Актуальное

Обыкновенный герой

2 июня 2022 | Светлана Булаева

Жизнь Александра Танасьевича Кудельницкого могла сложиться достаточно типично для жителей Кузбасса: техникум – армия – работа шахтёром. Но 35 лет назад он выбрал другой путь, вступив в ряды бойцов военизированной горноспасательной части. Александр Танасьевич участвовал в ликвидации практически всех громких аварий на угледобывающих предприятиях Кузбасса со времён Советского Союза и по настоящий день. При этом он совсем не считает себя героем. Говорит, что вместе с товарищами просто выполняет свою работу.

Соседство, определившее судьбу

Сегодня Александр Кудельницкий – заместитель командира военизированного горноспасательного отряда быстрого реагирования ФГКУ «Национальный горноспасательный центр» и полный кавалер почётного знака «Шахтёрская слава». На службу в ВГСЧ поступил 13 мая 1987 года. Так сложилось, что буквально всё детство он провёл в одном из горноспасательных отрядов. Буквально через пару зданий от его дома в Киселёвске находился взвод ВГСЧ.

– Пацанами бегали туда постоянно. Там хорошая была спортивная площадка. Занимались на ней, играли в футбол, волейбол, – вспоминает Александр Танасьевич.

Тогда юноша особо не задумывался о том, что свяжет с этим ведомством всю свою жизнь. После школы, как и многие его земляки, поступил в техникум на горного механика. Затем немного поработал в шахте и ушёл в армию. Два года отслужил на Дальнем Востоке в погранвойсках и вернулся на ныне уже закрытую шахту «Черкасовскую», где отработал ещё два года. Сперва был слесарем, затем – механиком. Он уже и сам не помнит точно, как так вышло, но однажды им было принято решение пойти в ВГСЧ – в тот самый взвод, на площадке которого и вырос.

Бесстрашная молодость

В то время стажировка длилась около месяца. Парень учил теорию, осваивал устройство респиратора, знакомился с горноспасательным оборудованием, а также проходил тренировки в тепловой камере. Обучение плавно перетекло в работу.

– Кажется, мой первый выезд на аварию совпал с первым рабочим днём. Я учился в этом взводе, поэтому уже знал всех ребят, с которыми выехали на шахту «Красногорскую» для ликвидации последствий взрыва. Слава Богу, на этой аварии никто не пострадал. Мы обследовали горные выработки. Стояла задача оценить последствия и узнать, есть ли возгорание. После взрыва часто бывает, что происходит осложнение пожаром. Страшно не было совершенно. Я же был совсем молодой парень. А понимание всех возможных последствий приходит с годами, – улыбается горноспасатель. – С опытом ты уже знаешь, что есть ситуации, которых действительно стоит опасаться. Через год-два любой понимает, куда он идёт. Например, что из-за осложнения газовой обстановки в любой момент может произойти взрыв метана.

Александр Танасьевич уверен, что страх присущ всем людям. Но в профессии горноспасателя самое главное – его перебороть.

– Для этого у нас ежемесячно проходят занятия с личным составом по психологической подготовке. Кроме того, специальные психологи приезжают в каждый отряд и раз в год проводят занятия и тестирования. По их результатам оценивают психологическое состояние человека и дают рекомендации, – рассказывает Александр Кудельницкий.

Тяжёлая работа

Работа горноспасателей связана с очень серьёзной физической нагрузкой. Все они проходят регулярные тренировки в респираторе в специальной тепловой камере с высокой влажностью и плюсовой температурой в 40 градусов. Но в шахте всё оказывается гораздо сложнее. При высоких физических нагрузках и стрессовой ситуации дыхание учащается, и приходится прилагать намного больше усилий, чтобы выполнять привычные действия. Впрочем, в психологическом плане эта работа ещё более непростая.

– Нам запоминаются не случаи спасения – это фактически наша работа. Запоминаются случаи, когда ты не смог помочь человеку. Когда ты его видишь, пытаешься откопать, а происходит обрушение. И он на твоих глазах гибнет. Такой случай был у меня на одной из обслуживаемых взводом шахт, при разборе завала погиб молодой парень. Это жутко, конечно, – вспоминает Александр Танасьевич. – Все по-разному переживают подобные вещи. Кто-то в работу окунается, кто-то в спорт, кто-то ищет другие пути. У каждого, наверное, свой рецепт. Я вот тогда в работу ушёл. Раньше аварий было достаточно много. Наш Орден Трудового Красного Знамени 15-й военизированный горноспасательный отряд считался одним из самых «боевых» по количеству выездов по всей России. Дома практически и не бывали. Я не заметил, как дети выросли. Уехал утром в дежурную смену, вернулся поздно вечером, 3-4 часа поспал, и снова на работу в резервную смену. Потом свободная смена, когда ты должен быть до обеда на работе, но по факту до вечера получалось. Пришёл, лег спать, к обеду проснулся – выходной. А завтра опять на работу.

Надёжный тыл

Психологи МЧС говорят, что очень важно, чтобы спасателя дома ждала семья. Это и поддержка, и сдерживающий фактор, который не даёт совершать опрометчивых поступков. Александр Кудельницкий тоже подтверждает такую мысль.

– Что бы ни происходило на работе, я всегда могу прийти домой и отдохнуть душой. Жена Наталья никогда не была против выбранной мной профессии, – говорит Александр.

В год, когда глава семейства поступил на службу в ВГСЧ, у пары родился первенец Юрий. Спустя ещё пять лет на свет появилась дочь Яна. Александр Танасьевич со смехом отмечает, что сейчас видит своих детей даже чаще, чем в молодости. Они приезжают на выходных вместе с тремя внуками.

 По стопам отца

Интересно, что сын Александра выбрал для себя ту же специальность, что и отец. Сегодня Юрий несёт службу в Новокузнецке, буквально повторив путь своего родителя: отслужил в армии, поработал в шахте, отучился в техникуме и стал горноспасателем.

– Изначально я не хотел, чтобы он шёл работать шахтёром. Но раз сам выбрал для себя такой путь, то уж и логично было стать спасателем. Все мы под Богом ходим. От судьбы не уйдёшь, – говорит Александр Кудельницкий с присущим своей профессии спокойствием.

Времена теперь другие

Александр Танасьевич говорит, что условия работы за годы его службы ощутимо изменились.

– Мы очень сильно шагнули вперёд в плане технической подготовки. Появились новое оборудование, оснащение, техника, форменная одежда. Особенно это стало заметно после того, как в 2010 году влились в ряды МЧС. Автомобильная и аварийно-спасательная техника у нас практически вся новая. Государство о нас очень сильно заботится, – поясняет горноспасатель. – Изменилась и безопасность самих шахт. Если раньше лава была деревянная, то теперь механизированная. Поменялись системы разработки. Например, в Киселёвске у нас было более 10 обслуживаемых объектов. Теперь же в городах шахт практически не осталось, они вынесены за их пределы. Развивается наука и меняются подходы.

Отвага и чувство команды

Главными качествами горноспасателя Александр Кудельницкий считает чувство долга, крепкое физическое здоровье и психологическую устойчивость. Кроме того, в этой работе очень важны чувство товарищества и техническая грамотность.

– Конечно в нашей профессии нет случайных людей. Даже если такие и приходят, то надолго не задерживаются. Человек проявляется буквально при первой экстремальной ситуации. А именно из них, по сути, и состоит наша работа, – рассказывает Александр. – У нас действительно очень много достойных людей. К сожалению, у меня есть товарищи, которые ушли из жизни. Многие, с кем я начинал, уже вышли на пенсию. Но мы до сих пор дружим и общаемся. И они – всё те же ребята, которых я знал.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс