Актуальное

Гоголь в комиксах

7 октября 2021 | Надежда Бойкова
Комикс из 20 листов Элина Бородихина рисовала целый месяц днём и ночью. Фото предоставлено автором работы.

В медиапространстве и на специализированных форумах периодически возникает тема упрощения «великого и могучего» или переложения высокого языка русских классиков в современные формы, которые-де лучше воспримет современная учащаяся молодёжь. В этом году на областной конкурс молодых литераторов «Оперение», который проводит Кемеровский государственный университет, среди прочих работ пришли комиксы по мотивам – внимание! – поэмы Николая Гоголя «Мёртвые души». Разбираемся, нормально это или нет, вместе с авторами сего творчества и независимыми экспертами.

Воображение или изображение?

Отчаявшись биться за привлечение подрастающих поколений к граниту науки, в частности гуманитарной ее отрасли, реформаторы от образования порой придумывают обходные пути: убрать сочинение из школьной программы или модифицировать некоторые правила русского языка.

Учителя предлагают школьникам творческие задания. Дети не просто пишут изложение прочитанного, а создают некий фанфикшн по произведениям русских и зарубежных авторов. Глядишь, хотя бы так прочтут оригинал.

В беловском лицее № 22 учитель литературы Елена Белова разделила десятиклассников на группы, каждая из которых взялась рисовать комикс по отрывку «Мёртвых душ» Гоголя. А затем два из них авторы решили направить на литературное состязание «Оперение», о котором в группе конкурса «ВКонтакте» сказано следующее: «Это крутая возможность проявить свои литературные способности, о которых вы, скорее всего, даже не догадываетесь». Уже чувствуете нестыковки?

Член жюри конкурса, ответственный секретарь журнала «Огни Кузбасса», поэт Дмитрий Мурзин сталкивался даже с отрисованным в комиксах романом «Война и мир» Льва Толстого, но впервые в своей практике встречает попытку преподнести на суд экспертов не собственное сочинение, а переложение, да ещё и в жанре графического романа.

– Я сам рос на журналах «Весёлые картинки», «Мурзилка», помню в семидесятые прекрасные комиксы «Мурзилка и 12 агентов Ябеды-Корябеды», – говорит Дмитрий. – На мой вкус, этот жанр детский, и если человек собирается взрослеть, ему нужно отходить от комиксов и начинать читать художественную литературу, чтобы приучить своё мышление к серьёзным задачам. А если сидеть в Тик-Токе, читать комиксы, то я не знаю, как потом этим людям доверять страну.

По мнению кузбасского поэта, перелопачивание русской классики – занятие непродуктивное, и причин тому он видит несколько. Во-первых, раз у Гоголя «Мёртвые души» – это поэма, а у Пушкина «Евгений Онегин» – это роман, то и незачем брать на себя смелость переделывать задумку великого автора.

Во-вторых, комикс – жанр, в котором доминируют действие и диалог. Минимум размышлений, максимум действий. Гоголь же, как и большинство других классиков, славится пространными лирическими отступлениями. Чичиков въезжает в город NN? Прекрасно! Дадим пару-тройку страниц подробного описания всего, что окружало ту карету, и как же сочно делает это Николай Васильевич! Изложенная богатым языком картина оживает перед внутренним взором читателя! А птица-тройка? В общем, пункт понятен и небезоснователен.

В-третьих, литератору не понравилось то, что прислано было изложение чужого текста, вольный пересказ в картинках.

– Любая иллюстрация замещает работу фантазии человека по формированию образа по словесному портрету, – поясняет Дмитрий Мурзин. – Что меня умилило? В комиксах Чичиков худой радикальный брюнет. Я не уверен, что они читали начало романа, где описывается Чичиков, весь из полутонов, ни толст, ни тонок, никаких крайностей.

Не все, однако, настроены резко критиковать инновационный подход к изучению школьной программы по литературе. Многие оценили находчивость учителя и учеников, придумавших и реализовавших смелый проект.

Просто читать уже неинтересно

16-летняя Элина Бородихина учится в десятом классе лицея № 22 города Белово. Когда учительница разделила задания по группам, девочке достался отрывок из поэмы, где Чичиков покупает души у Плюшкина. Элина самоучка, в художественной школе дольше дня она не задержалась, рисует сама, причём чаще всего иллюстрирует собственные, как она говорит, книги. Да, школьница пишет, пробует себя в фантастике и детективе, но признаётся, что не сочла уровень сочинительства достаточным для конкурсной борьбы.

Диалог Чичикова и Плюшкина она изобразила в монохроме с помощью электронного планшета. Ей досталась в коллективном проекте именно изобразительная часть, за текст отвечали другие ученики.

– По-моему, комиксы – это здорово, – говорит юная беловчанка и прямо детализирует: – Сегодняшнее поколение не любит читать, а предпочитает смотреть картинки, комиксы. Так что они могут узнать по комиксам сюжет, вынести что-то интересное для себя. Мне кажется, через картинки легче понять эмоции персонажей, то, как они себя ведут в конкретной ситуации.

Получается, взрослое поколение в лице Дмитрия Мурзина уверено, что изображение ограничивает воображение, а юные читатели, напротив, выбирают именно визуальный способ постижения смысла содержания. Как прийти к взаимопониманию?

На самом деле, конфликта никакого нет. В этом уверена методист по русскому языку и литературе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования, к.ф.н., доцент Ирина Ащеулова.

– Все эти «нельзя и руки прочь» уже не сработают, – комментирует эксперт-литературовед. – Есть объективные показания психологов, уже имеется аналитика по поводу детей, начиная с начальных классов школы, принадлежащих к поколению визуалов. Они многопоточны, одновременно могут воспринимать несколько каналов информации: идёт лента мемов, в ушах идёт музыкальный ряд, и если поступает сообщение в соцсети, они тут же отвечают своим друзьям. Мир меняется, и они меняются. Однопоточный процесс: просто читать текст, воспринимать и осмысливать его – их уже не увлекает.

Поколение их родителей и прародителей живёт иначе, в основном концентрируясь на одном канале информации. Дети цифровой эпохи, как мы уже упоминали в материале «Тик-Ток: в кабале славы» (№ 69 (27005) «Кузбасса» от 23.09.2021), в стремительно несущемся потоке данных вынужденно развили в себе качество одномоментного схватывания сути из множества каналов.

– Думаю, читать молодёжь не разучится, – улыбается автор «радикального брюнета» Чичикова Элина Бородихина. – В комиксе лишь краткое изображение всей ситуации. Чтобы понять её полностью, нужно почитать книгу. Думаю, будет много желающих, которые захотят узнать историю полностью. С такой целью мы и создавали комикс.

«Мясо» для мозга

Обратим внимание на реплики, изложенные в беловской манге. В них не обошлось без речевых ошибок, и тут кандидат филологических наук Ирина Ащеулова признаёт, что если бы дети больше читали, у них бы развивалась автоматическая грамотность.

В своей практике она ведёт наблюдения по социологии чтения и сделала такие выводы. В возрасте 10-12 лет дети с удовольствием читают литературу и берутся за доклады по ней. У подростков 13 лет и вплоть до 16-летнего возраста происходит полная утрата интереса к книге, ведь некогда, физиологические изменения в организме побуждают заново познавать себя и мир, мотивация падает. А вот в старших классах она заново взлетает до небес, потому что сознание и волю подхлёстывает убеждение, что успех на ЕГЭ приведёт к успеху жизни. Дальше – вуз, снова учёба, по завершении которой каждый решает сам, какими интересами наполнить повседневность.

– У меня много таких примеров! – делится эксперт. – Разные мальчишки и девчонки, которым по 25-26 лет и которые успешны в плане социальном: полностью себя обеспечивают, путешествуют. При этом они следят за тем, что происходит в литературном мире, возвращаются к тому, что прошло мимо них. Допустим, в 11-м классе он не прочитал роман Замятина «Мы». В свои 26 лет он вернулся, прочитал, подумал.

Ирина Ащеулова уверена, что сегодняшние бунтари повзрослеют и возьмутся за книги, и предостерегает от практики запретов и ортодоксальных догм, ведь запрет нередко приводит к обратной реакции.

– Если рубить на корню, то можно срубить вообще всё, – говорит она. – Лучше поддержать. Хочешь ты заниматься комиксами? Хорошо, давай сделаем комиксы по «Капитанской дочке», например. Они же её прочитают, а дальше поговорим, обсудим, о чём это произведение.

Дмитрий Мурзин считает, что если в детстве не тренировать мозг как должно, то неясно, чего ждать от поколения, когда оно вырастет.

– Младенцев мы кормим из ложечки манной кашей, взрослым детям лучше давать мясо, рыбу и овощи, иначе органы пищеварения атрофируются, – отмечает поэт. – Если не кормить мозг сложными задачами, то он не будет развиваться, останется на детском уровне. Детям до 12 лет «Мёртвые души» не будут понятны даже в комиксах. Взрослым? Если ты такой ленивый, посмотри прекрасные экранизации «Мёртвых душ». Экранизация при всех её недостатках по отношению к литературному тексту всё равно богаче комикса.

Остаётся надеяться, что русская классика будет присутствовать в школьной программе хотя бы номинально, чтобы поколение, последующее после «зумеров», могло рисовать по ней комиксы или снимать видео. Хотя бы в Тик-Ток.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс