглядит самой вымученной и слабой. Антагонист и его мотивация высосаны из пальца, а финальный сюжетный твист также предсказуем, как и нелеп.

В целом сюжет «Одержимой» предсказуем, рван и сшит самыми дешёвыми белыми нитками. И что ещё хуже, он пытается выглядеть умнее и загадочнее, чем он есть на самом деле. Фильм полон деталей, которые при грамотном использовании и хорошей истории позволили бы создать шедевр. Но отсутствие крепкого фундамента основной истории приводит к тому, что весь построенный нарратив рушится, как дешёвый китайский конструктор.

Фото: КиноПоиск

Картинка и звук

В визуальном плане фильм очень любопытен. Оператор Тим Лобов как мог выкручивался, чтобы визуально облагородить пустоту содержания. Выкручивался буквально – камера в фильме порой делает повороты на 90-180 градусов. Также работают и размытые кадры на заднем фоне (привет «Настоящий детектив»). Также хорошо в фильме поработал художник-постановщик. В метафоричных кадрах всё смотрится вкусно и красиво.

Впечатление от картинки портит рваный монтаж. Повествование порой резко и неожиданно меняет ритм: то ударит по тормозам, то включит пятую передачу. Подобные скачки не интригуют, а лишь сбивают с толку. Если верить слухам, создатели изначально пытались сделать мини-сериал, но что-то пошло не так. Похоже, что именно это заметно сказалось на монтаже и манере повествования.

В плане саундтрека фильм достаточно хорош. В нём много удачно подобранных композиций, которые дополняют общую атмосферу. Проблема лишь в том, что фильм местами перенасыщен ими. Бывали моменты, когда нам не хватало тишины. По итогу и картинка и звук получают от нас плюс, но с очень большими оговорками.

Фото: КиноПоиск

Актёры и персонажи

Из всего актёрского состава выгоднее всех выделяется Олег Васильков. Его персонаж и симпатию вызывает, и внушает уважение, он вполне похож на бескомпромиссного следователя. Лукерья Ильяшенко отлично смотрится в кадре — что с одеждой, что без. Но как персонаж она не цепляет совсем. Но тут претензии к сценаристам, а не к актрисе.

Остальные персонажи фильма варьируются от людей с явными психическими отклонениями до просто блёклых личностей. И тут не вина каста, актёрам просто не от чего отталкиваться с подобным сценарием. Поэтому актёрский состав получает от нас полбалла.

Фото: КиноПоиск

Итог

«Одержимая» получился привлекательной, но совершенно пустой кинокартиной. Неискушённого зрителя может подкупить обилие эротики. Но если сравнить её с работами Гаспара Ноэ или Ларса Фон-Триера, то это как детские рисунки и «Мона Лиза». Особенно слабо фильм смотрится на фоне упомянутых выше «Метода» и «Казни». До откровенно плохого кино «Одержимая» не дотягивает, слишком много плюсов. Но они не стоят того, чтобы идти в кино и терпеть из-за них полтора часа недоразумения основного сюжета.

Другие статьи на эту тему

27 сентября

Скучное вторсырье. «Неудержимые 4»: рецензия на фильм

В свое время «Неудержимые» стали не просто хитом, а осуществившейся детской мечтой. Будто к Деду…

24 марта

Предсказуемо, долго и феноменально. «Джон Уик 4»: рецензия на фильм

Идя на сеанс «Джон Уик 4», мы уже догадывались, что увидим на экране. И… наши ожидания полностью оправдались. Что это значит? Расскажет КиноКузбасс.

20 марта

Предсказуемо, но мило. «На солнце, вдоль рядов кукурузы»: рецензия на фильм

Удалось ли режиссеру «Землетрясения» и «Непрощенного» рассказать интересную историю о подвиге пилота Дамира Юсупова?

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс