Соцсети:
Актуальное

Когда в клеточку только тетрадь

21 апреля 2022 | Алена Смирнова
Фотографии предоставлены ГУФСИН Кузбасса.

Казалось бы, школы в детских воспитательных колониях отличаются от обычных не многим: те же парты, те же доски, те же учебники и задачки. Разве что только ребята не получают домашних заданий. Однако в данном вопросе всё не так очевидно, много важных процессов скрыто от глаз рядовых обывателей. Сегодняшний разговор с директором школы Мариинской воспитательной колонии Ириной Ашарафулиной посвящён темам образования и профориентации в их учреждении. 

Благодатная почва знаний

Лимит наполнения Мариинской воспитательной колонии – 210 человек. Кстати, это единственная колония в Кузбассе, где наказание отбывают дети в возрасте от 14 до 18 лет. Преступления серьёзные: грабёж, наркотики, убийство и прочие. Понятно, что в разные годы здесь и разное количество осуждённых. Несовершеннолетние приходят и уходят, поэтому состав класса тоже может поменяться в течение 12 месяцев не единожды. Как правило, на конец учебного года выпускников по пальцам перечесть: может быть и десять, а может быть и пять человек.

В штате школы при колонии на сей день восемь предметников, тьютор, педагог-психолог, библиотекарь, завуч и директор.

«С 2016 года мы ведём свою деятельность как средняя общеобразовательная школа, до этого были вечерней, двенадцатилеткой, – объяснила Ирина Алексеевна. – В конце года старшеклассники сдают экзамены. Отмечу, что каждый осуждённый может выбрать, в какой форме проходить итоговую аттестацию – ЕГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен)».

Поясним: разница в том, что в первом случае осуждённые могут после освобождения поступить в высшее учебное заведение. Однако требуется сделать небольшую ремарку: к примеру, в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» приёмная комиссия принимает результаты и ЕГЭ, и ГВЭ. Ну и, безусловно, важен школьный аттестат. К слову, последний документ школярам выдают без упоминания мест заключения.

«Но всё-таки в основном ребята поступают в техникумы на рабочие специальности, которые нынче востребованы на внутреннем рынке труда, – уточнила директор школы. – Чаще они выбирают местные техникумы и колледжи, но и учреждения СПО соседних регионов весьма популярны. Есть у нас и выпускники, которые поступили в разные вузы страны и успешно продолжают постигать азы наук в престижных альма-матер. Например, один из воспитанников был зачислен в ряды студентов Анапского филиала Сочинского государственного университета».

Также на территории колонии действует и профучилище, поэтому ребята могут получить удостоверение, а то и не одно, первичной подготовки по следующим компетенциям: столяр, сварщик, автослесарь, уборщик территории, рабочий зелёного хозяйства (кстати, на территории колонии есть теплицы, в которых выращиваются разные овощные культуры).

Раскрыть таланты

Вполне предсказуемо, что ученики вливаются в образовательный процесс не сразу, ведь на воле мало кто из них усердно посещал школу. Поэтому педагоги много времени посвящают индивидуальной работе. Именно на индивидуальный подход и делается основной акцент.

«Мы тесно сотрудничаем с Канской воспитательной колонией, – уточнила Ирина Алексеевна. – Наши учителя регулярно посещают выездные семинары «Макаренковские чтения». Сейчас многие аспекты из практики известного на весь мир педагога Антона Макаренко интегрируются в авторские программы, но ключевой момент – всё же адресный подход. Наши педагоги знакомятся с жизнью каждого воспитанника до колонии, стараются проработать все ключевые моменты, восполнить пробелы в знаниях. Безусловно, в колонии учёбе помогает и дисциплина, но роль педагогов невозможно переоценить. Учителя пробуждают интерес к миру знаний, раскрывают скрытые таланты своих подопечных, помогают всему хорошему, что в них заложено, окрепнуть и утвердиться в жизни. Наши педагоги никогда не наказывают детей, не допускают в адрес осуждённых оскорблений – взаимодействие только в позитивном ключе. Только хорошее отношение к каждому ребёнку может дать высокий результат».

Воспитанники Мариинской воспитательной колонии ежегодно оказываются в числе лауреатов разноплановых олимпиад. К примеру, участвуют в битве умов общероссийского проекта «Путёвка в жизнь», разработанного МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральной службой исполнения наказаний России. Грызть гранит науки несовершеннолетним осуждённым помогает и хорошая материально-техническая база школы: в каждом классе есть интерактивная доска, телевизор, а фонды библиотеки пополняются с завидной периодичностью.

«Более трёх тысяч экземпляров разнообразных изданий – и все новые. Библиотекарь активно вовлекает ребят в процесс чтения и понимания произведений. Кроме того, дети наизусть стали разучивать стихи классиков, которые пару месяцев назад ещё с трудом читали даже по бумажке. Школьники ежегодно участвуют в городском конкурсе чтецов «Поэтическая весна» и покоряют своим ораторским искусством даже членов экспертной комиссии», – поделилась успехами Ирина Ашарафулина.

В числе самых любимых предметов – и физкультура. Так, юноши с успехом выполняют нормативы ГТО и гордятся своими «фирменными» достижениями.

«Спорт организует, у детей меняется отношение к жизни, к собственному здоровью», – убеждена директор.

Творческая жизнь

Активно ведётся в школе и внеклассная работа. Например, несовершеннолетних осуждённых учат стратегиям игры в шахматы. Примечательно, что один из воспитанников даже входил в состав сборной команды ФСИН России. Причём ранее в шахматы подросток не играл, прошёл экспресс-обучение именно в школе при колонии.

«В кружке «Скоморошки» подростки учатся играть на гармошке, ложках, бубне, трещотках и других народных музыкальных инструментах, – перечислила Ирина Алексеевна. – Юные артисты поют, танцуют, выступают, готовят большие концерты на праздники. Только за 2021 год ребята приняли участие в двадцати семи всероссийских творческих конкурсах среди школ воспитательных колоний, в семнадцати из которых заняли призовые места. Недаром нашу команду «Регион42» всегда считают серьёзным соперником».

Раз в три месяца в колонии проходит «День открытых дверей». Ребята особенно старательно готовят концертную программу для своих родных и близких.

Между тем в школе Мариинской колонии проходят и «Дни самоуправления». Директор Ирина Ашарафулина отметила, что этот образовательный проект стал доброй традицией. На День учителя бразды правления отдаются в руки юным лидерам, которые, в свою очередь, проявляют свои лучшие качества.

«Ребята после таких вот уроков начинают больше нас понимать и более ответственно подходить к учебному процессу», – добавила руководитель учреждения.

Как отметили педагоги, подобного рода мероприятия позволяют воспитанникам проявлять инициативу, раскрываться, принимать решения и реализовывать их в интересах коллектива.

К этому дню долго и терпеливо готовится вся школа: выбираются учителя-дублёры, с каждым подростком заблаговременно педагоги проводят консультации. Потом организовывают заседание Ученического совета школы, где составляют подробнейший план.

К слову говоря, дисциплина в школе в такие дни остаётся на высоком уровне. Царит атмосфера сотрудничества и доверия. В конце праздника вместе с директором и педагогом-психологом все участники «Дня самоуправления» разбирают событие по полочкам, а на педсовете коллектив подводит итоги и вручает грамоты всем участникам.

Все внеклассные мероприятия и конкурсы отражаются в газете «Школа» и на школьном сайте.

Для справки

В состав уголовно-исполнительной системы Кузбасса входят четыре следственных изолятора и 19 исправительных учреждений (в их числе одна воспитательная колония, две колонии для женщин, четыре лечебно-исправительных учреждения, три колонии-поселения, где осуждённые занимаются сельским хозяйством). В учреждениях действуют и школы. Напомним: если несовершеннолетний осуждённый по закону обязан учиться в школе, то человек старше 30 лет решает этот вопрос на своё усмотрение.

В образовательных организациях ГУФСИН Кузбасса на 1.04.2022 г. работали 129 педагогов, а обучались 1800 осуждённых.

Творчество

Жили-были

Учащиеся школы при ИК-5 ГУФСИН Кузбасса воссоздали на уроке труда внутреннее убранство русской избы.

Поделку, изготовленную в рамках Года культурного наследия народов России, при содействии педагогов и сотрудников отдела по воспитательной работе с осуждёнными разместили на школьном стенде.

В центре экспозиции под названием «Жили-были…» расположена деревенская печь – основа крестьянского быта, она согревала, кормила, служила местом для отдыха (макет печи выполнен из обыкновенной картонной коробки). На печи уютно расположился дедушка в лаптях. Он играет на расписной балалайке, а рядом, на домотканом половике, стоит бабушка в национальном костюме. Около печной трубы греется кот.

Берёзовые поленья, ухват, чугунок дополняют исторический интерьер – всё сделано из подручных материалов. Как отмечают педагоги школы, в умелых руках при творческом подходе любая бросовая вещь может заиграть новыми красками.

Фотографии предоставлены ГУФСИН Кузбасса.

Другие статьи на эту тему

Командная работа на качественный результат

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев во время рабочей поездки в Мариинский и Чебулинский муниципальные округа вместе с жителями заслушал отчёты глав территорий о работе за прошлый год и обсудил основные направления развития на 2024-й.

Праздник с сибирским характером

В Мариинске состоялся трёхдневный фестиваль «День сибирского купечества». 

Привыкнуть к домашней атмосфере

В Кузбассе открылся первый центр реабилитации для женщин, готовящихся к освобождению

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс