Предсказуемо и скучно. «Наёмник»: рецензия на фильм
На безрыбье и рак рыба. А с отсутствием ярких премьер и нишевый фильм становится заметным. Чтобы получить представление о том, что из себя будет представлять «Наёмник», нам хватило пяти минут. Ровно столько занял просмотр трейлера, списка актёров и съёмочной группы. Рецепт кинополотна прост и понятен, как крабовый салат. Берутся добротные актёры, большая часть которых уже лет пять не снималась ни в чём заметном. Нанимается режиссёр, в послужном списке которого одна награда за переоценённый мультфильм «Метропия». Потом съёмки в паре локаций в Европе и США. Затем монтаж уровня «и так сойдёт», скромная рекламная компания и прокат. Оправдал ли фильм наши ожидания? С учётом вышесказанного — да. Стоит ли он просмотра? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
Фильм повествует об американском ветеране по имени Джеймс — в исполнении Криса Пайна. Джеймс верой и правдой служит рейнджером (военная разведка США) уже не один десяток лет, он прошёл несколько горячих точек. Однако годы боёв не прошли бесследно: у Джеймса есть несколько ран и болячек, которые ощутимо осложняют службу. Чтобы как прежде выполнять долг, он вынужден сидеть на лекарствах и допинге. Долгое время всё идёт как по маслу, но скоро на его базе меняется начальство, а вместе с ним и правила. Лекарственный допинг строго порицается новым командиром, поэтому Джеймса образцово-наказательно выгоняют со службы. А беда не приходит одна: после увольнения он начинает испытывать стандартные проблемы взявших ипотеку – нужно гасить кредиты, а денег и работы нет.
Тут-то к нему и наведывается старый боевой товарищ в исполнении Бена Фостера. Друг предлагает Джеймсу работу за хорошие деньги на частную военную контору, якобы в подчинении у правительства и ЦРУ. Будучи загнанным в угол, герой соглашается и мчится в Германию выполнять контракт. Там понятное и выполнимое задание начинает идти наперекосяк (как неожиданно), а потом ещё и наниматели решают замести следы и избавиться от Джеймса (ещё неожиданнее). Но Джеймс оказывается не так прост и решает дать отпор списавшим его со счетов нанимателям (в словаре нет слова, способного описать уровень неожиданности данного поворота).
Думаем, главная претензия к сценарию уже понятна. Подобные сюжетные завязки мы видели уже десятки, если не сотни раз. Среди фильмов с подобной историей есть платиновая классика вроде «Профессионала» с Бельмондо. Бывают не такие нетленные, но тоже хорошие фильмы вроде «Ронина» с Де Ниро и Рено или «Идентификации Борна» с Мэтом Деймоном. Есть много незамысловатых, но весёлых боевичков, вроде «Мачете», а ещё целая прорва дешёвых односюжетных фильмов эпохи видеосалонов. К какой категории стоит отнести «Наёмника» 2022 года? Если снизить бюджет до трёх копеек, сбавить качество картинки и научить Криса Пайна айкидо, то получится кино на уровне боевика со Стивеном Сигалом. И речь далеко не о фильмах вроде «В осаде» и «Смерти вопреки».
Помимо клишированности сюжета у фильма есть и другие штампы. Причём жирные, как маргарин. Речь идёт о таких заезженных багах, как противники, неспособные попасть в главного героя даже в узком проходе. Или, например, враги, которые бросаются на героя с кулаками, вместо того чтобы пристрелить его с двух шагов. И претензий было бы ноль, если бы фильм не пытался казаться серьёзным и реалистичным кинополотном. Но герой старается использовать камуфляж, команды спецназа действуют технично и красиво, да и в целом сюжет подаётся на серьёзных щах. А потом герои без проблем совершают теракт, ночуют в канализации и утром уходят через лес. Или сухопарый и покалеченный Крис Пайн в одну каску разбрасывает двух громил выше себя на голову и тяжелее килограмм на 20-30. И ещё немецкая полиция, которая сперва за пять минут приезжает на вызов в лабораторию в глуши. А потом даже не появляется после крупной перестрелки… посреди города… средь бела дня…
Ещё одной проблемой данного кинополотна является очень нудное и медленное начало. На предысторию героя можно было бы потратить пять минут. Но создатели решили растянуть её на все 30. Да и сама предыстория крайне проходная и расплывчатая. Создатели бьют в лоб: «Вот главный герой – он ветеран, молодец и семьянин». Любите его. За что? За то, что он радуется рисунку сына и целует жену. Знаете, фильмы вроде «Мы были солдатами» с Мэлом Гибсоном или «Война» Алексея Балабанова тратили примерно столько же времени на описание мирной жизни героев. Но почему-то им удавалось и лучше раскрыть персонажей, и вызвать у зрителя симпатию к героям. За персонажем же в «Наёмнике» скучно наблюдать и почти невозможно сопереживать. Кроме того, героя ещё снабжают серией флешбеков с отцом, которые нужны фильму как пятое колесо. Ещё минут десять кино тратит на ходьбу и покатушки. По итогу из полуторачасового фильма что-то сюжетно-важное происходит за тридцать минут, а что-то интересное — минут за пять.
В целом сюжет «Наёмника» скучен, предсказуем и уныл. При желании можно найти как более серьёзную и продуманную кинокартину, так и более весёлый и хорошо поставленный боевик.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм так же посредственен, как и сценарий. Большую часть времени операторская работа выглядит нормально. Но потом сцена впотьмах, где ничего не видно. Ещё и смонтированная так, будто монтажёр работал сломанными руками в приступе эпилепсии. Поэтому визуальную часть фильма хвалить не за что.
Саундтрек так же практически отсутствует. Ни своей оригинальной аудиодорожки, ни приметных треков у фильма нет. И явно не от того, что создателям не дают покоя лавры «Старикам тут не место», снятому без саундтрека. Время от времени какая-то мелодия да прозвучит, но ничем не зацепит. Поэтому за звук у фильма тоже нет плюсов.
Актёры
Единственное, что ещё вызывало хоть какой-то интерес – это каст. Для многих Крис Пайн ассоциируется с напарником Чудо-Женщины и Капитаном Кирком из перезапуска «Стартрека». Но мы помним его, когда он ещё играл бешенного киллера в «Козырных тузах». В любом случае, появляясь на экране в упомянутых фильмах, он буквально искрил харизмой. А здесь? Здесь он выглядит как нехаризматичная версия Лиама Нисона из «Заложницы» вперемешку с менее боеспособной версией Джейсона Борна. А жаль, ведь Пайн способен на большее. Но не при таком сценарии.
Кроме главного героя, от откачки харизмы пострадал ещё один колоритный актёр – Бен Фостер. Тот, кто играл обаятельного гада в «Поезде на Юму» и неуравновешенного торчка в «Альфа Доге», точно мог бы смотреться лучше. Но при таком сценарии возможностей развернуться мало. В целом подобная тенденция заметна во всём касте. Они бы и рады выложиться больше, но их будто останавливает невидимая рука режиссёра или сценариста. Поэтому можно сказать, что каст создатели подобрали хороший. Но из всего заложенного в него потенциала они смогли использовать только процентов двадцать-тридцать.
Итог
«Наёмник» получился проходным и довольно скучным фильмом, который можно смело пропустить. Негодовать из-за времени, ушедшего на просмотр, никто не будет. Но при минимальном желании можно найти более интересные и продуманные аналоги. Поэтому мы не можем рекомендовать «Наёмника» к просмотру, но и отговаривать от похода в кино не станем.