«Всё вокруг временно»
в Кемерове открылась выставка современного искусства
Непостоянство, хрупкость, двойничество, иллюзии, а также тревога и боль – основные мотивы выставки кемеровской художницы Тани Ахметгалиевой «Временный дом», открывшейся впервые в ее родном городе в здании бывшей главной конторы Кемеровского рудника Копикуза. Семена всех проросших впоследствии тем в сердце Тани посеял Кемерово, город, в котором она родилась и получила первое художественное образование – она окончила Кемеровское областное художественное училище. Свой талант и технику Ахметгалиева оттачивала в Санкт-Петербурге, в Государственной промышленно-художественной академии им. А.Л. Штиглица, а потом в фонде культуры и искусства «Институт Про Арте». Сегодня кемеровчане могут погрузиться в мир художницы в самых старых стенах города, в неповторимой атмосфере исторического дома, где ее работами заняты оба этажа и подвал.
Встреча с иллюзиями
Скажем сразу: Ахметгалиева – это не реализм, не портрет, не цветочки, не котики. Таня работает в сюрреализме, ее метод – психоанализ, а ведущий контекст – это столкновение точек роста и энтропии в человеке и вокруг него. То бишь ее искусство – это современный арт во всей своей красе, и художница не ограничивает себя лишь академическими техниками живописи и графики.
Техника не главное. Я не хочу себя в ней ограничивать. Сейчас я использую любую, в зависимости от идеи. Это может быть, что угодно: акварель, холст, масло, текстиль, объекты из любых материалов, трехмерная digital-графика, видео.
Таня Ахметгалиева, художница
У нее нет приклеенных скотчем к стене бананов, но видеоинсталляции в подвале бывшей конторы Копикуза – как выставка в выставке, самостоятельное шоу, способное побудить к психоделическому переживанию измененного состояния сознания.

Кто же такая Таня Ахметгалиева, и почему она почти наверняка удивит вас своей непохожестью на других местных художников?

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
1. Выставки

Выставлялась в ГМИИ А.С. Пушкина (Москва, Россия), в Русском Музее (Санкт-Петербург, Россия), Московском музее современного искусства (Москва, Россия), Центре современного искусства Винзавод (Москва, Россия), Центральном выставочном зале Манеж (Москва, Россия), галерее Calvert 22 Foundation (Лондон, Великобритания), Galerie Forsblom (Хельсинки, Финляндия), галерее Марины Гисич (Санкт-Петербург, Россия), в галерее Риджина (Москва, Россия).
Участник Параллельной программы 57-й Венецианской биеннале.
Всего проведено почти 20 персональных и более 40 групповых выставок в России, Швейцарии, Финляндии, Италии, Великобритании, Германии, Франции.

«Временный дом» - первая персональная выставка в родном городе художницы Кемерове.


2. Награды

2010
Премия Кандинского, номинация Молодой художник года — финалист, Москва, Россия
Новояз, Первый приз, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

2015
Премия Сергея Курехина, номинация Лучшее произведение визуального искусства, Санкт-Петербург, Россия

2016
Премия Сергея Курехина — Специальный приз Французского института, Санкт-Петербург, Россия


3. Резиденции

2019
Atelier Mondial, Базель, Швейцария

2017
Программа Художник-в-Резиденции, 4 Уральская Индустриальная Биеннале Современного Искусства, Екатеринбург, Россия

2016
Cite Internationale des Arts, Париж, Франция

2010
Резиденция I Уральской Индустриальной Биеннале Современного Искусства, Камвольный комбинат, Екатеринбург, Россия


4. Где находятся ее работы?

Работы находятся в коллекциях Московского музея современного искусства (Москва, Россия), музеях Kiasma (Хельсинки, Финляндия), EMMA (Эспоо, Финляндия), Turku Art Museum (Турку, Финляндия), а также в частных коллекциях России и Европы.
Сотрудничает с Galerie Forsblom.
В мире современного искусства Ахметгалиева признанный мастер. Кемеровская выставка – это своего рода творческая ревизия ее произведений за несколько лет.
Автор работ Таня Ахметгалиева
«Временный дом» - это особое состояние, которое мы можем ощущать в путешествии, когда мы являемся гостем в том или ином месте. Для меня это дом, в котором мы сейчас находимся, где развернется воображаемый луна-парк. Это наша жизнь в целом. Мы везде временны, где бы мы ни были, и всё вокруг временно. Я уверена, есть люди, которые это так же чувствуют. Через мои работы человек встречается со своими иллюзиями, снами, мечтами, полетами.
Таня Ахметгалиева, художница
Второй этаж. Двойники
Работы Тани занимают все здание на Гравийной, 40/1, рекомендуется начать осмотр со второго этажа, спускаясь в подвал. Здесь вам встретятся текстильные работы, живопись, графика и видео, созданные автором в 2009-2021 годах. Кроме контрастов на картинах, зритель может почувствовать светотеневой контраст: самый освещенный второй этаж, затененный ветвями деревьев первый и темный, подсвеченный красными лампами подвал.

Когда организаторы выставки предложили Ахметгалиевой помещение бывшей конторы Копикуза, она пришла в восторг.

Поговаривают, что в 1937-м в подвале этого здания расстреливали репрессированных
Здание красивое, живое, невероятное. Это самое начало, важнейшая часть истории нашего города, большая ценность. Для меня очень трепетно быть здесь со своей выставкой. Мне нравится, как мой мир и этот дом зажили вместе, как будто ждали друг друга.
Таня Ахметгалиева, художница
Начиная с 1917-го, года постройки, каменные стены памятника регионального значения перевидали многое: Акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей, штаб колчаковской армии, 1-ю комсомольскую ячейку Кемрудника, правление АИК «Кузбасс», кабинет ее председателя Себальда Рутгерса.

Поговаривают, что в 1937-м в подвале производились расстрелы репрессированных.

Здесь высокие потолки и окна, широкие дверные проемы, каменная кладка выщерблена временем, местами раствор крепче камня, на фронтоне выложено «Главная контора», так называл дом сам Рутгерс.

На голых стенах второго этажа – часто всего одна на стену – акварели из серии «Двойники». Единство и борьба противоположностей внутри одного человека – одна из тем, привлекающих автора.

Татьяна работает психоаналитическим методом, который строится на том, что у человека есть темная сторона, которую не каждый принимает. Бессознательное человека темные аспекты личности выявляет через сон, через пограничные состояния. Дали – яркий представитель такого явления. Он на грани бессознательного останавливал себя, и на этом уровне начинал писать.
Наталья Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК
Работа «Хрупкие конструкции» была специально создана для выставки в Кемерове. Две фигуры, два состояния. В картинах Тани удвоение реальности нормально, а двойники - естественные обитатели множества возможных миров.

Раскрывает художница тему света и его отсутствия. Это заметно в двух текстильных работах, представленных в одной из комнат конторы Копикуза. Замена мазка стежком нити одно время была особенно интересна нашей землячке, в последнее время Ахметгалиева отходит от него.

Обычно современное искусство поднимает темы феминизма, актуальных политических контекстов, но Таня такие контексты не берет, она берет плоскость своей жизни, страхи, свое личное, которое масштабирует в соединении абстракции и предмета. У человека есть деструктивные и позитивные ростки, она их сталкивает и не говорит, что побеждает. Практически все – это полутона.
Наталья Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК
Первый этаж. Gamebreakers
Спустившись этажом ниже, можно обнаружить живописные и графические работы, центральным сюжетом которых становится момент перелома – в сознании, действиях, мыслях. Это слом игры. Каждый знаком с подобными состояниями. Таня опять препарирует глубинные слои психики, в которых таятся и страхи.

Большинство работ где-то на краю сознания вызывают тревогу: здесь много красного, много глаз, много острых углов.

Это не могли не заметить кемеровские художники-граффитисты, пришедшие на выставку. Единственная в городе девушка, подвизающаяся на поприще уличного искусства, Маха, о собственном творчестве которой можно почитать здесь, оценила помещение и творчество Ахметгалиевой.
Мне кажется, очень заметно, что она жила за рубежом. В Берлине есть пара, которая делает муралы. И местами это очень похоже, по цветам и по формам. Помещение – просто супер. Мне кажется, тут надо выставиться. Это технически очень круто, свежо выглядит, проработано. Это однозначно нужно видеть.
Маха, кемеровская художница граффити
Здесь выставлена работа «Временный дом» (холст, масло, 2020). Фигура напоминает карусель – сложный символ, связанный со временем, замкнутостью, неизбежностью и бесконечным повторением. Он снова встретится нам в подвале.

Для художницы полотно «Временный дом» – это и механизм, и живой организм, и строение, и скульптура. Это еще не движение, но лишь его возможность. И всегда найдется нечто, что будет затормаживать, снижать скорость.

Рост и энтропия. Энтропия и рост.

Много сценической эстетики и ритма можно найти на картинах Ахметгалиевой. Первая подчеркивает иллюзорность реальности, второй предлагает идею вечного возвращения.
Если человек понервничает, то он может начать линовать тетрадку, и приходит успокоение. Регулярность дает успокоение. Это нерациональный способ познания мира. Ритмические вещи – способ жить. В абстракции каждая картина – это модель мира. Он несовершенный, и человек не обязан его делать совершенным. Он сложный, большой и непознанный, и человек не обязан его идеально познавать. Он загадка, которая не требует разгадки, и это тоже особенность понимания современного мира Ахметгалиевой.
Наталья Попова, кандидат искусствоведения, доцент КемГИК
Подвал. Видеоарт
Чем ниже мы спускаемся по лестницам старинной конторы Копикуза, тем больше усиливается тревога, тем темнее вокруг и тем глубже мы оказываемся в мире Тани Ахметгалиевой, в мире временного дома.
Видеоартом я занимаюсь уже более 15 лет. Мне очень нравится исследовать и фиксировать окружающий мир с помощью камеры, а потом из разрозненных сюжетов конструировать свои истории, играть с изображением, портить его, искажать, перекрашивать, засвечивать. Я часто сотрудничаю с музыкантами, саунд-художниками. Звук, музыка имеют колоссальное значение. Видео может выходить за пределы экрана, быть расположено в пространстве, трансформировать его и взаимодействовать с ним. Все это безумно интересно. Настоящая завораживающая игра.
Таня Ахметгалиева, художница
Подвал и впрямь завораживает. Здесь темно, сыро, прохладно, на стенах лампы из красного стекла. Мы словно уже во сне, немного пугающем, таинственном, наполненном узкими путаными коридорами.

В пяти комнатах запущены видеоролики. Каждое помещение - отдельная история. Блики от экранов, на которые изображение подается с помощью проекторов, ложатся на старый кафель стен, зеркала, раковины.­

В подвале легко потерять счет времени. Спутать сон с явью. Стены гасят звуки внешнего мира, сюда не поникает свет.

На экранах оживает графика Ахметгалиевой. Все то, что мы видели наверху, внизу переплетается, наслаивается друг на друга, перетекает одно в другое.

Звуковое оформление соответствующее.

Подвал похож на комнату психологических экспериментов. Здесь можно остаться и наблюдать за внутренними изменениями.

Граффитисты устроили небольшой театр теней из собственных фигур. Почему нет? Во временном доме возможно все.

Таня предлагает зрителю лазейку от боли и страхов в иллюзорную реальность.

Искусство помогает справиться с тяжёлыми чувствами, переживаниями, поддерживает, даёт возможность говорить, найти некоторый баланс. Если нет возможности справиться с внешними обстоятельствами, всегда можно сконструировать свою собственную вселенную, пусть и иллюзорную.
Таня Ахметгалиева, художница
Увидеть персональную выставку нашей землячки можно в бывшей конторе Копикуза на улице Гравийная, 40/1 до 6 сентября 2021 года.
Текст и фото Надежды Бойковой