Когда в клеточку только тетрадь
Казалось бы, школы в детских воспитательных колониях отличаются от обычных не многим: те же парты, те же доски, те же учебники и задачки. Разве что только ребята не получают домашних заданий. Однако в данном вопросе всё не так очевидно, много важных процессов скрыто от глаз рядовых обывателей. Сегодняшний разговор с директором школы Мариинской воспитательной колонии Ириной Ашарафулиной посвящён темам образования и профориентации в их учреждении.
Благодатная почва знаний
Лимит наполнения Мариинской воспитательной колонии – 210 человек. Кстати, это единственная колония в Кузбассе, где наказание отбывают дети в возрасте от 14 до 18 лет. Преступления серьёзные: грабёж, наркотики, убийство и прочие. Понятно, что в разные годы здесь и разное количество осуждённых. Несовершеннолетние приходят и уходят, поэтому состав класса тоже может поменяться в течение 12 месяцев не единожды. Как правило, на конец учебного года выпускников по пальцам перечесть: может быть и десять, а может быть и пять человек.
В штате школы при колонии на сей день восемь предметников, тьютор, педагог-психолог, библиотекарь, завуч и директор.
«С 2016 года мы ведём свою деятельность как средняя общеобразовательная школа, до этого были вечерней, двенадцатилеткой, – объяснила Ирина Алексеевна. – В конце года старшеклассники сдают экзамены. Отмечу, что каждый осуждённый может выбрать, в какой форме проходить итоговую аттестацию – ЕГЭ или ГВЭ (государственный выпускной экзамен)».
Поясним: разница в том, что в первом случае осуждённые могут после освобождения поступить в высшее учебное заведение. Однако требуется сделать небольшую ремарку: к примеру, в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» приёмная комиссия принимает результаты и ЕГЭ, и ГВЭ. Ну и, безусловно, важен школьный аттестат. К слову, последний документ школярам выдают без упоминания мест заключения.
«Но всё-таки в основном ребята поступают в техникумы на рабочие специальности, которые нынче востребованы на внутреннем рынке труда, – уточнила директор школы. – Чаще они выбирают местные техникумы и колледжи, но и учреждения СПО соседних регионов весьма популярны. Есть у нас и выпускники, которые поступили в разные вузы страны и успешно продолжают постигать азы наук в престижных альма-матер. Например, один из воспитанников был зачислен в ряды студентов Анапского филиала Сочинского государственного университета».
Также на территории колонии действует и профучилище, поэтому ребята могут получить удостоверение, а то и не одно, первичной подготовки по следующим компетенциям: столяр, сварщик, автослесарь, уборщик территории, рабочий зелёного хозяйства (кстати, на территории колонии есть теплицы, в которых выращиваются разные овощные культуры).
Раскрыть таланты
Вполне предсказуемо, что ученики вливаются в образовательный процесс не сразу, ведь на воле мало кто из них усердно посещал школу. Поэтому педагоги много времени посвящают индивидуальной работе. Именно на индивидуальный подход и делается основной акцент.
«Мы тесно сотрудничаем с Канской воспитательной колонией, – уточнила Ирина Алексеевна. – Наши учителя регулярно посещают выездные семинары «Макаренковские чтения». Сейчас многие аспекты из практики известного на весь мир педагога Антона Макаренко интегрируются в авторские программы, но ключевой момент – всё же адресный подход. Наши педагоги знакомятся с жизнью каждого воспитанника до колонии, стараются проработать все ключевые моменты, восполнить пробелы в знаниях. Безусловно, в колонии учёбе помогает и дисциплина, но роль педагогов невозможно переоценить. Учителя пробуждают интерес к миру знаний, раскрывают скрытые таланты своих подопечных, помогают всему хорошему, что в них заложено, окрепнуть и утвердиться в жизни. Наши педагоги никогда не наказывают детей, не допускают в адрес осуждённых оскорблений – взаимодействие только в позитивном ключе. Только хорошее отношение к каждому ребёнку может дать высокий результат».
Воспитанники Мариинской воспитательной колонии ежегодно оказываются в числе лауреатов разноплановых олимпиад. К примеру, участвуют в битве умов общероссийского проекта «Путёвка в жизнь», разработанного МГУ имени М.В. Ломоносова и Федеральной службой исполнения наказаний России. Грызть гранит науки несовершеннолетним осуждённым помогает и хорошая материально-техническая база школы: в каждом классе есть интерактивная доска, телевизор, а фонды библиотеки пополняются с завидной периодичностью.
«Более трёх тысяч экземпляров разнообразных изданий – и все новые. Библиотекарь активно вовлекает ребят в процесс чтения и понимания произведений. Кроме того, дети наизусть стали разучивать стихи классиков, которые пару месяцев назад ещё с трудом читали даже по бумажке. Школьники ежегодно участвуют в городском конкурсе чтецов «Поэтическая весна» и покоряют своим ораторским искусством даже членов экспертной комиссии», – поделилась успехами Ирина Ашарафулина.
В числе самых любимых предметов – и физкультура. Так, юноши с успехом выполняют нормативы ГТО и гордятся своими «фирменными» достижениями.
«Спорт организует, у детей меняется отношение к жизни, к собственному здоровью», – убеждена директор.
Творческая жизнь
Активно ведётся в школе и внеклассная работа. Например, несовершеннолетних осуждённых учат стратегиям игры в шахматы. Примечательно, что один из воспитанников даже входил в состав сборной команды ФСИН России. Причём ранее в шахматы подросток не играл, прошёл экспресс-обучение именно в школе при колонии.
«В кружке «Скоморошки» подростки учатся играть на гармошке, ложках, бубне, трещотках и других народных музыкальных инструментах, – перечислила Ирина Алексеевна. – Юные артисты поют, танцуют, выступают, готовят большие концерты на праздники. Только за 2021 год ребята приняли участие в двадцати семи всероссийских творческих конкурсах среди школ воспитательных колоний, в семнадцати из которых заняли призовые места. Недаром нашу команду «Регион42» всегда считают серьёзным соперником».
Раз в три месяца в колонии проходит «День открытых дверей». Ребята особенно старательно готовят концертную программу для своих родных и близких.
Между тем в школе Мариинской колонии проходят и «Дни самоуправления». Директор Ирина Ашарафулина отметила, что этот образовательный проект стал доброй традицией. На День учителя бразды правления отдаются в руки юным лидерам, которые, в свою очередь, проявляют свои лучшие качества.
«Ребята после таких вот уроков начинают больше нас понимать и более ответственно подходить к учебному процессу», – добавила руководитель учреждения.
Как отметили педагоги, подобного рода мероприятия позволяют воспитанникам проявлять инициативу, раскрываться, принимать решения и реализовывать их в интересах коллектива.
К этому дню долго и терпеливо готовится вся школа: выбираются учителя-дублёры, с каждым подростком заблаговременно педагоги проводят консультации. Потом организовывают заседание Ученического совета школы, где составляют подробнейший план.
К слову говоря, дисциплина в школе в такие дни остаётся на высоком уровне. Царит атмосфера сотрудничества и доверия. В конце праздника вместе с директором и педагогом-психологом все участники «Дня самоуправления» разбирают событие по полочкам, а на педсовете коллектив подводит итоги и вручает грамоты всем участникам.
Все внеклассные мероприятия и конкурсы отражаются в газете «Школа» и на школьном сайте.
Для справки
В состав уголовно-исполнительной системы Кузбасса входят четыре следственных изолятора и 19 исправительных учреждений (в их числе одна воспитательная колония, две колонии для женщин, четыре лечебно-исправительных учреждения, три колонии-поселения, где осуждённые занимаются сельским хозяйством). В учреждениях действуют и школы. Напомним: если несовершеннолетний осуждённый по закону обязан учиться в школе, то человек старше 30 лет решает этот вопрос на своё усмотрение.
В образовательных организациях ГУФСИН Кузбасса на 1.04.2022 г. работали 129 педагогов, а обучались 1800 осуждённых.
Творчество
Жили-были
Учащиеся школы при ИК-5 ГУФСИН Кузбасса воссоздали на уроке труда внутреннее убранство русской избы.
Поделку, изготовленную в рамках Года культурного наследия народов России, при содействии педагогов и сотрудников отдела по воспитательной работе с осуждёнными разместили на школьном стенде.
В центре экспозиции под названием «Жили-были…» расположена деревенская печь – основа крестьянского быта, она согревала, кормила, служила местом для отдыха (макет печи выполнен из обыкновенной картонной коробки). На печи уютно расположился дедушка в лаптях. Он играет на расписной балалайке, а рядом, на домотканом половике, стоит бабушка в национальном костюме. Около печной трубы греется кот.
Берёзовые поленья, ухват, чугунок дополняют исторический интерьер – всё сделано из подручных материалов. Как отмечают педагоги школы, в умелых руках при творческом подходе любая бросовая вещь может заиграть новыми красками.