За гранью объектива
Фотограф Елена Ефанова создаёт в своих работах – преимущественно это портреты – нездешние миры и сказочные образы. Кемеровчанка снимает в довольно редком для нашего города направлении арт-фотография. Несколько работ автора отметил итальянский Vogue.

– Лена, что такое арт-фотография?
– Направление описывают по-разному. Для меня это фото, на котором действительность показана не такой, какая она есть, а такой, как видит её автор. Выразить своё видение можно по-разному: с помощью коллажирования (совмещения различных изображений), необычных линз, необычной техники. К художественной фотографии часто причисляют изображения несуществующей реальности и мифических, сказочных персонажей. Такой эффект можно получить с помощью реквизита, интересного макияжа или смыслового акцента, для создания которого не требуется особых усилий. Например, на одном из конкурсов в номинации «Арт-фотография» победило чёрно-белое изображение человека в динамике, на котором надета только маска и чёрная ткань. Но всё это снято таким образом, что создаётся иллюзия чего-то нереального, потустороннего.
– Ты знаешь других фотохудожников, работающих в этом направлении?

– Лично я знакома с двумя людьми, которые называют себя арт-фотографами. И, пожалуй, ещё нескольких я бы могла причислить к ним. По моему мнению, эта ниша в Кемерове достаточно узкая.

– Как ты пришла к арт-фотографии?

– Я окончила профильный факультет в КемГИК, много фотографировала людей. Первое время мне это не нравилось. Потом я приехала в Санкт-Петербург и начала работать в фотостудии. Это были потоковые съёмки с большим количеством лиц. Там я и научилась и полюбила снимать человека. Насмотренность тоже сыграла немалую роль. Я подписывалась на фотографов, работы которых меня впечатляли, и постепенно в моей инста-ленте стали появляться арт-фото. Именно это направление мне нравилось больше, нежели лайфстайл-фото, например. В повседневности мы фотографируемся очень часто, делаем кучу селфи. И я подумала, почему бы не изобразить человека не таким, какой он в жизни, а в том образе, в котором я его вижу?
– Где находишь моделей?
– Как правило, ищу интересные лица в инстаграме: в аккаунтах моделей, фотостудий, других фотографов или модельных агентств. Хотя с последними у меня сложился, скорее, неудачный опыт работы. Иногда подхожу к людям на улице или в баре, предлагаю поучаствовать в съёмках. Как правило, незнакомцы к этому относятся настороженно, с недоверием. Как будто я потом за это возьму с них деньги. Обычно я оставляю свою визитку, но доходят до меня немногие.

– Расскажи немного о кухне съёмок. Где ты берёшь одежду, реквизит, где находишь интересные локации?

– Со временем я обросла полезными знакомствами. Сотрудничаю с прокатом платьев, салоном флористики, с фотостудиями, которые предлагают мне бесплатно у них поснимать, чтобы потом мои фото выложить у себя в инстаграме. Прокат даёт мне одежду для творческих съёмок взамен на фотоконтент. С цветами – то же самое. Получается своего рода бартер. Но очень часто реквизит делается буквально на коленке своими руками. Так, рыболовную сеть для русалки я смастерила из сеток из-под картошки, а бутафорскую муху перекрашивала под пчелу, потому что нигде не могла найти готовую. Однажды мы с моделью насобирали три мешка сухих листьев под кустом возле студии. Помню, к нам ещё подошёл охранник, спросил, что мы делаем. Мы ответили, что у нас субботник. Но бывали задачи и посложнее: для одной съёмки вместе с соавтором мы «шили» плащ из люпинов, которые сами нарвали в поле.

Что же до локаций, честно говоря, я не очень люблю снимать в студии, хотя сегодня их в городе достаточно, и есть очень интересные. Я больше тяготею к открытым пространствам и к природе, когда пейзаж гармонично сочетается с человеком и они дополняют друг друга. Ещё нравится работать в незнакомых местах.
– А где ты достаешь змей, сов, воронов и прочую живность, и сложно ли с ними работать?
– Помогают знакомые любители, которые держат змей и другую экзотику. Работать с животными, конечно, сложно. Иногда – экстремально или просто волнительно. Так однажды девушка дала мне для съемки домашнего питона Капитона, но забрать его в это же день она не смогла бы, поскольку уехала в другой город. Она предложила мне или самой отвезти змею в оговоренное место, или передержать дома, до ее возвращения. В общем, хозяйка привезла питона на съемки и уехала. Я переживала, вдруг что-что пойдет не так, вдруг питон укусит модель или уползет. А потом мы так с этим Капитоном подружились, что мне не хотелось с ним расставаться после съемки. На другой сессии ворон поцарапал и немного поклевал модель – больше нам ворона не давали. С конем была очень непростая съемка. Дело было перед грозой – он очень нервничал, все время пытался наступить модели на ноги.

– Какие съёмки были самыми экстремальными?
– Скорее, тут больше экстрима для моделей. Нередко снимаю на улице зимой, при этом девушка в тонком платье или вообще с минимумом одежды или босиком. Мои герои всё-таки страдают в этом отношении больше, чем я. Но если я прошу модель лезть в болото, то я всегда лезу вместе с ней. А для меня самой волнительно, когда что-то идёт не по плану, начинает срываться. К примеру, в один момент портится погода и вместо солнца начинает идти дождь. Или кто-то не приходит, что-то теряется, что-то ломается. Но обычно из всех этих ситуаций мы выходим победителями.

Недавно у меня была самая короткая сессия в жизни. Модель очень быстро замёрзла, и ровно за пять минут я сделала пять фотографий. А ещё до начала съёмки прогорел фитиль в керосиновом фонаре, вокруг которого строилась вся композиция. В итоге источник света на снимке – фотофонарь, который модель незаметно держит под мышкой. По счастью, он был у меня с собой.
– В твоём инстаграме в основном собственное творчество. А как часто приходит коммерческий запрос на подобные фотоссесии?
– Меня очень радует, когда клиенты просят фотосессию в «вашем стиле». В ленте у меня есть такие проекты. И запрос на них в последнее время больше, чем раньше.

– Где, кроме инстаграма, можно увидеть твои работы?
– У меня есть несколько журнальных обложек. Также мои фотографии опубликованы на сайте итальянского Vogue. У каждого фотографа есть возможность загрузить туда свои работы. Там они проходят своего рода модерацию. Одобренные фото с логотипом журнала помещают в хранилище. У меня есть несколько таких работ. Не то чтобы это большое достижение, но душу греет, ведь это – Vogue. Я думаю, таким образом издание поддерживает молодых авторов.
Текст: Кира Афанасенко
Фото: Елена Ефанова