«Силён ли ты забрать ясак?»
Реконструкторы из Зеленогорска воссоздают в Кузбассе Джунгарское ханство
Одни считают их «гиками» (англ. geek – фанат крайней степени) или, как минимум, людьми не от мира сего, другие уважают за патриотизм и насаждение в молодые умы старых добрых патриархальных ценностей. Сами про себя реконструкторы говорят, что воссоздание былого не хобби, а целый мир, в который невозможно погружаться по расписанию или по необходимости. Члены клуба исторической реконструкции «Тайдон» Крапивинского района Кузбасса не считают зазорным спорить до слёз и крика на тему, какого цвета должны быть пуговицы на гимнастёрке. Как живут гикнутые на истории?
Многие не выдерживают
– Сейчас он у меня пальму выбивает, ногой меня отталкивает, я падаю, и он меня докалывает!


Это не сценарий извращенной сцены самоубийства, это обычные репетиции наших кузбасских реконов, а пальма – не дерево, а особый вид старинного холодного оружия.

Звон железа, крики, глухой удар падения тела наземь – враг повержен, а кто он в данном случае вопрос ситуационный и зависит от воссоздаваемой эпохи и наличия комплектов костюмов и оружия.
С клуберами «Тайдона» я повстречалась на фестивале «Каменная книга: 1721» в музее-заповеднике «Томская Писаница», где основным зрелищем стала битва между казаками-завоевателями и местными жителями, сибирцами. В роли сибирцев, или ойратов как раз и выступали мои герои, реконструкторы из Зеленогорска. В жизни их клуба, которому всего год, это был первый масштабный исторический фестиваль.
«Каменная книга» проходила в прошлом году, мы приехали с Павлом Григорьевичем Курило. Руководитель клуба «Единорог» Андрей Генихович Рэй пригласил нас. У нас еще ни костюмов, ни оружия не было, мы только начали изучать литературу по комплектам. Он говорит: «Хотя бы посмотрите». Мы посмотрели. И я сказал: «Эх, Генрихович, не хватает, чтобы из-за угла выскакивали местные и орали «уралай», а то вашим ребятам, казакам, больно хорошо живется». Куда ни посмотришь, везде казаки есть, а местного населения нет. Совершенно нет, как будто пришли казаки, а тут добрые шорцы их встречают, и все хорошо.
Александр Перевезенцев, руководитель КИР «Тайдон»
И зеленогорцы взялись за изучение культуры кочевых племен ойратов, населения Джунарского ханства. Однако еще до фестиваля в прошлом году возник клуб, без которого, это понимал Александр Львович, они больше не могут.
Клуб придумали мы с моим одноклассником Алексеем Владимировичем Новиком. 4 июня 2020 года мы поняли, что мы доросли до него. Тут же подключились Ольга Телепнева, Павел Курило. Определили название. Если сказать его рыбаку, охотнику или туристу, он сразу представит, что это и где. Тайдон – это таёжная река в предгорьях Кузнецкого Алатау, очень чистая. Относительно рядом с экомузеем «Мунгатский острог», с Зеленогорском, нашим Крапивино, куда и приписан клуб. А еще «Тайдон» это с тюльберского переводится как «небесная вода».
Александр Перевезенцев, руководитель КИР «Тайдон»
Лирика лирикой, но с чего-то нужно было начинать, и сам Александр Львович вспоминает, что не все казалось простым поначалу. У единомышленников из других клубов за плечами уже 15-20 лет опыта в реконструкции, да и не в 45 лет затевать ресурсозатратное дело. Под ресурсом мы тут понимаем не только деньги, но также время, интеллектуальные и физические усилия. А к таковым лучше быть готовыми, если собираешься вдруг стать реконом.
Людей бесполезно привлекать. Нужные приходят сами. Промежуток вкалывания между праздниками многие просто не выдерживают. Даже слезы были: человек не выдержал того, что надо думать. Никто не подойдет и не скажет тебе: «Ты сделай вот так и так». Надо перелопатить кучу литературы, нужно загореться самому. А претензии у большинства на то, что ты сядь и мне все объясни.
Александр Перевезенцев, руководитель КИР «Тайдон»
Нужной оказалась одноклассница Александра Наталья Громова. Случайная встреча в честь 25-летия выпуска, слово за слово, вспомнили, что Наташа по специальности швея.
Я 15 лет не шила. Встретились мы с Александром Львовичем, он и говорит: «Сильно много времени у тебя свободного, нужно сшить два ойратских халата!». Боюсь, говорю, давно не работаю. Приносит мне распечатанную стопку фотографий, чертежей. Сделала я лекала.
Наталья Громова, член КИР «Тайдон»
Не обошлось и без ругани. Но сегодня Наталья крестьянка-полонянка в отряде хана Абака, на ней сарафан, платок и лапоточки, и ласково так глядит на нее видный джунгарский воин, в роли которого Павел Курило, ветеран внутренней службы.

Нужной клубу пришлась и Ольга Телепнева, дизайнер, фотограф, с давних пор знакомая с Александром Перевезенцевым и вовремя вернувшаяся на малую родину из Санкт-Петербурга, чтобы стать уважаемой ойратской женщиной, специалистом по женскому костюму.

Мужской костюм практически не менялся с годам. В чем проблема с женским? Они берут бабу из соседнего племени, она пришла со своим костюмом, и он переходит по наследству. Когда я искала информацию, я понимала, что это уже не монгольское платье, а скорее калмыцкое. На мне головной убор халмаг, платье терлег. Если его разложить, то длина подола будет 3,20 метра. По разным источникам, у них было от трех до 3,60 метра. Если женщина без верхней безрукавки цегдега, то она незамужняя. Пожалуй, я вдова ойратская.
Ольга Телепнева, член КИР «Тайдон»
Подтянулась молодежь: в клубе двое несовершеннолетних. Но что важнее, откликаться начали спонсоры, причем сами, добровольно: где бензином помогут, где инструментом.

Шаг за шагом всего за год клуберам, как они сами себя называют, удалось воссоздать костюмы, оружие, предметы быта кочевого народа ойратов. Появилось даже жилище – юрта.

Жизнь по законам ОПГ
Крапивинские реконы и сами мало знали о культуре Джунгарского ханства, население которого называется ойраты. Информация пришла во время интернет-раскопок, а также благодаря тому, что «Тайдон» стали узнавать и приглашать на мероприятия именитые клубы.
Когда распалась империя Чингисхана, боевому братству надо было куда-то деваться. Они отправились искать новые территории. На территории, которая краешком захватывала нашу Сибирь, в течение ста лет просуществовало Джунгарское ханство. Они действовали с позиции силы, говорили: «У тебя есть сила забрать ясак?». Так как мирные жители не особо сопротивлялись, они здесь и находили ясак. Прошел, скажем, купеческий обоз, выскочили из кустов ойраты, разграбили, следующему обозу это же и продали. Животноводством не занимались. Жили охотой и военной добычей.
Ольга Телепнева, член КИР «Тайдон»
Вольное житьё ойратов нарушил приход казаков. Последние во многом переняли у джунгар и воинские повадки, и вооружение. Сибирцам все равно было кому служить, лишь бы платили, и они перешли в подчинение «белого царя».
По большому счету, это организованная преступная группировка. У джунгар действовали все законы ОПГ. Насколько совести у хана хватало, так он и обзывал себя и свое войско.
Александр Перевезенцев, руководитель КИР «Тайдон»
Александр, конечно же, взял на себя роль хана Абака, персонажа вполне реального. Жил он на Кузнецкой земле примерно 300-320 лет назад, и окрестные сибирские племена были его кыштымами, то есть платили ему дань – ясак.
Джунгары жили по законам организованной преступной группировки
Он первый сумел договориться с казаками. Правда, через пять лет после этого его кинули и чуть не порубали, он убежал и скончался от ран в лесах. А потом его сын отомстил за отца.
Александр Перевезенцев, руководитель КИР «Тайдон»
Внушителен хан в длинном халате и шароварах, шапка надвинута на брови, усы, борода, на поясе меч, вокруг – лучшие воины в меховых головных уборах, при луках, стрелах и ножах. Прошу рассказать про оружие, и молодой «джунгар» показывает, как на скаку останавливали коней с помощью той самой пальмы, или совеня, который намного лучше тяжелых бердышей:
И оружие, и топор. В Бурятии, Эвенкии до сих пор с этим охотятся. Можно колоть, рубить, коня на скаку подсечь. Используя движение коня, опрокидывали его через голову.
Оказывается, Борис Бушуев из кемеровского клуба «Единорог», решил сыграть ойрата на сей раз, тем более, говорит, костюм татарина у него был. В исторической реконструкции он с 2010 года, когда его, водителя автопогрузчика, привел в хобби младший брат.
Меня сразу затянуло, а потом все больше-больше, как снежный ком. Сначала пластиковые мечи начал покупать, потом перешел на железо, на луки и костюмы. Первый костюм, который я начал собирать, – это была Русь, IX век. Потом мне подарили европейский доспех конца XIII - начала XIV веков. Позже буду приобретать юшман – стёганый доспех, подбитый металлом. Буду более боевой. У меня сейчас есть стегло – плотная одежда, защищающая от ударов, но не так, как кольчуга.
Борис Бушуев, член КИР «Единорог»
Непростые у моих собеседников и луки. Чтоб натянуть тетиву, нужна изрядная сила, иначе, как через ногу, ее и не натянешь. Дают попробовать прицелиться: туго поддается тетива. Говорят, если не будет защиты на предплечье, может срезать мясо до кости. Такое однажды произошло с Павлом Курило, а он только знай посмеивается в усы. Закаленными были люди прошлых эпох, закаляет это хобби и наших современников, далеко выводя из зоны комфорта.

Подбитые бобром охотничьи лыжи, старинные ножи-якуты, настоящая ойратская юрта, собственная кузница и море идей – например, начат ткать полотно на собственном, восстановленном по историческим чертежам, ткацком станке – «тайдоновцы» живут и мечтают о том, чтобы в сутках было 36 часов.

Зрители воспринимают их как аниматоров, знакомые через одного крутят пальцем у виска, близкие иногда пытаются запретить заниматься любимым хобби, а сами реконы не мыслят без него жизни. Оно и становится их жизнью.

– Собака лает, караван идет, – просто говорит Александр Львович, хан Абак и товарищ командир для курсантов военно-патриотического центра «Вымпел-Кузбасс».

Огромную работу делают клуберы «Тайдона» и по сохранению памяти о Великой Отечественной войне.
Патриотизм – через интерактив
Движение военизированных детских клубов, стремление прививать подросткам армейскую дисциплину и умение обращаться с оружием понимают и разделяют далеко не все. Для кого-то это оголтелый милитаризм, засорение юных душ ненужной в наше время страстью к орудиям убийства.

Племянник Александра Перевезенцева и сын Ольги Телепневой состоят в рядах «Вымпел-Кузбасс», изучают хроники войны, приемы самообороны и сборку-разборку огнестрельного оружия.
Тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую. Это раз. А два, посмотрите, что творится сейчас в кинематографе, в среде молодежи? У меня прадеды и дед воевали. Я считаю, я в долгу перед ними. Если это забудется, грош мне цена. Мы росли на этих рассказах, на этих фильмах. И как может дальше человек жить, говорить, что он образованный, воспитывать своих детей, не зная этот огромный пласт?
Александр Перевезенцев, руководитель КИР «Тайдон»
Войну клуберы изучают по фильмам, примечают детали. За неделю могут посмотреть три ленты. Александр Львович с первого кадра понимает, стоит ли доверять кинокартине или нет.

У «Тайдона» имеются и форма 1943 года, и полный комплект на капитана рабоче-крестьянской Красной Армии, в котором Александр выходит на парад для ветеранов 9 Мая.

Реконструкторы знают одну истину: дети лучше запомнят исторические факты, если сами потрогают предметы тех лет.
Когда мы приехали на сборы, на моего 11-летнего сына навесил пистолет-пулемет Шпагина, и на марш-бросок. И когда ты прочувствовал, как это ползти с ППШ, сколько весит автомат, какие габариты, ты дернул затвор, потрогал пуговки, пряжку, надел пилотку, фуражку, костюм, – и у ребенка совершенно другое восприятие. Смотря фильм, он уже никогда не будет думать, что они бегут, и им легко. Он будет понимать, каково это бежать, обвешанным скаткой, фляжкой, подсумками. Ни картинкой, ни рассказом не дашь почувствовать это детям.
Ольга Телепнева, член КИР «Тайдон»
С подсумками у клуберов была занимательная история, доказывающая теорию интерактивной пропаганды патриотизма. В прошлом году сотрудники Крапивинского краеведческого музея ездили на раскопки в Ленинградскую область, и поисковый отряд передал им некоторые отнятые у земли трофеи. Члены «Тайдона», одетые в форму военных лет, пришли позже в музей, их пригласили на мероприятие. На Павле Курило как раз были надеты недавно купленные новые подсумки. Каково же было удивление ребятишек, когда они увидели откопанные реальные подсумки павших в сражении солдат и их копии на Павле!
Через сильную эмоцию в детскую память закладываются правильные вещи. Правильные от слова «правда». Историческая правда.

В погоне за исторической правдой истинные реконы порой устраивают баталии за… тип ниток, которыми должны быть пришиты пуговицы на костюме.
Подытоживая историю об истории, скажу, что реконструкция не терпит поверхностного отношения и сразу отсекает слабаков. Тут нужен особый склад ума, пожалуй, чтобы, приходя с обычной работы домой, погружаться в эпохи ушедшие с головой, вместо просмотра телевизора шить себе костюм или рыться в поисках достоверных данных о вооружении всеми позабытого этноса.

Александр Перевезенцев с детства собирает солдатиков, в его коллекции сегодня 3200 штук. Ольга Телепнева своими руками создает сувениры и вручную шьет свои костюмы.

Каждый заряжен ли, заражён ли любовью к истории и желанием проживать, кроме своей, еще одну жизнь: хана, воина, полонянки…

Джунгары освоены, впереди новые планы – создать туристический маршрут «Тропой сибирского охотника» в Зеленогорске. Для этого у клуба «Тайдон» есть самое главное: руки и стремление. Где бы только раздобыть 36 часов в сутках?
Текст Надежды Бойковой
Фото Надежды Бойковой и из архива КИР «Тайдон»