Оправдание вещизма
в Кемерове состоялся экспрессивный диалог людей и предметов
Беспрецедентное для кузбасской арт-сцены событие — межрегиональная выставка предметного дизайна «Вещизм» — имеет место быть в галерее Кузбасского центра искусств. Ее пышное открытие ознаменовал перформанс с перетаскиванием моделей в дизайнерских платьях, концерт местной кавер-группы, подносы с шампанским и награждение авторов блестящей идеи. При этом на выставку стоит прийти ради настоящей феерии оформительской мысли.
Индульгенции от греха вещизма
Настоящий светский раут — вот что можно сказать об открытии экспозиции «Вещизм» в Кемерове. Мероприятие, стянувшее богемную и околобогемную тусовку, вип-гостей, представляющих все ветви власти, и обслуживающий персонал в виде прессы, артистов, играющих концерт, и хозяев площадки.

Первое впечатление: здесь слишком много вещей и людей. Однако наверняка такова и была задумка устроителей, обозначивших тип события как диалог людей и предметов.
Не ожидал такого большого форума на сегодняшнем мероприятии, но чувствовал некую его провокационность. Вещизм имеет отрицательный коннотат. С другой стороны, у меня сразу в памяти возникла ассоциация с началом XX века: акмеисты, Ахматова со своей строкой «Я на правую руку надену перчатку с левой руки». Вот это переживание вещи как события, за которой много стоит, целая история, целые судьбы, как раз удалось показать организаторам. Здесь видна индустрия моды, книги, кино, поскольку все, что было снято, станет потом бэкстейджем, — и это тоже отдельный жанр, который современная креативная индустрия принимает.
Александр Шунков, ректор Кемеровского государственного института культуры и искусств
Своеобразную индульгенцию на прощение греха вещизма озвучила и приглашенная на открытие председатель комитета по вопросам образования, культуры и национальной политики Парламента Кузбасса Ирина Федорова:


— Считаю, мы являемся столицей креативной дизайнерской моды, современной культуры, которая в Кузбассе так твердо встает на ноги. Мы были знакомы с прекрасными необычными работами из керамики, мы видели из смолы интересные произведения, но я порадовалась тому, что наши дизайнеры привлекают то классическое, что было в нашей культуре, — это кемеровская роспись, и сегодня она представлена на игрушках новогодней ёлки. Думаю, такую каждый хотел бы иметь. Если меня будут обвинять в вещизме, то я буду показывать фото и говорить: «Это новое направление в нашем искусстве».
Лавры по праву пожинала автор идеи выставки председатель регионального отделения Союза дизайнеров России, искусствовед и доцент кафедры КемГИК Наталья Попова. С ее подачи в Кузбассе состоялось уже немало арт-событий — «Вещизм» определенно стал важной ступенью в карьере. Во всяком случае, областная медаль «300-летие образования Кузбасса» не достается просто так.
В 1990-е годы развивался графический дизайн. Промышленность тогда не могла обеспечить дизайнеров, те ушли в графику, в плакат, в книжку, компьютерные формы. А сейчас развивается промышленность, и появляется интерес к предмету. В России идет медленная перестройка, но у нас есть свои плюсы — мастерство. У нас много художников, все прошли через художественную школу, через станковую живопись, через изобразительность и хороший рисунок. На западе простые геометрические формы, у нас же все через качество, через мастерство.
Наталья Попова, автор выставки, председатель Кемеровского регионального отделения Союза дизайнеров России
Председатель решила продемонстрировать результаты работы своей организации, разбила одну большую тему на подтемы, были собраны предметы всех мастей и сгруппированы в несколько секций в атмосферных стенах КЦИ. Секции показывают зрителю наиболее передовые направления современного дизайна.
Три кита современного дизайна
Весь мировой дизайн, и Россия тут не исключение, идет по трем главным дорогам: промдизайн, экодизайн и ремесленный дизайн. Последний особенно развит в нашей стране и в Кузбассе, где много мастеров декоративно-прикладного искусства, или, если хотите, хэндмейдеров. Эксперты прогнозируют, что в скором времени ремесленный дизайн займет лидирующие позиции.

Целый зал занят поделками мастеров. Что это на практике? Это то, чем вы можете красиво обставить вашу квартиру. Дизайнерские безделушки предметы интерьера.
Ценители могут полюбоваться подносами художника-смоляниста Натальи Шамовой, стеклянными изделиями витражиста Татьяны Закржевской, керамикой Филиппа Свистунова и Инны Михайловой. Хотя почему только полюбоваться? Как точно пометил ректор КемГИК Александр Шунков, «все это имеет цену — покупайте».

Неожиданная в августе новогодняя ёлка в зале тоже не просто так: она украшена шарами, расписанными в манере кемеровской росписи, и совершенно очаровательными героями сказок: тут и Кот в Сапогах, и русалка, и другие персонажи.

«Теплый дом» — так назвали организаторы эту секцию. Дизайнерские предметы определенно согреют жилище, придадут интерьеру индивидуальности и изыска.
Совершенно иное впечатление производят работы промдизайнеров, и самый яркий пример секции «Индустриальная эстетика» — образцы автодизайна от Андрея Алексеева.
Не в каждом регионе есть такие дизайнеры. Алексеев стажировался в Италии, он выпускник Scuola Politecnica di Design в Милане и доцент кафедры нашего института. Это очень ценно, может, мало кому понятно, но ценно, что у нас есть такой кадр, который преподает, а значит, есть преемственность.
Наталья Попова, автор выставки, председатель Кемеровского регионального отделения Союза дизайнеров России
Здесь зимний защитный экран радиатора автомобиля, кожух обода рулевого колеса, декоративные накладки на дверную панель, рукоятку КПП и другие детали. АБС пластик, искусственная кожа и шпон Зебрано. Все по-мужски. Функционально, практично, эргономично. А главное, тиражируемо и продаваемо.

Цитируя слова ведущего промдизайнера России, руководителя компании Smirnov Design, члена экспертного совета Минпромторга России Сергея Смирнова, Наталья Попова говорит, что промдизайн — это не эмоция, он не фонит, между тем, как «Теплый дом» как раз наоборот исключительно эмоционален. Да и если задуматься, почему многие так любят электронику Samsung и не любят Huawei, то получится, что и промышленный дизайн способен вызывать эмоции.

Кто из поклонников смартфонов Самсунг не восклицал в порыве страсти «Ах, ну он такой красивенький, гладкий, блестящий, обтекаемый!».

Это ни что иное как прогнозирование эмоций пользователя хитроумными дизайнерами.
Экодизайн, на западе давно набравший популярность, у нас тоже продолжает завоевывать позиции в душах ценителей красоты. Здесь главным становится сведение к минимуму отходов, создание здоровой окружающей среды и сокращение потребления невозобновляемых ресурсов.

Многие экодизайнеры используют вещи повторно — так называемый апсайклинг — говоря проще, создают арт-объекты из того, что могло стать мусором.

Так делает кемеровский дизайнер среды Екатерина Новикова. Из концевиков старого алюминиевого кабеля она изготавливает крючки для сумок. Из картонных труб — полки для книг, из старых «кобр» и ключей проволоки — светильники.

Или вот во всю стену разместилась вешалка для вещей «Теплый взгляд» кузнеца Николая Бубнова.

Можно выбросить, а можно переработать в нечто новое, продлить жизнь вещи.
Отдельным шоу стала презентация коллекций одежды «Expressio» фэшн-дизайнеров Елены и Татьяны Дервоед. Она предваряла открытие, и гости выставки прижались к стенам галереи из страха столкнуться с юношами, вдруг стремительно засновавшими по залу с девицами на плечах.
Девушки-модели изначально выступят в роли кукол, манекенов, которые стоят наравне с другими экспонатами выставки. Для меня это возможность поговорить о том, что зачастую мы обращаемся с людьми как с ненужными вещами, не замечая, как доставляем им дискомфорт и даже боль.
Алиса Зелинская, режиссер и актриса театра драмы Кузбасса
Бунт человека-вещи, одетого в нежную фисташку, пыльную розу, экрю и сдержанный голубой, — идея информативного показа Дервоед.

Девушка-модель, однако, кричала очень громко.
То, чем кластер прирастает
Человек живет, окруженный предметами. Каждый заражен вещизмом в той или иной степени. Человек переживает эмоции, которые вызывают вещи. Они навевают ассоциации, оживляют воспоминания, за которыми стоят знаковые события его жизни.

«Вещизм» — это не плохо, это часть жизни, хотят сказать нам организаторы. Или, как отметил заместитель губернатора Сергей Алексеев, это «модно, креативно, круто, современно».

Сегодняшняя экспозиция не первая, какую организовало региональное отделение Союза дизайнеров России.
В прошлом году мы делали выставку по локальному дизайну — одному из ведущих направлений всех регионов России. Тот, кто первый займется локальными смыслами, тот победит. Мы занялись, и Союз художников тоже. Мы масштабировались, возможно, мы выйдем в формат триеннале, когда будут большие пространства, где представим локальные смыслы, предметный дизайн и молодежный дизайн.
Наталья Попова, автор выставки, председатель Кемеровского регионального отделения Союза дизайнеров России
На открытии председатель Общественной палаты Кузбасса Анна Юдина пригласила Наталью Попову стать экспертом палаты по части арт-проектов. Парламентарий Ирина Федорова посоветовала кузбасскому Минкульту показать «Вещизм» директорам учреждений культуры, чтобы завязать полезные знакомства с оформителями для дальнейшего сотрудничества.

Автор идеи получила признание, есть надежда на то, что творчество дизайнеров займет достойное место в кластере искусств, презентации которого так ждет кузбасское сообщество.
Грань, которую подчас так непросто провести между изобразительным искусством и дизайном, прочертила искусствовед Наталья Попова в интервью «Кузбассу»:

— Художник-керамист создает форму средствами художественности. Дизайнер все это тоже знает и учитывает, но его задача — сделать типовые вещи, либо вещи, может, уникальные, но в которых есть некая доля стандартизации.

Художник хочет быть оригинальным, неповторимым. Дизайнер проявляет свое индивидуальное начало в тиражируемой вещи.

По сути, дизайнеры освободили художников. Художники — это философы: они берут большие темы, о смысле жизни размышляют. Дизайнеры создают функциональность и удобство.

Честно признаться, я не нашла практического применения композициям кузнеца, стеклянным кораллам витражиста или скульптурам керамиста. Экспертам виднее, но шарики с кемеровской росписью на новогодней ёлке точно бы пришлись к месту в каждом кузбасском доме. Уж очень они фонят эмоционально.
Текст и фото
Надежды Бойковой