Как фильм «Назад в будущее-2» всё про нас угадал?
Начинает сбываться последнее главное предсказание легендарного фантастического фильма – о летающих автомобилях!
Кузбасские ученые – о научно-техническом прогрессе и футурологических прогнозах создателей фильма…
…21.10.2015 – дата, о которой шесть лет назад с удивлением заговорил мир. По сюжету американского фильма Спилберга и Земекиса «Назад в будущее – 2», герой Марти Макфлай на машине времени Дока Брауна, вместе с ним и с любимой девушкой перелетает из своего 1985-го на 30 лет вперед. В день, начавшийся жутким ливнем и подаривший потом тихое осеннее солнце и буйство событий, одежд и реклам, — а именно в 21 октября 2015 года.
И Марти видит будущее: необыкновенное, полное технических перемен, в первую очередь тем, что там летают все и на всём.
И это время — наше.
И кинопредсказания — к 2015-му, казалось, сбылись почти все! А задержавшееся – типа летающих авто — в 2015-м отнесли к перспективе. Но прошло всего ничего. И вот…
Синь
… Массивные двери гаража поехали в разные стороны.
Машина вырвалась на бетонную площадку армейского двора. И, жужжа сетчатыми «бочками» по бокам, в которых почти невозможно разглядеть внутри мелькающие лопасти, взмыла безо всякого разбега, вертикально.
А, подлетев к девятиэтажке, зависнув, и это без крыл, выдвинув трап, выполнила задачу. Спецназ с ее борта сбежал на полуразрушенный землетрясением предпоследний этаж без проблем – искать и спасать людей.
— …Я так и знал! — стучит кулаком по столу от избытка чувств 80-летний Борис Лелюх, старый авиаконструктор из Юрги, построивший за XX и XXI век 13 своих летательных аппаратов и их испытавший, и он в прошлом – доцент Томского технического университета, конструктор «Юрмаша», преподаватель аэроклуба, летчик, летавший на «Як-18» и «МИ-1», которого в свое время звали в испытатели в КБ «Миля».
— …Я так и думал, что в ближайшие три года это придумают! – в голосе Бориса Федоровича, по преподавательскому стажу и возрасту давно подсевшему, хриплому, — взволнованное юношеское ликование…
И мы с ним снова смотрим и смотрим видео, смесь документалки и компьютерного прогноза Фонда перспективных исследований, о ноу-хау – о летающем русском автомобиле «Циклокар». Фонд заявил об этом совместном с Институтом теплофизики СО РАН аэромобиле нынче весной. А сообщения по осени о работе над ним еще приблизили будущее: ученые пообещали первые полеты на 2022-й, а всего на проект «Циклокара» уйдет года четыре.
… А вообще разработок летающих авто по миру несколько, пояснил мне накануне Иван Паскарь, старший преподаватель КузГТУ. Но пока всё находится на стадии пилотных проектов и испытаний.
… И мы с Лелюхом пересматриваем лишь часть таких машин – из открытых по миру отчетов. С испытаний другой русской машины – дрона на двоих. И китайского дрона на двух человек, но пока без людей впервые пролетевшего над домами и озером…
— Но «Циклокар» — мне симпатичнее всех, и — перспективней моих мини-самолетов, — мгновенно влюбляется старый конструктор, переходя к разбору, пытаясь технический секрет понять, перебирая «нет крыльев, нет оперения», «отказ от лопастей, как у вертолета», вчитываясь в строки про летающий автомобиль с «… энергоузлом на базе бензинового роторно-поршневого двигателя или более мощным вариантом ГСУ на основе турбовального двигателя» и особо удивляясь возможности «… посадки на наклонную поверхность (до 30 градусов) и причаливания к вертикальным поверхностям…»
— Он у них очень прост! Потрясающе! – отрывается от экрана Лелюх. — Но …как же тут устойчивость-то обеспечена?
И, вникая в сжатые данные пресс-службы ФПИ, радуется открытию ученых. Что это аэромобиль с гибридной силовой установкой. Он на шесть человек, и он размером 6,2 x 6 м. И его максимальная скорость – 250 км/ч. А дальность полета до 500 км. И его сможет вести как летчик-шофер, так и им смогут управлять с гаджета в зоне бортовой системы связи или с земли как беспилотником… И мини-модель с отработкой основ в 2020-м уже летала. А в настоящих размерах тоже прошли «наземные испытания циклического движителя (циклического ротора) диаметром 1,5 м», и задача решена. То есть в таких движителях (немного похожих на «бочки») и есть секрет машины.
А еще, по информации ФПИ, «…идея движителя предложена одновременно с идеей вертолетного винта еще в начале XX века». Но он – сложнее, для него нужна была, как оказалось, именно компьютерная техника, электроника.
— То есть это не продолжение традиционной авиации XX века?
— Нет. Новое! — торжественно, гордясь историческим моментом, говорит Лелюх.
— И вам не жалко, что авиаклассике со временем, может быть даже, придется уйти? Да вы, сами свои самолеты тоже испытывая, даже восемь раз разбивались!
— Не жаль, — говорит Лелюх, подходя, с любовью гладя закрепленный на память, во всю стену в прихожей авиавинт. – Я в последний раз летал сам в 2015-м, потом — сдало сердце, и мне больше в небо нельзя, а последний мой самолетик все еще в гараже. – … И да! Авиации нужно было пройти этот путь. А теперь ей нужно двигаться дальше!
И мы еще говорим – мечтаем об уже бескрылых сигарообразных воздушных многоместных судах с такими вот, возможно, движителями, как у «Циклокара», и о воздушных семейных авто и такси… И Лелюх, пусть не причастный к летающим автомобилям, но в радости за удачу коллег, в предчувствии еще одной приблизившейся для человечества мечты становится так похож на изобретателя Дока Брауна из знаменитого фильма…
А еще он больше всех знает, почему людей тянет в небесную синь:
— Пища винтов – это синь, моя мысль… Да, невероятно притягательно человеку движение в небе. На земле машина такого чувства никогда не даст. И человеку присуще владение трехмерным пространством, и самым трудным – в воздухе…
К тому же там, в небе, он, инженер-атеист, познал бога.
— Не как человека. Но именно в небе понял: Вселенная обладает всеми признаками индивидуальности, значит, определенная часть этой огромной массы Вселенной имеет сознание. Она и является богом. И она очень положительна, направлена никак не на уничтожение, а наоборот, она есть любовь и направлена именно на жизнь, на развитие…
Скачок
Но как создатели «Назад в будущее-2», в 1980-х, так здорово придумали наше время?… Мои вопросы — представителям фундаментальных наук, прерывались на первом же слове. Действительно, ответами «Это уже есть!» и «Сбылось!»
Помните, что видит Марти в начале фильма? Машина времени, как и все машины в будущем, уже заработала на отходах. А еще первое, что он освоит в будущем, парящий скейтборд…
— Уже наработки есть — в дизельное топливо начали перерабатывать пластик, — пояснили в научно-техническом центре. – Да и разработки такого скейтборда в мире тоже уже встречались.
— А Док Браун по часам на руке как узнаёт погоду?…
— Это прообраз, конечно, смартфона, — продолжил Геннадий Зайцев, физик КузГТУ.
— А о пробках на дорогах в фильме говорит спецтабло?
— И это давно есть. Навигация…
— Отпечаток пальца используется для идентификации личности на устройстве типа планшета?
— Есть.
— Голосовые команды – технике — в фильме…
— Уже давно есть.
— Очки со встроенным устройством для кино и с функцией разговора с друзьями?
— Есть очки, виртуальные. А если взять весь комплекс – то это наши смартфоны.
— А одежда принимает любой размер, с режимом мгновенной самопросушки?…
— Нам это ни к чему. Человечество пошло по другому пути, к одежде непромокаемой, непробиваемой…
— Происшествие снимает в фильме камера в воздухе. А еще… Там, в кино о 2015-м… Видеотелефон. Телевизор с плоским экраном с несколькими каналами. Безналичная оплата такси. Электробинокль с камерой. Собаку ведет автоматический поводок, без хозяйки…
— У нас это дрон. Скайп и так далее. Остальное – тоже есть. Бинокль – смартфон или миниатюрная фотокамера. Про собак – чип… На удивление, даю положительные ответы. Думаю, у создателей фильма были в 1980-х хорошие научные консультанты. Хотя идея видеосвязи и мобильной связи витала на земном шаре давно. Я тоже об этом думал, еще в 1960-х…
— …Так, получается, фильм предсказал бурное развитие техники? Так и случилось. Это скачок?
— Нет. Так всегда бывает и будет, это нормально. Основы нынешнего прогресса заложены были давно, в конце 1940-х. С изобретением полупроводников, лазеров, других фундаментальных устройств. Они дали толчок.
… Так, возможно, в ближайшие годы что-то появится еще и мир наш еще круче изменит? У изобретателя Лелюха, у физика Зайцева, у инженера Паскаря… прогнозы разные. У Зайцева – «… пока никаких научных предпосылок к этому не видно, но все может быть». У Лелюха – «…лет через двадцать мир снова изменится, но перемены будут идти постепенно». У Паскаря – «… уже произошел скачок. И скорость развития технологий ежегодно растет. Поэтому дальше всё будет еще больше меняться…»
Что ж, будущее покажет.
Тем временем
2021 год – на Марсе и в вискозе?
Классики литературы тоже думали про наше время. К примеру, Александр Грин почти 100 лет назад написал про 2021 год, про потомка в кабине воздушного авто, одетого в каучук и в искусственный шелк…И да, обувь на резине или резиновые сапоги нынче все еще востребованы. Но в искусственную одежду, пояснил Сергей Лузгарев, кандидат химических наук (КемГУ), население перешло «… всё же не полностью, а, примерно, наполовину».
А фантаст Брэдбери 70 с лишним лет назад обещал миру начало экспедиций на Марс – с 1999 года с колонизацией планеты за шесть лет. Потом, после войны на Земле, будет-де колонизация пустого Марса по новой, с нуля, с 2026-го… «Отстаем – это насчет первой экспедиции землян…, — прокомментировал физик Зайцев. – У человечества сейчас свои проблемы серьезные, в том числе с падением уровня образования, идет не эволюция, а инволюция…»
И, пожалуй, нынче единственное не сбывшееся мини-пророчество из фильма «Назад в будущее –2», — мини-пицца, размером чуть больше советского рубля, да вообще любая крошечная порция еды, при спецобработке становящаяся большой, способной накормить всю большую семью. Как пояснили на кафедре технологии продуктов питания из растительного сырья (КемТИПП), идея удачна, но о таких разработках мини-еды по миру не слышно. А появятся — проблему дефицита питания человечество решит в мировом масштабе сразу.